Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
Научно-практический рецензируемый журнал "Вестник Мининского университета"

Журнал «Вестник Мининского университета» представляет собой издание научно-исследовательского и научно-практического направления, на страницах которого публикуются оригинальные исследования, проекты, обзоры, сообщения, касающиеся актуальных вопросов педагогического, психологического и философского знания, а также развития и модернизации образования в целом.

Цель журнала – создание безбарьерного коммуникативного пространства взаимодействия представителей научного сообщества для свободного обмена информацией, опытом, а также результатами теоретических и прикладных исследований в области педагогики, психологии и философии.

Редакция осуществляет научное рецензирование (двустороннее слепое) всех поступающих в редакцию материалов с целью экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии хранятся в издательстве и редакции в течение 5 лет. Редакция журнала направляет копии рецензий авторам статей, а также, при поступлении соответствующего запроса, в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Журнал является сетевым изданием, зарегистрированным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ N ФС 77— 50782.

Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. ISSN 2307–1281.

Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.


Статьи журнала принимаются по следующим группам научных специальностей: 

  • 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
  • 13.00.03 – Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (педагогические науки)
  • 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)
  • 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
  • 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)
  • 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки)
  • 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)
  • 09.00.03 – История философии (философские науки)
  • 09.00.08 – Философия науки и техники (философские науки)
  • 09.00.13 – Философская антропология, философия культуры (философские науки)
  • 09.00.14 – Философия религии и религиоведение (философские науки)


Статьи журнала распределяются по следующим рубрикам: 

Педагогические науки 
• Управление образованием 
• Профессиональное образование 
• Общие вопросы образования 
• История педагогики и образования 
• Коррекционная педагогика 
• Теория и методология образования 
Психологические науки 
• Общая психология, психология личности, история психологии 
• Социальная и организационная психология 
• Педагогическая психология 
• Психология развития, акмеология 
Философские науки  
• История философии 
• Философия науки и техники 
• Философская антропология, философия культуры 
• Философия религии и религиоведение 

Журнал является рецензируемым изданием, включенным в национальную информационно-аналитическую систему РИНЦ (Договор с РИНЦ: №210–04/2014 от 14.04.2014), в электронно-библиотечную систему (ЭБС) "Лань".

Импакт-фактор РИНЦ 2019 - 2,070

Журнал включен в международные библиографические и реферативные базы данных:

Журнал является сетевым продолжающимся изданием и не имеет печатного эквивалента. 

 

Текущий выпуск

Том 9, № 2 (2021)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

66
Аннотация

Введение. Формирование и укрепление кадрового потенциала войск национальной гвардии Российской Федерации невозможно без формирования определенной духовно-нравственной составляющей. Данная составляющая непосредственно связана и, более того, определяется спецификой военной службы в войсках национальной гвардии как особого вида деятельности. В ходе рассмотрения ценностной составляющей кадрового потенциала необходимо не только определить наиболее значимые, но и оценить уровень их значимости для субъектов военно-профессиональной деятельности. Оценка значимости ценностей военной службы, на наш взгляд, может быть решена в ходе социологического анализа данной проблемы. Это связано с тем, что в данном случае наиболее целесообразно рассмотрение оценок значимости тех или иных ценностей, выявление причин, факторов и условий, влияющих на такие оценки как минимум одной из социальных групп – курсантов, которые обучаются в военном институте.
В данной статье представлен обзор ряда методик оценки кадрового потенциала военной организации, описанных в российских и зарубежных научных изданиях, рассмотрена приемлемость использования данных методик в системе военных и силовых структур, в том числе и в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для оценки кадрового потенциала военной организации проведена апробация методики оценки кадрового потенциала на основе определения иерархических ценностных структур, описаны результаты исследования на базе Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.
Материалы и методы. Анализ ответов респондентов на вопросы социологической анкеты, проведение факторного анализа, проведение процедуры многомерного шкалирования полученных факторов с использованием процедуры Alscal, обобщение и структурирование полученных результатов.
Результаты исследования. Общий список публикаций, изученных в рамках проведенного научного исследования, составил 1387 российских и зарубежных работ. Содержание отобранных научных работ позволяет дать характеристику наиболее распространенным методам оценки кадрового потенциала (регрессионный анализ, использование критерия Манна-Уитни, анализ иерархий ценностных структур).
Обсуждение и заключения. Проведенный анализ по выявлению иерархии ценностных структур у опрашиваемых показал, что основу последних составляют корпоративные и профессиональные ценности, в различной степени оказывающие влияние на стабильность и уровень кадрового потенциала личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации.

52
Аннотация

Введение. Развитие деловой сферы и научно-технический прогресс задают темпы модернизации инженерного образования и заставляют искать оптимальные и максимально приближенные к реальным рабочим условиям способы повышения и развития профессиональных компетенций и гибких навыков выпускников вузов. Определяющим направлением во всех профессиональных сферах стала междисциплинарность, воссоздание которой в условиях образовательного процесса имеет огромный потенциал для стимулирования исследований, внедрения их результатов в практику и оптимизации развития гибких навыков студентов.
Материалы и методы. Исследование базируется на анализе и сравнении отечественного и зарубежного опыта по проблеме статьи; педагогическом наблюдении за образовательным процессом; изучении и обобщении педагогического опыта, опытно-экспериментальной работы.
Результаты исследования. На базе Самарского государственного технического университета был реализован междисциплинарный проект «Программно-аппаратный комплекс дополненной реальности как средство изучения иностранного языка» со студентами разных факультетов. Обоснование выбора данной темы проекта связано с актуальностью применения информационных технологий в образовании и необходимостью изучения профессионально ориентированного иностранного языка, что в совокупности должно привести к созданию инновационного методологического обеспечения образовательного процесса. С целью развития гибких навыков студентов особое внимание уделялось групповой динамике, процессам и ролевым функциям, лидерству, а также факторам окружения и контекста. Было выделено несколько условий междисциплинарного взаимодействия: стабильные рабочие отношения, соблюдение которых развивает гибкие навыки коммуникативной грамотности; эффективное разрешение конфликтов, что стимулирует развитие навыков мышления; четкое распределение ролей и адекватное время, актуализирующее управленческие навыки и навыки self-менеджмента; общая цель, успешность реализации которой зависит от комбинации основных групп навыков –управленческих, навыков эффективного мышления, self-менеджмента и коммуникации.
Обсуждение и заключения. Практическая работа в рамках междисциплинарного проекта подтвердила необходимость развития гибких навыков для достижения дальнейшего профессионального успеха. Наиболее эффективно этот процесс может реализовываться в ходе междисциплинарного взаимодействия благодаря его потенциалу, представленному его ресурсами, идеями и подходами из разных областей, и возможностям для развития гибких навыков студентов вуза.

60
Аннотация

Введение. В данной статье рассмотрены проблемы готовности преподавателей вуза к реализации инклюзивной образовательной практики с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху.

Материалы и методы. Были использованы: анкета по диагностике готовности преподавателей к инклюзии; «Шкала эмоционального отклика» (Ваlаnced Emotional Empathy Scale - BEES) (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн); опросник «Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми» (по В.Г. Маралову).
Результаты исследования. Как показало исследование, только 47,1% респондентов на достаточном уровне владеют знаниями нормативной базы по реализации инклюзивного образования, 23,5% знакомы с опытом внедрения инклюзивного образования в России и за рубежом. 88,2% респондентов согласны с приоритетностью инклюзивного образования в развитии системы образования России, 73,5% позитивно относятся к включению лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху в образовательный процесс вуза. Однако 80,8% респондентов не видят самих себя центром изменений в образовательном пространстве высшей школы. Только 17,6% опрошенных демонстрируют осведомлённость в аспекте психолого-физиологических особенностей развития, специфике коммуникативной и когнитивной деятельности глухих и слабослышащих. 88,2% опрошенных не смогли назвать особые образовательные потребности в средствах адаптации и реабилитации последних.
Обсуждение и заключения. Были выявлены проблемы, сдерживающие развитие готовности преподавателей к работе в условиях инклюзивного образования. Имели место фрагментарность знаний в аспекте психолого-физиологических особенностей развития, непонимание специфики коммуникативной и когнитивной деятельности глухих и слабослышащих, педагогических технологий работы с инвалидами по слуху, особых образовательных потребностей в средствах адаптации и реабилитации. Диагностированы проблемы реализации преподавателями личностно ориентированного подхода в образовании, который является обязательным условием инклюзии. Таким образом, результаты констатирующего исследования позволяют выявить проблемы личной готовности, возникающие у преподавателей высшей школы, имеющих разный опыт «вхождения» в инклюзивную культуру и практику, и на основе этого выстроить программы психологической (методической, образовательной) поддержки в соответствии с их запросом.

52
Аннотация

Введение. В статье автор анализирует концептуальные положения организации профессионального воспитания будущего учителя в пространстве педагогического университета. Анализируются современные тренды социокультурного пространства и изменения в образовательной действительности, происходящие в настоящем времени. Период мощного роста технологизации и глобализации, возникновение пандемии позволяют говорить о небывалом темпе изменений и перемен в обществе, когда мы вышли уже за рамки образа пресловутого VUCA world к миру неизвестному и непредсказуемому. Автор анализирует сущность воспитательного результата и воспитательного пространства. В статье излагаются рассуждения о феномене цели в профессиональном воспитании учителя, сущностным ядром которого является профессиональное мировоззрение будущего учителя, вбирающего сложный феномен его профессионального бытия.
Материалы и методы. В статье применяются методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования. Целью статьи является определение концептуальных положений профессионального воспитания будущего учителя.
Результаты исследования. Цель профессионального воспитания будущего учителя определяется как формирование профессионального мировоззрения на основе развития базового духовно-нравственного императива личности. Методология организации профессионального воспитания в пространстве педагогического университета определяется методологическим единством конвенционального, пространственного, событийного и аксиологического подходов. Принципами профессионального воспитания автор определяет принцип свободы и осознанности, веры, конвенции поколений, совместного проживания образовательной действительности. Средовым решением реализации профессионального воспитания является конвенциональное со-бытие преподавателя и студента.
Обсуждение и заключения. В выводах автор подчеркивает необходимость исследования педагогических условий реализации конвенциональных практик в образовательном пространстве педагогического университета, а также поиска способов преодоления проблем организации профессионального воспитания будущего учителя, что составляет перспективу дальнейших исследований. Статья адресована научному педагогическому сообществу, исследователям образования в высшей школе, организаторам воспитательной деятельности в педагогических университетах.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА 

48
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме комплексного изучения раннего развития детей с синдромом Дауна на основе принципов Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Проведен анализ сопоставимости параметров описания актуального уровня развития ребенка с нормальным и нарушенным онтогенезом в популярных методиках диагностики раннего развития с параметрами описания, принятыми в новой классификационной системе МКФ. Представлен опыт обработки и интерпретации результатов психолого-педагогического изучения когнитивной, речевой и двигательной сферы детей раннего возраста в контексте выраженности ограничений их повседневной жизнедеятельности и здоровья. Описана методика установления функционального и реабилитационного диагноза, а также процедура документального оформления результатов проведенного психолого-педагогического изучения с учетом классификационных категорий, принятых в МКФ. Определена значимость полученных результатов для взаимодействия междисциплинарной команды специалистов в рамках Службы ранней помощи.
Материалы и методы. При написании статьи применялись методы изучения отечественных и зарубежных литературных источников; обобщение и систематизация результатов изучения когнитивной, речевой и двигательной сферы детей раннего возраста с синдромом Дауна; экспериментальные методики и шкалы оценки своевременности развития детей в раннем возрасте.

Результаты исследования. Рассмотрено многообразие подходов к изучению развития детей с нормальным и нарушенным развитием в раннем онтогенезе. На основе изучения отечественных и зарубежных литературных источников были отобраны наиболее распространенные методики комплексной оценки когнитивной, речевой и двигательной сферы детей раннего возраста с нарушениями развития и проведена оценка их сопоставимости с параметрами описания, принятыми в классификационной системе доменов МКФ. Анализ данных показал, что в процессе изучения отдельных или системных показателей раннего развития детей раннего возраста с синдромом Дауна могут применяться любые знакомые специалисту диагностические средства, прошедшие процедуру экспериментальной апробации и валидизации. При этом в модификации нуждается лишь процесс обработки, интерпретации и окончательного оформления результатов тестирования в протоколе, в то время как стимульный материал и процедура проведения исследования не нуждается в какой-либо модификации.

Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что МКФ может эффективно применяться на всех этапах изучения детей раннего возраста не только с синдромом Дауна, но и любыми вариантами нарушенного развития. Внедрение МКФ профилей в процесс документального оформления результатов первичной диагностики и динамического наблюдения обеспечивает согласованность взаимодействия специалистов Службы ранней помощи как внутри организации, так и на межведомственном уровне.

62
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме изучения психологических особенностей пациентов с заиканием. Представлен теоретический обзор классических и современных подходов к изучению личности заикающихся и их социально-коммуникативных навыков. Представлены результаты экспериментального исследования, определяющие взаимосвязь между социально-коммуникативными способностями и показателями личностной и реактивной тревожности заикающихся пациентов. Определена значимость полученных результатов для построения и реализации работы междисциплинарной команды специалистов.
Материалы и методы. При написании статьи применялись следующие методы: теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных источников; обобщение и систематизация результатов изучения личностной сферы заикающихся пациентов; экспериментальные методики изучения социально-коммуникативных и психологических особенностей пациентов с заиканием; методы статистической обработки экспериментальных данных.
Результаты исследования. Рассмотрено многообразие подходов к изучению личностных особенностей лиц с заиканием. В процессе изучения литературных источников была выявлена взаимосвязь состояния эмоционально-личностной сферы и коммуникативно-речевых возможностей пациентов с заиканием, что в дальнейшем нашло подтверждение при анализе результатов эмпирической части исследования. Анализ данных показал, что уровень социальной тревожности и страха негативной оценки (выраженность социальной фобии) у пациентов с заиканием в несколько раз превышают нормальные показатели и коррелируют с жесткостью фиксации на речевом дефекте. В ходе исследования обнаружены инвариантные и вариативные компоненты в структуре социально-коммуникативной дезадаптации пациентов с заиканием. К инвариантным компонентам мы отнесли наличие высокой социальной тревожности (социального дистресса, избегания и страха негативной оценки) в сочетании с неадаптивной системой социальных установок, характерные для большинства заикающихся. К вариативным компонентам относятся индивидуальные особенности проявления ситуативной тревожности и социально-психологические характеристики затрудненного общения, которые носят персонализированный характер.
Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что выявленные трудности и особенности социально-коммуникативного функционирования пациентов с заиканием определяют необходимость проектирования иерархически выстроенной педагогической модели логопедического воздействия, позволяющей учесть инвариантные и вариативные компоненты в структуре социально-коммуникативной дезадаптации и дифференцировать коррекционное воздействие в контексте алгоритмизированного и персонифицированного подходов к логопедической реабилитации.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 

63
Аннотация

Введение. В статье представлены результаты исследования и эмпирической проверки разработанной Н.Б. Карабущенко с соавторами теоретической модели интеллектуального проявления личности в аспекте раскрытия социально-интеллектуальных особенностей распознавания лицевой экспрессии студентами из России и стран Азии, а также эмоционального, культурного и социального интеллекта личности.
Материалы и методы. Эмпирическая проверка гипотезы проведена на российских и азиатских студентах Российского университета дружбы народов (РУДН) (всего 242 человека) методом сравнительного анализа посредством SPSS Statistics.
Результаты исследования. В статье подтверждена гипотеза об общих основаниях и специфических особенностях проявления структурных, функциональных, содержательных компонентов, динамической и процессуальной составляющих предложенной модели интеллектуального проявления личности в аспекте раскрытия социально-интеллектуальных особенностей распознавания лицевой экспрессии студентами. В содержательном компоненте монгольские и южнокорейские студенты отличаются ориентацией на монокультурность диалога; китайские студенты – ориентацией на регламентированный характер диалога; российские студенты – ориентацией на поликультурность диалога. В структурном компоненте у монгольских студентов деятельность в общении направлена на себя в диалоге; у российских и китайских студентов – на отношения с партнером при нерегламентированности чувств и удовольствии от диалога у российских студентов; у вьетнамских студентов – на ограничение эмоциональной деятельности. С точки зрения функции коммуникации и антиципации монгольские студенты ориентированы на интровертированный характер взаимодействия; российские студенты – на экстравертированный характер взаимодействия; южнокорейские студенты – на высокую эмоциональную сонастройку с партнером по общению; вьетнамские студенты – на непроявленный эмоциональный характер взаимодействия. В динамической и процессуальной составляющих модели монгольские студенты ориентированы на актуальную ситуацию общения; российские, китайские и вьетнамские студенты – на предвосхищение дальнейшего развития диалога; южнокорейские студенты – на отражающе-предвосхищающую ситуацию общения.
Обсуждение и заключения. Результаты исследования используются при работе с российскими и азиатскими студентами для консультационной практики на базе Кабинета психологической поддержки РУДН.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 

80
Аннотация

Введение. Ситуацию с пандемией можно охарактеризовать как трудную, экстремальную, коснувшуюся всех сфер жизни. Данная ситуация привела к огромному ряду ограничений и вызвала панику, шквал негативных эмоций у населения. Неопределенность ситуации была связана с непредсказуемостью, с отсутствием возможности прогнозировать развитие, а также с неконтролируемостью, т.е. способностью управлять развитием событий. Вынужденный переход на дистанционные формы обучения в «первую волну» выявил ряд трудностей и ограничений во всех структурных компонентах образовательной среды и показал неготовность его внедрения как в организационном, так и в психологическом плане. Избыточность информационного потока, многозадачность при дистанционном формате обучения – все это негативно повлияло на психоэмоциональное состояние обучающихся. Преодоление трудностей и осознанное принятие дистанционных форм обучения связано с развитием личностных качеств, среди которых сопротивляемость будет наиболее релевантна возможностям позитивного преодоления. В статье обобщены и проанализированы результаты теоретических и эмпирических исследований в трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященные трудностям и возможностям дистанционных форм обучения, представлены результаты опроса с целью получения информации от студентов относительно их отношения к дистанционному формату обучения и сложностей, с которыми они столкнулись в период самоизоляции. Учитывая необратимость процесса дальнейшего внедрения дистанционного обучения, отмечается необходимость глубокой критической оценки всех возможностей и трудностей, а также нахождения социально-психологических факторов, ресурсов, механизмов, способствующих осознанному принятию и выбору адекватных форм, стратегий поведения со стороны участников образовательного процесса.
Материалы и методы. Статья носит характер аналитического обзора, где осуществлена попытка систематизации научного психолого-педагогического знания по проблеме трудностей и ограничений в различных структурных компонентах образовательной среды и нахождения ресурсов преодоления неопределенной, трудной ситуации, связанной с последствиями пандемии и внедрением дистанционных форм обучения. Основным методом изучения данной проблемы является теоретический анализ информации в трудах отечественных и зарубежных авторов, где представлены теоретические и эмпирические исследования, посвященные внедрению, возможностям и рискам дистанционных форм обучения.
Результаты исследования. Рассмотрены и проанализированы проблемы, связанные с внедрением дистанционных форм обучения в структурных компонентах образовательной среды; представлены модели дистанционного обучения, позволяющие обеспечить соответствующее качество подготовки обучающихся. Приведены результаты опроса студентов различных факультетов Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского относительно трудностей и отношения к дистанционному формату обучения в период самоизоляции.
Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о необходимости дальнейшего теоретического анализа и обобщения имеющихся научных исследований по внедрению, возможностям и рискам дистанционных форм обучения. На основании результатов немногочисленных психологических исследований отечественных и зарубежных авторов доказывается необходимость дальнейшего изучения проблемы влияния дистанционных форм обучения на личность обучающихся, а также нахождения факторов, ресурсов, механизмов, способствующих осознанному принятию и выбору адекватных форм и стратегий поведения со стороны участников образовательного процесса. Обосновывается важность поиска личностных и средовых ресурсов человека при выходе из трудных, неопределенных ситуаций, связанных с цифровизацией обучения.

55
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме оптимизации дидактических условий комплексного сопровождения профессиональной подготовки специалистов для современного киберспорта на основе современных цифровых технологий. В статье представлены данные литературного обзора, а также основное содержание научно-исследовательской работы, направленной на создание ИТ-сервиса «КиберЛаб», позволяющего выявлять уровень готовности к профессиональной деятельности киберспортсмена и обеспечивающего возможность определения на основе предварительной комплексной диагностики оптимальной стратегии (содержания, методов и этапов) комплексного сопровождения профессиональной подготовки киберигрока, направленного на повышение его игрового потенциала. Определена значимость полученных результатов и возможность применения ИТ-сервиса в системе профессиональной подготовки специалистов для киберспорта.
Материалы и методы. При написании статьи применялись следующие методы: теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных источников; обобщение и систематизация результатов социологического опроса специалистов сферы кибериндустрии, экспериментальные методики изучения профессионально значимых характеристик киберспортсмена; методы статистической обработки экспериментальных данных, экспериментальное моделирование, проектирование и программирование ИТ-сервиса.
Результаты исследования. На основе проведенного теоретического изучения проблемы была разработана модель комплексного сопровождения профессиональной подготовки специалистов для киберспорта. С целью оптимизации дидактических условий комплексного сопровождения профессиональной подготовки киберспортсмена был разработан и апробирован ИТ-сервис, включающий безопасные и эффективные психофизиологически обоснованные алгоритмы и методики профессиональной подготовки и сопровождения киберспортсменов. В течение 2019-2020 года на базе Лаборатории киберспортивных рекордов были реализованы задачи по внедрению современных цифровых технологий в систему комплексного сопровождения профессиональной подготовки киберспортсменов. Был разработан ИТ-сервис «Кибер Лаб», который прошел экспериментальную апробацию и внедрен в практическую работу лаборатории в рамках проводимых мероприятий по комплексному сопровождению профессиональной подготовки киберспортсменов, находящихся на разных этапах профессионального становления. В экспериментальной апробации модели комплексного сопровождения профессиональной подготовки киберспортсменов с применением автоматизированного ИТ-сервиса, позволяющего осуществлять комплексное изучение и развитие игрового потенциала спортсмена, принимало участие 60 спортсменов, в т.ч. 35 игроков, выразивших свое желание и согласие принять участие в апробации новой модели сопровождения, и 25 игроков, включенных в группу сравнительного изучения. По окончании первичного обследования были составлены индивидуальные профили, отражающие игровой потенциал каждого игрока и структуру имеющихся у них психофизиологических и психологических показателей, коррелирующих с индивидуальными игровыми достижениями. Первичные выявленные показатели в контрольной и экспериментальной группах не имели достоверных различий, т.е. начальный уровень в обеих группах был сопоставимым по всем характеристикам. На основе автоматизированного сопоставительного анализа полученных данных были разработаны индивидуальные рекомендации и программы тренинговой работы, направленные на оптимизацию психофизиологических предпосылок игрового потенциала спортсменов. По окончании исследования в феврале 2020 года было проведено повторное изучение индивидуальных показателей киберспортсменов. Сравнительный анализ результатов повторного изучения участников эксперимента показал, что игровые показатели в экспериментальной группе улучшились на 17,8% по сравнению с 9,3%, полученными игроками в группе сравнительного анализа. Экспериментальная апробация разработанной информационно-цифровой технологии показала, что применение автоматизированного ИТ-сервиса комплексного сопровождения профессиональной подготовки киберспортсмена способствует не только повышению его игрового потенциала, улучшению показателей игровой результативности (в том числе росту рейтинга), но и реализации здоровьесберегающих технологий в процессе профессиональной деятельности киберспортсменов с разным уровнем профессионального мастерства.
Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что на современном этапе развития цифровых технологий необходимо разрабатывать и внедрять эффективные ИТ-сервисы в систему комплексного сопровождения профессиональной подготовки киберспортсменов.

48
Аннотация

Введение. Задача формирования личности офицера, обладающего не только суммой знаний, умений и способностей, а развитой системой ценностей и, в конечном счете, интеллигентностью, является актуальной для современной высшей и военной школы. Для решения указанной задачи необходимо не только правильно организовать и направить учебно-воспитательную деятельность, но и установить психологическую структуру интеллигентности будущего офицера, а также особенности её функционирования. Автором вопросы исследования понятия и структуры, а также выявления особенностей психического функционирования интеллигентности решаются на основании применения системного и междисциплинарного анализа, путем изучения массива литературы из различных областей социально-гуманитарного знания, при этом раскрываются психологические закономерности реального социального бытия интеллигентности. В исследовании представлены основные научные результаты теоретического анализа психологической структуры интеллигентности будущего офицера, в которой выделены формальная, содержательная и функционально-деятельностная стороны, а также указано на особый характер интеллигентности как формы социальной памяти.
Материалы и методы. В качестве методологии исследования используется субъектно-деятельностный, системный, комплексный и аксиологический подходы. Методами проведения исследования явились: анализ, синтез и абстрагирование; системный анализ и моделирование; аналогия и дедукция.
Результаты исследования. Основными научными результатами исследования являются обобщенные автором системные представления о психологической структуре интеллигентности, выявленные, с одной стороны, на основании анализа литературных источников, с другой – через изучение ее реального функционирования и бытия в психической деятельности личности.
Обсуждение и заключения. Мышление военного интеллигента есть функционирование сложных психических образований в структуре личности, которые позволяют соотносить события и факты деятельности с общими смысложизненными проблемами его субъектного бытия, для него характерен развитой интеллект и постоянство применения критического мышления.

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

53
Аннотация

Введение. В статье анализируются различные взгляды, высказанные в отечественной и зарубежной критике, на проблему о границах и степени влияния античной мысли на христианскую традицию. Статья анализирует вопрос не только об искажении античной философией христианства, но и о правомочности влияния уже самого «эллинского» христианства на культуры других народов. Особое внимание уделяется анализу сходства и различий в подходах к данному вопросу в философской мысли на Западе и в отечественной философии.
Материалы и методы. Основным материалом для данной статьи является монография Г.В. Флоровского «Христианство и цивилизация: Избранные труды по богословию и философии», а также обширная статья П.Б. Михайлова «Концепция эллинизации христианства в истории теологии». Кроме того, материалом исследования являются труды других отечественных и зарубежных авторов, анализирующие рассматриваемую проблему. В статье использовались методы сравнительного анализа, обобщения и историко-философского анализа.
Результаты исследования. Проведенный анализ показывает, что возникшая в протестантизме концепция подмены евангельской проповеди в поздней христианской мысли чуждыми идеями античной философии претерпела эволюцию. Современная критика подчеркивает, что само обвинение строится на базе германской философии истории, в которой не принимается феномен Евангелия как Традиции, т.е. Предания. Таким образом, она разрывает Евангелие и Предание и замыкает Благовестие в конкретном историческом моменте. По мнению исследователей, необходимо различать декларацию о подмене евангелия философией как теоретическое предположение и историческую реальность как процесс реализации Благой вести, происходивший во II веке и в последующее время. В настоящее время становится актуальной идея идентичности внутреннего содержания конфессиональной веры и разнообразия внешних культурных форм его выражения.
Обсуждение и заключения. Автору исследования удалось провести сравнительный и системный анализ подходов, определяющих силу и объем влияния античной философии на христианское богословие, в трудах как отечественных, так и зарубежных мыслителей. В результате автору удалось осуществить комплексный анализ различных подходов в оценках степени влияния античной философии на христианское богословие, а также проследить эволюцию этих идей.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.