Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
Научно-практический рецензируемый журнал "Вестник Мининского университета"

Журнал «Вестник Мининского университета» представляет собой издание научно-исследовательского и научно-практического направления, на страницах которого публикуются оригинальные исследования, проекты, обзоры, сообщения, касающиеся актуальных вопросов педагогического, психологического и философского знания, а также развития и модернизации образования в целом.

Цель журнала – создание безбарьерного коммуникативного пространства взаимодействия представителей научного сообщества для свободного обмена информацией, опытом, а также результатами теоретических и прикладных исследований в области педагогики, психологии и философии.

Редакция осуществляет научное рецензирование (двустороннее слепое) всех поступающих в редакцию материалов с целью экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии хранятся в издательстве и редакции в течение 5 лет. Редакция журнала направляет копии рецензий авторам статей, а также, при поступлении соответствующего запроса, в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Журнал является сетевым изданием, зарегистрированным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ N ФС 77— 50782.

Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. ISSN 2307–1281.

Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.


Статьи журнала принимаются по следующим группам научных специальностей: 

  • 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
  • 13.00.03 – Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (педагогические науки)
  • 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)
  • 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
  • 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)
  • 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки)
  • 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)
  • 09.00.03 – История философии (философские науки)
  • 09.00.08 – Философия науки и техники (философские науки)
  • 09.00.13 – Философская антропология, философия культуры (философские науки)
  • 09.00.14 – Философия религии и религиоведение (философские науки)


Статьи журнала распределяются по следующим рубрикам: 

Педагогические науки 
• Управление образованием 
• Профессиональное образование 
• Общие вопросы образования 
• История педагогики и образования 
• Коррекционная педагогика 
• Теория и методология образования 
Психологические науки 
• Общая психология, психология личности, история психологии 
• Социальная и организационная психология 
• Педагогическая психология 
• Психология развития, акмеология 
Философские науки  
• История философии 
• Философия науки и техники 
• Философская антропология, философия культуры 
• Философия религии и религиоведение 

Журнал является рецензируемым изданием, включенным в национальную информационно-аналитическую систему РИНЦ (Договор с РИНЦ: №210–04/2014 от 14.04.2014), в электронно-библиотечную систему (ЭБС) "Лань".

Импакт-фактор РИНЦ 2016 - 1,550

Журнал включен в международные библиографические и реферативные базы данных:

Журнал является сетевым продолжающимся изданием и не имеет печатного эквивалента. 

 

Текущий выпуск

Том 8, № 2 (2020)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1 354
Аннотация

Введение. Педагогическое моделирование определяет возможности уточнения используемого научного знания педагогами в системе непрерывного образования и создания нового научного знания как продукта теоретизации, развития антропологически обусловленных отношений и ориентированных на инновационно-продуктивное функционирование сред. Проблема использования и стимулирования педагогов к решению задач с применением педагогического моделирования представляет интерес с позиции формируемого профессионального мастерства и научно-педагогической деятельности.
Материалы и методы. В структуре выполнения работы применяли теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, научная теоретизация, изучение работ педагогов и студентов-педагогов, метод регистрации, методы математической статистики. Основы детерминации и уточнения понятийного аппарата определялись в конструктах традиционной педагогической методологии (широкий, узкий, локальный смыслы) и в конструктах инновационной педагогической методологии (адаптивно-продуктивный смысл, функционально-трудовой смысл, гносеологоперсонифицированный смысл).
Результаты исследования. Педагогическое моделирование определяется в контексте выполнения профессионально-трудовых функций: в деятельности учителя преобладает практико-ориентированное использование педагогического моделирования, в деятельности научно-педагогического работника присутствуют практико- и науко-ориентированные возможности педагогического моделирования. Педагогическое моделирование определяется ресурсом развития личности и формирования культуры самостоятельной работы личности. В структуре теоретизации качества решения задач формирования культуры самостоятельной работы личности педагогическое моделирование обеспечивает успешность достижения определяемых и реализуемых целей деятельности личности. Педагогическое моделирование определяется элементом и конструктом формирования продуктивности и успешности личности. Система непрерывного образования раскрывает направленность развития личности обучающегося в контексте формируемых смыслов и технологий обучения и образования.
Обсуждение и заключения. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника имеет общую систему теоретизации результатов, но различные направления и конструкты создания нового дидактического и профессионально-педагогического знания. Качество использования педагогического моделирования раскрывает перспективы развития личности, непрерывного образования и общества в целом.

2 140
Аннотация

Введение. Фремовый подход создает новые предпосылки для комплексного решения задач по повышению эффективности образовательного процесса, интенсивности обучения. Логика изложения учебного материала при использовании фреймового подхода наиболее полно отвечает требованиям построения алгоритмов учебной деятельности обучающихся.
Материалы и методы. Экспериментальное исследование проводилось на базе кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета. Использовались следующие методы исследования: наблюдение, систематизация, анализ и синтез, обобщение и сравнение. В качестве информативных источников выступали научные публикации в периодических изданиях, методические материалы по использованию фреймового подхода, разработанные в университетах.
Результаты исследования. В статье рассмотрены некоторые особенности и проблемы представления учебной информации в виде: фрейм-рамок (опорных конспектов), фрейм-схем и фрейм-алгоритмов, используемых, например, в процессе изучения технологических операций: сверление, точение, опиливание, при выполнении заданий курсового проектирования, организации тематических конференций и др. Особенно актуальным становится использование фреймового подхода в процессе изучения педагогических и инженерных учебных дисциплин.
Обсуждение и заключения. По результатам исследования представлены методические рекомендации по использованию фреймового подхода в системе технологического образования. Фреймовая организация всех аспектов процесса обучения в значительной степени решает задачи интенсификации процесса обучения, привлекая в том числе и потенциалы фрактальной теории и практики построения инновационных технологий обучения.

3 85
Аннотация

Введение. В статье описывается система электронного образования, современные электронные инструменты обучения и их роль в повышении конкурентоспособности выпускника современного учебного заведения, в частности применяющего свои компетенции в современных условиях на территориях опережающего социально-экономического развития.
Материалы и методы. Рассматривается компетентностная характеристика педагога, разноплановые электронные образовательные ресурсы и их типы, их преимущества и определенные недостатки, в также их перспективы в ракурсе образовательного субъекта.
Результаты исследования. Большое значение имеет мотивация специалиста, в том числе учебно-познавательная. Потенциальная конкурентоспособность напрямую зависит не только от учебно-познавательной мотивации, движущей процесс обучения и позволяющей специалисту усвоить максимальный объем учебных знаний и умений, но и от профессиональной, обеспечивающей профильную ориентированность.
Обсуждение и заключения. Выявлена социальная значимость и перспектива реализации электронного образования в российской реальности, особенно в условиях экономического, географического и социального неравенства на территориях опережающего социально-экономического развития. Элементы электронного образования, адекватно интегрированные в систему профессиональной подготовки, способны обеспечить повышение конкурентоспособности и адаптированности специалиста в условиях цифровой экономики.

4 108
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы подготовки руководителей профессиональных образовательных программа к работе в условиях цифровой среды вуза. Цифровая среда вуза рассматривается с позиции управления профессиональными образовательными программами и представляет собой сложную открытую систему, системно интегрирующую сервисные компоненты по управлению содержанием, процессом, ресурсами, контингентом, финансами и качеством программ, обеспечивающих целостность и непрерывность образовательного процесса на всех уровнях и по всем параметрам. Реализация цифровой модели управления образовательными программами в вузе на базе единого цифрового кольца сервисов электронной платформы управления образовательными программами в вузе диктует необходимость наличия цифровых компетенций руководителей основных профессиональных образовательных программ (ОПОП).
Под цифровой компетентностью руководителей профессиональных образовательных программ будем понимать способность и готовность к выполнению трудовых функций по проектированию, реализации и тиражированию образовательной программы средствами цифровых технологий, обеспечивающих результативность деятельности.
Способом выявления профессиональных дефицитов в области цифровых компетенций руководителей профессиональных образовательных программ стало персонифицированное проектирование образовательных стажировочных траекторий с тьюторским сопровождением стажировки. Стажировочная траектория руководителей ОПОП имеет модульную структуру и направлена на ликвидацию профессиональных дефицитов в области информационной, методической, коммуникационной, технологической и организационной составляющей цифровых компетенций. Стажировочная площадка (виртуальная лаборатория) представляет собой виртуальное образовательное пространство, обеспечивающее обучение руководителей образовательных программ и проведение онлайн-мероприятий: хакатны, квесты, вебинары и т.д.
Материалы и методы. При написании статьи использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ и синтез имеющейся специальной отечественной и зарубежной научно-методической литературы, концептуальный анализ научных статей и публикаций по теме; изучение и обобщение как отечественных, так и зарубежных разработок и внедрение проектов по созданию цифровых сред в управлении образованием; применение методов обобщения, сравнения, прогнозирования, онлайн-опросы. 
Результаты исследования. Представлена структура цифровой среды управления профессиональными образовательными программами в вузе. Функционально описано кольцо цифровых сервисов по управлению ОПОП. Представлен анализ разных подходов к оценке цифровых компетенций педагогов. Уточнено понятие цифровых компетенций применительно к руководителю профессиональной образовательной программы. Описано содержательное наполнение компонентов цифровой компетентности: информационное, методическое, коммуникационное, технологическое, организационное. 
Обсуждение и заключения. Разработанная модульная программа ликвидации профессиональных дефицитов руководителей профессиональных образовательных программ в области цифровых компетенций, основанная на персонифицированном проектировании образовательных стажировочных траекторий с тьюторским сопровождением стажировки позволит эффективно администрировать и управлять ОПОП в цифровой среде вуза.

 

5 130
Аннотация

Введение. Подготовка работника для высшего и среднего образования в большинстве случаев проходит в стенах педагогических университетов страны и продолжается до окончания его активной трудовой деятельности. Это в равной мере относится и к преподавателю иностранного языка. Задача высшего учебного заведения – сформировать у преподавателя иностранного языка прочную понятийную базу по нескольким направлениям, важным для его профессиональной деятельности. Сюда входят: 1) понятия лингвистической науки; 2) понятия психолого-педагогических наук; 3) понятия лингводидактической науки. Дальше понятия из названных научных сфер в рамках самостоятельной педагогической деятельности и послевузовского образования только поддерживаются, уточняются и добавляются новыми понятиями и смыслами, новыми данными, полученными из современных дидактических, психологических и методических исследований.
Материалы и методы. В рамках проведенного исследования использовался широкий спектр методов исследований (общенаучные и специальные). Авторы исследования широко пользовались такими методами исследования, как: 1) анализ научной литературы по профессиональной подготовке работников для высшего и среднего образования; 2) анализ существующих образовательных систем по подготовке педагогических работников; 3) мониторинг практической профессиональной деятельности преподавателей иностранного языка; 4) методы тестирования преподавателей на курсах повышения квалификации в Нижегородском институте развития образования; 5) методы лингвистического описания профессиональных понятий и терминов, связанных с методикой обучения и воспитания средствами иностранного языка; 6) анкетирование; 7) наблюдение за педагогической деятельностью преподавателя иностранного языка и ее анализ; 8) беседы с руководством образовательных учреждений, где работает преподаватель.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования был выполнен следующий объем научно-исследовательской работы: 1) определены психологические и дидактические особенности деятельности будущего преподавателя иностранных языков в условиях школы и высшего учебного заведения; 2) выявлен профессионально значимый круг методических понятий, важных для результативной организации учебного процесса по языку в школе и вузе; 3) описаны условия овладения методическими смыслами бакалаврами и магистрами в рамках их систематического обучения в вузе; 4) отобраны и организованы в определенную структуру специальные методические термины, эксплицирующие профессионально-методические идеи и смыслы, важные для преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык», по организации воспитательной, культурно-просветительской деятельности преподавателя средствами иностранного языка; 5) определен инструментарий по оценке качества владения терминологическим аппаратом методической науки.
Обсуждение и заключения. По итогам проведенного исследования авторы статьи сформулировали рекомендации для преподавателей по профильным дисциплинам «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)», «Методика обучения иностранным языкам в школе», «Методика обучения иностранным языкам в высшей школе», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» с целью формирования профессиональной понятийной области преподавателя по иностранному языку.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

6 83
Аннотация

Введение. В настоящее время в образовании все больший акцент ставится на развитии познавательных способностей детей, их собственной познавательной, творческой активности. Решение данной задачи уже на первом этапе общего образования связывается с применяемыми технологиями обучения. Несмотря на достаточно большой объем имеющихся публикаций по данной проблеме, более глубокого изучения требуют вопросы раскрытия развивающих возможностей проектной деятельности по экологической тематике, внедрения таких проектов в образовательную практику дошкольных учреждений. Цель настоящей работы состоит в выявлении педагогических условий успешного развития познавательных способностей старших дошкольников в проектной деятельности с экологическим содержанием. 
Материалы и методы. Исследование познавательных способностей детей осуществлялось с использованием следующих диагностических методик: «Необычное дерево» (автор – Н.Е. Веракса); «Четвертый лишний» (автор – В.В. Холмовская); «Нелепицы» (автор – Р.С. Немов); «Дополнение фраз» (автор – Е.Л. Агаева). Профессиональную компетентность педагогов в аспекте исследуемой проблемы определяли в ходе устного опроса.
Результаты исследования. Проектная деятельность по экологической тематике имеет большие возможности в развитии познавательных способностей дошкольников в связи с тем, что: предусматривает решение проблемы, в основе которой лежит противоречивая ситуация; подразумевает, что проблема является отправной точкой для развития ситуации; предполагает преобразование ситуации; предусматривает выражение отношения к окружающей действительности.
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста осуществляется в первую очередь за счет овладения интеллектуальными операциями. Включение детей в проектную деятельность по экологической тематике способствует развитию умственных операций анализа, обобщения и классификации по существенным признакам, способности устанавливать логические связи и отношения, существующие в окружающей действительности, причинно-следственные связи.
Обсуждение и заключения. Педагогическими условиями, обеспечивающими развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в деятельности по осуществлению проекта, является отбор природоведческой информации, отвечающей факторам новизны, сложности, наличия в ней противоречия, а также реализация педагогической технологии, основанной на целостном подходе к организации решения детьми задач поисково-исследовательского и творческого характера путем включения в разные виды деятельности, последовательном освоении умения ориентироваться в потоке информации, конструировать собственное знание.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

7 156
Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению особенностей навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проблема изучения грамматического строя речи занимает ведущее место в современных научно-практических исследованиях, а вопрос о механизмах формирования грамматических закономерностей языка у детей с общим недоразвитием речи и выработке на этой основе рекомендаций логопедического воздействия является особо актуальным. В том числе важно изучать особенности навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи как одной из категорий грамматического строя. Исходя из этого, целью исследования стало изучение особенностей навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи. В соответствии с целью описан ход исследования, проанализированы его результаты, сформулированы выводы, на основе которых разработаны рекомендации логопедического воздействия.
Материалы и методы. Изучение особенностей навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи осуществлялось в несколько этапов. На этапе анализа, синтеза, обобщения и сравнения данных научной литературы были изучены основные теоретические и практические труды ведущих специалистов, занимающихся проблемой формирования и развития навыков словоизменения при нормальном речевом развитии и нарушенном. На этапе констатирующего эксперимента дошкольникам предлагался тест, направленный на определение уровня сформированности навыков словоизменения. На заключительном этапе использовались эмпирические методы обработки эмпирических данных (количественный и качественный анализ).
Результаты исследования. В результате исследования было выявлено, что навыки словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи преимущественно сформированы на уровне ниже среднего, тогда как у их сверстников с нормальным речевым развитием – на высоком. Гипотеза исследования, которая предполагала, что навыки словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием характеризуются несогласованием в роде, числе, падеже существительных и прилагательных, ошибками в употреблении форм числа и рода глаголов, была подтверждена.
Обсуждение и заключения. По результатам проведенного исследования мы сделали вывод о необходимости логопедической работы по преодолению недоразвития навыков словоизменения, в результате чего были разработаны логопедические рекомендации по развитию навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи, которые входят в комплексную логопедическую работу по развитию устной речи.

8 75
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются социально-психологические особенности личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. Предметом исследования стали наиболее значимые факторы, влияющие на адаптацию таких студентов к академической среде, а также механизмы её оптимизации. Увеличение числа абитуриентов с инвалидностью предопределяет в контексте социально-образовательной инклюзии развитие доступной среды в виде безбарьерного архитектурного и академического пространства, создание психологически комфортного инвайронмента. Проблема личностного самоопределения студентов с инвалидностью в процессе высшего профессионального образования актуализируется с учётом специфики их мировосприятия, освоения компетенций, межличностной коммуникации.
Материалы и методы. В работе над статьей был проведен теоретический анализ комплекса отечественных и зарубежных научных источников (монографий, статей и публикаций по теме исследования, результатов диссертационных исследований по психологии, социологии, педагогике), позволивший обобщить и систематизировать международный и российский опыт как в отношении общего положения студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования, так и в отношении особенностей личностного самоопределения студентов с инвалидностью в вузе; метод теоретического обобщения, контент-анализ, вторичный анализ эмпирических данных.
Результаты исследования. В результате авторского анализа и интерпретации имеющихся научных источников обобщены и систематизированы данные проведенных международных и российских социально-психологических исследований. Полученные в ходе вторичного анализа данные позволили выявить и обосновать базовые факторы, влияющие на личностное самоопределение студентов с ограниченными возможностями здоровья: жизнестойкость, интернальность, самодостаточность (личностная, социальная, профессиональная). Предложен ряд механизмов повышения уровня социально-психологической адаптации.
Обсуждение и заключения. В статье представлена авторская интерпретация международного и отечественного опыта социально-психологических исследований, направленных на выявление актуальных факторов личностного самоопределения студентов-инвалидов. В качестве реального механизма повышения адаптивных способностей у студентов с инвалидностью и мотивации личностного самоопределения предложено развитие локальных (университетских) центров комплексной поддержки.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

9 84
Аннотация

Введение. Актуальность представленной в статье проблемы обусловлена необходимостью развития речи младших дошкольников. Особое значение в решении данной проблемы имеет использование целесообразно организованной музыкальной деятельности, так как спонтанное развитие речи у детей вызывает отставание от современных требований ускоренного формирования интеллекта. В этой связи проведен педагогический анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению роли музыкальной деятельности дошкольников, который показал, что специального исследования речевого развития младших дошкольников в процессе музыкальной деятельности ранее не проводилось. Цель статьи – выявить наиболее эффективные виды музыкальной деятельности в речевом развитии младших дошкольников.
Материалы и методы. Ведущим методологическим подходом в решении проблемы исследования является деятельностный подход. В ходе исследования применялись следующие методы: логопедическое обследование (слуховое внимание, понимание речи, объем словарного запаса), беседа с родителями и воспитателем, наблюдение за детьми в естественных условиях и при выполнении заданий, анкетирование родителей. Использовались методики, позволяющие оценить понимание разговорной речи, звуковую культуру, связную речь, словарный запас ребенка, сформированность его речевой деятельности и культуры общения: методика диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (Ф.Г. Даскалова), методика изучения уровня речевой коммуникации (В.И. Яшина). Особое внимание уделено воспитательно-развивающему процессу по принципу: слышу – осознаю – воспроизвожу, а также роли видов музыкальной деятельности в речевом развитии младших дошкольников. Исследование проведено на базе МБДОУ «Детский сад №215» и МБДОУ «Детский сад №426» г. Челябинска (начало эксперимента – сентябрь 2017 года, окончание – май 2018 года).
Результаты исследования. Итогом исследования стала реализация авторской программы «Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников», которая включает музыкальные игры, упражнения, детские песенки, сказки с музыкой, игру на детских инструментах, упражнения по вокальному звукоизвлечению, подражание голосам птиц и зверей. 
Обсуждение и заключения. В ходе проведенного исследования выявлены наиболее эффективные виды музыкальной деятельности в речевом развитии младших дошкольников. Представлен анализ результатов экспериментальной работы, подтверждающий эффективность использования в дошкольной образовательной организации выявленных в процессе исследования видов музыкальной деятельности в речевом развитии младших дошкольников. Применение музыки в речевом развитии младших дошкольников достигает более эффективных результатов (музыкальные игры, хороводные песни, которые сопровождаются движением).
Основные положения:

  • доказано, что младший дошкольный возраст является одновременно критическим и сенситивным периодом становления речи как средства общения, что и обусловливает необходимость использования для развития речи речевого общения, сценической речи, слухового внимания и музыкальной деятельности;
  • охарактеризованы виды музыкальной деятельности, оказывающие влияние на развитие речи младших дошкольников;
  • определены основные показатели и средства речевого развития младших дошкольников в процессе музыкальной деятельности;
  • доказано влияние музыкальной деятельности на развитие общей речевой культуры младших дошкольников;
  • представлены результаты диагностического исследования.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

10 98
Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению взаимосвязи между наличием домашнего животного и развитием эмпатии у российских подростков. Рассматривается, как наличие домашнего питомца влияет на формирование доброжелательного отношения к животным, как наличие домашнего питомца влияет на развитие компонентов эмпатии у подростков и как доброжелательное отношение к животным связано с эмпатией. 
Материалы и методы. Доброжелательное отношение к животным изучалась при помощи опросника Pet AttitudesScale, жестокость по отношению к животным – при помощи опросника Cruelty to Animals Inventory в адаптации автора статьи. Эмпатия изучалась при помощи опросника Interpersonal Rectivity Index в адаптации Т.Д. Карягиной, Н.В. Кухтовой. В исследовании приняли участие 138 подростков в возрасте 12-15 лет (средний возраст 13,81), из них 89 (64,5%) – мальчики. 
Результаты исследования. Девочки выражают более доброжелательное отношение к животным, чем мальчики. Те подростки, у которых есть домашние животные, также показали более доброжелательное к ним отношение. Жестокость по отношению к животным проявляли 45,8% тех подростков, у кого нет домашних питомцев, и 49,0% тех, у кого домашние животные есть (различия статистически не значимы). У подростков, у которых есть домашние животные, лучше выражена децентрация. Различия значимы на уровне тенденции. Доброжелательное отношение к животным положительно связано с более развитой эмпатией у подростков: способность к децентрации, эмпатической фантазии и эмпатической заботы.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты показывают, что наличие домашнего животного положительно сказывается на развитии доброжелательного отношения к животным у подростков. В свою очередь, доброжелательное отношение к животным связано с более высоким уровнем развития эмпатии. Однако сам факт наличия домашнего питомца не обязательно приводит к развитию эмпатии. Важным обстоятельством является формирование доброжелательного отношения к животным.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

11 85
Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу проблемы психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию. По мере обострения социальных проблем тематика безопасности личности и устойчивости к возникающим угрозам и рискам занимает все большее место в научной литературе. Сегодня мы можем наблюдать различные нарушения процессов социокультурной идентификации, которые снижают адаптационный потенциал личности. Обратной стороной доступности в глобальной информационной среде является повышение степени опасности, возникновение новых факторов риска и угроз информационно-психологического воздействия. Особую тревогу вызывают факты вступления российской молодежи в террористические группировки, а также факты вовлечения молодежи в деструктивные протестные движения и акции.
Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; контент-анализ. 
Результаты исследования. Рассмотрены подходы к определению содержания категории психологической устойчивости личности и различных её аспектов: эмоциональная устойчивость, нравственная устойчивость, моральная устойчивость, устойчивость форм поведения, устойчивость к аддиктивным факторам, социокультурная устойчивость. Выделены инвариантные показатели, детерминирующие психологическую устойчивость личности в различных контекстах противодействия социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию: социокультурная идентичность, основанная на взглядах, убеждениях, установках, согласованных с моральными нормами и духовными ценностями; мотивация личности на самоактуализацию, достижение успеха, на открытость и приверженность социуму; субъективное благополучие и жизнестойкость; критичность мышления и способность к прогнозированию рисков и угроз; владение конструктивными копинг-стратегиями; адаптационный личностный потенциал, выраженный в овладении методами саморегуляции, обеспечивающими успешность адаптации к изменяющейся социокультурной среде.
Обсуждение и заключения. Проведенное теоретическое исследование, позволило заключить, что психологическая устойчивость личности является сложным и многомерным феноменом, раскрывающимся в морально-нравственной, социально-психологической и системно-деятельностной перспективе. Делается вывод о необходимости актуализации в системе образования задачи формирования психологической устойчивости и личностного адаптационного потенциала, включая формирование знаний о себе как личности, о своих психологических возможностях и механизмах саморегуляции, разъяснение моральных, нравственных норм и ценностей.

12 74
Аннотация

Введение. Исходя из современных социальных тенденций, актуальным становится запрос не только на профессионально подготовленных людей, но и на уровень их общей культуры, системы ценностей и в конечном счете интеллигентности. При этом в программных документах по образованию нет места интеллигенции и воспитанию интеллигентов, хотя данная задача является весьма логичной для педагогической практики развитого общества. В настоящей работе представлен опыт авторского анализа психологической природы интеллигентности офицера. Последовательно рассматривая сущность и структуру такого сложного явления, констатируется строение и реальное функционирование ценностей, позволяющих характеризовать субъекта как интеллигента.
Материалы и методы. В качестве основной методологии исследования авторами используются адаптированные для решения задач настоящей работы социологический (И.С. Кон]), аксиологический (М.С. Каган, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев), историографический (А.В. Попов), системный (И.В. Блауберг, Л.С. Выготский, В.А. Лекторский, В.Н. Садовский, С.Л. Рубинштейн, М.С. Каган, С.П. Курдюмов, Н.В. Кузьмина, В.С. Степин) и функциональный подходы (П.К. Анохин, В.А. Штофф, Н. Винер). Основными методами исследования явились: гипотетико-дедуктивный метод; анализ, синтез, сравнение, аналогия и абстрагирование; системный метод и моделирование. 
Результаты исследования. Авторами выявлены и обоснованы структурные психологические качества интеллигентности как субъектной характеристики офицера, а также рассмотрены основные механизмы формирования ценностей интеллигента.
Обсуждение и заключения. Необходимыми условиями интеллигентности выступают уровень образованности (самообразованности) офицера, его интеллектуальности, воспитанность и развитая система ценностей, субъектное обладание особой формой экзистенциальной оценки – отнесение каждого конкретного факта, входившего в его поле зрения, к общим смысложизненным проблемам бытия, уважения чужих ценностей и готовности к диалогу с начальниками и подчиненными, представителями других социальных групп, других культур, других национальностей, вероисповеданий и профессий, которая порождает диалогический поиск выбора оптимальных форм и способов деятельности. Системообразующими признаками интеллигентности офицера выступают его образованность и воспитанность, идейная убежденность в собственных ценностях и готовность к самопожертвованию ради них.

13 83
Аннотация

Введение. В настоящее время в российском обществе активно обсуждаются проблемы профессионального высшего образования в сфере физической культуры и спорта, изменения целей и содержания подготовки тренеров в связи с новыми социальными задачами: пропаганда здорового образа жизни российского населения, формирование новых жизненных ценностей, стратегий и установок в обществе, выстраивание курса на продление активной жизни российских граждан и оздоровления подрастающего поколения россиян, разработка здоровьесберегающих технологий для населения и т.д. В статье обосновывается необходимость разработки нового подхода к обучению студентов факультетов физической культуры и спорта, обсуждается необходимость изменения образовательного контента и методов обучения будущих педагогов-тренеров, формирование педагогических условий для профессионального и личностного самоопределения и саморазвития студентов.
Материалы и методы. Статья носит характер аналитического обзора, в ней осуществлена попытка систематизации научного психолого-педагогического знания по проблеме подготовки тренера в системе высшего профессионального образования. Основным методом изучения проблемы профессиональной подготовки педагога-тренера является метод теоретического анализа научных педагогических и психологических работ в трудах отечественных авторов. Отмечается, что профессиональная подготовка педагога-тренера должна быть основана на определенных принципах, которые обоснованы и раскрываются в данной статье. 
Результаты исследования. Рассмотрено и охарактеризовано содержание профессиональной деятельности педагога-тренера, определены профессиональные компетенции, которыми он должен обладать как профессионал; содержание, методы и средства профессиональной подготовки педагогов в области физической культуры и спорта. Приведены результаты опроса студентов факультета физической культуры и спорта Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского относительно их подготовки и получения профессиональных знаний и умений в психолого-педагогической области. Обосновывается необходимость разработки нового подхода к обучению студентов факультетов физической культуры и спорта, необходимость изменения образовательного контента и методов обучения будущих педагогов-тренеров, формирование педагогических условий для профессионального и личностного самоопределения и саморазвития студентов.
Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о необходимости дальнейшего теоретического анализа и обобщения имеющихся научных исследований по данной проблеме. На основании результатов немногочисленных психологических исследований отечественных авторов доказывается необходимость дальнейшего изучения проблемы профессиональной подготовки педагогов-тренеров. Определены перспективы развития профессионального высшего образования в области физической культуры и спорта. Обосновывается вывод о том, что традиционные подходы к подготовке тренера-педагога в системе высшей школы требуют пересмотра, а процесс обучения – содержательного и организационного реформирования.

14 62
Аннотация

Введение. В данной статье рассматривается проблема развития творческого потенциала педагога. Проанализированы теоретико-методологические подходы к указанной проблеме. Теоретическую основу исследования составили работы, рассматривающие инновационную деятельность как фактор развития школы и системы общего образования в целом (В.Н. Аверкин, А.Г. Каспржак, Н.М. Мартынова, Н.А. Садовский и др.); общие вопросы инновационной деятельности (В.А. Болотов, В.И. Загвязинский, А.Г. Каспржак, М.В. Кларин, В.А. Сластенин и др.); идеи педагогической инноватики и роль учителя в развитии инновационных процессов (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Г.А. Игнатьева, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.).
В результате исследования установлено, что одной из ведущих задач развития системы непрерывного образования является ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде. При этом педагогу-практику необходимо быть психологически готовым к педагогической деятельности в новых социокультурных условиях, принимать оригинальные нестандартные решения, планировать образовательный процесс и прогнозировать возможные результаты, быть готовым к инновационной деятельности. Одним из возможных путей профессионального развития педагога-практика является его участие в федеральных инновационных площадках. В условиях работы федеральной инновационной площадки актуализируется развитие научно-инновационного потенциала образовательных организаций, внедрение инновационных образовательных программ, включение обучающихся и педагогов в проектную и исследовательскую деятельность, ориентированную на раскрытие творческого потенциала субъектов образования.
В работе подчеркивается, что, согласно исследованиям современных ученых (В. Жабиной, С.Н. Толстова и др.), инновационная деятельность неотделима от творчества, т.к. оно обеспечивает генерацию новых идей, результатом реализации которых становятся инновации. Вследствие этого актуализируется цель исследования: развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство».
Материалы и методы. Цель исследования реализована на примере экспериментальной работы МАОУ «Школа №187 с углублённым изучением отдельных предметов» (г. Нижний Новгород). Данная школа с 2019 года является участником федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство». Авторами отмечается, что инновационная площадка является мотивационным, содержательным и технологическим ресурсом профессионального развития педагога. При этом наряду с педагогическим лидерством, развитие творческого потенциала является ключевым элементом в достижении эффективности школьной системы, ориентированной на внедрение инновационных проектов.  
В статье определены задачи реализации инновационной площадки «Педагогическое лидерство». Раскрываются следующие направления работы: 1) организация проектно-инициативной группы, основной функцией которой является разработка концепции и модели деятельности инновационной площадки, определение путей ее функционирования в аспекте детско-взрослого взаимодействия в условиях общего образования; 2) формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность общего и дополнительного образования субъектам образовательного процесса; 3) обеспечение профессионального развития педагога в соответствии с его потребностями и мотивами; 4) разработка учебных пособий, программ, монографий совместно с преподавателями университета; 5) внедрение эффективных механизмов поощрения педагогов, 6) совершенствование системы оценки квалификации и качества результатов работы педагога. Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного проекта «Педагогическое лидерство» состоит в том, что педагогическому сообществу предлагаются конкретные концептуальные и методические продукты, обеспечивающие формирование нового образа педагога-лидера, занимающего активную жизненную и профессиональную позицию, обладающего творческим потенциалом, навыками инновационной деятельности. 
Результаты исследования. Полученные данные сравнительного анализа результатов исследования для предварительной оценки эффективности проводимой работы в 2018-2019 уч. г. (констатирующий этап эксперимента, до включения Школы в федеральную инновационную площадку) и 2019-2020 уч. г. (текущий формирующий и контрольный этапы) свидетельствуют о положительной динамике по показателям самооценки инновативных качеств личности (шкала самооценки инновативных качеств личности (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко) и творческого потенциала педагогов по окончании формирующего этапа эксперимента (тесту Е.И. Рогова «Каков Ваш творческий потенциал»).
Обсуждение и заключения. На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы. За сравнительно небольшое время проводимого нами исследования выявлена положительная динамика в исследуемой группе педагогов. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности проводимого исследования. Отметим также, что в результате деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» планируется создание проектного офиса по формированию педагогического лидерства в условиях непрерывного образования.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

15 150
Аннотация

Введение. В статье осуществлен анализ процесса цифровизации современного образования. Актуальность исследования определяется особой ролью образования в жизни современного общества, ориентирующегося на принципы и ценности постиндустриальной эпохи. От эффективности функционирования системы образования во многом зависит качество человеческого потенциала, готовность людей противостоять природным и социальным вызовам. В процессе совершенствования национального образования с каждым годом все большую роль приобретают современные технологии, внедрение которых способствует модернизации и развитию образования, а также повышению качества подготовки будущих специалистов и сближению образования с наукой. В то же время такие технологии требуют пересмотра существующих подходов к образовательной деятельности, а также анализа их влияния на общество и отдельные социальные группы. В связи с этим изучение вопросов цифровизации образования и ее социальных последствий представляется весьма актуальным направлением научных исследований. Цель данного исследования заключается в выявлении основных проблем и определении перспектив цифровизации в сфере образования.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели использованы методы диалектики социального познания, анализа философской, социологической, педагогической литературы, синтеза и моделирования социально-культурных процессов.
Результаты исследования. В выводах определены основные проблемы цифровизации образования: дегуманизация образовательных, а далее и всех иных социальных отношений, возможное углубление кризиса интеллектуальной культуры людей, их способности к творчеству, рост прагматизма и индивидуализма на основе ценностей личного комфорта и эгоистичного потребления. Обозначены перспективы развития цифровизации в системе образования: инструментальные – оснащение образовательных учреждений качественным программным обеспечением, информационными системами, обеспечивающими доступ к образовательным ресурсам, внедрение информационных (дистанционных) технологий, онлайн-обучения, изменение требований к педагогам и обучающимся, становление новых организационных образовательных структур, неизбежные изменения привычных форм и методов обучения; ценностно-смысловые – нахождение гармоничного единства с лучшими традициями отечественного образования.
Обсуждение и заключения. Данные выводы направлены на решение практических вопросов, связанных с реализацией государственной политики цифровизации различных сфер общественных отношений. Они могут способствовать координации усилий ученых, политиков, институтов гражданского общества по социально-экономическому и культурному развитию нашего общества. Полученные результаты позволяют более объективно и осмысленно подойти к фундаментальным проблемам управления культурной политикой современного общества. Они призваны стимулировать созидание новых форм культуры на основе приоритетов гармонизации национальных особенностей культуры и специфики мировых техно-научных процессов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.