Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-1

Полный текст:

Аннотация

Введение: вхождение теологии в образовательное пространство современной России уже следует считать свершившимся фактом, причем фактом как академическим, так и юридическим. Теология включена в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации, утвержден паспорт научной специальности, в частности, «Православная теология» (шифр специальности: 26.00.01), ведется работа по открытию соответствующего диссертационного совета. В 48 вузах страны открыты структурные подразделения, предполагающие реализацию преподавания по данному направлению.

Предварительный анализ уже действующих программ магистратуры по теологии показал, что большинство из них направлены на подготовку теологов-религиоведов, искусствоведов, экспертов, просветителей, преподавателей, советников, социальных работников, служителей церкви и т.д.

В данной работе обосновывается актуальность введения альтернативной программы магистратуры по теологии, разработанной на кафедре философии и теологии Мининского университета г. Нижнего Новгорода. Особенность программы состоит в том, что она не отказывается от специфики религиоведения и философии религии, которые должны присутствовать в теологическом образовании, являться его базой. Она направлена на формирование у магистрантов компетенций научно-исследовательской деятельности на базе фундаментальных теологических знаний, уровень и содержание которых задается развитием науки и техники современного общества. Кроме того, программа предусматривает решение трех основных проблем, вызванных противоречиями в культуре современного информационного общества: 1) формирование аксиологической подсистемы культуры современного молодого ученого на основе традиционных христианских ценностей; 2) подготовка теологов, способных участвовать в разработке и преподавании теологических дисциплин на различных уровнях и формах образования (дополнительного, профессионального, непрерывного и т.д.); 3) интеграция светского и религиозного образования на базе научно-исследовательской деятельности вуза.

Материалы и методы: в ходе написания статьи были использованы эмпирические и теоретические методы исследования по указанной проблематике, в частности: диалектический метод, обобщение практического опыта обучения, анализ учебно-методической и научной литературы, метод исторического сравнения, прогностический метод.

Результаты исследования: анализ существующих программ магистратуры по теологии показал, что необходимо разрабатывать концепции данного вида образования на основе интеграции светского и религиозного образования, а не вытеснения одного другим. Предлагаемая модель программы магистратуры по направлению «Теология» и профилю подготовки «Православная теология», которая вводится в Мининском университете с 2019 года, построена по данному принципу. Ее введение является актуальным, т.к. направлено на решение основных проблем, вызванных противоречиями современной информационной культуры в обществе.

Обсуждение и заключения: учитывая тенденции развития российского социума в целом и сферы отечественного образования в частности, прослеживаются тенденции ко все большему «повороту» в сторону традиционных религиозных ценностей. В этой связи российское педагогическое сообщество испытывает необходимость в подготовке квалифицированных кадров, профессионально комбинирующих педагогические методики и научно-исследовательские компетенции, касающиеся теологических вопросов. Необходимо продолжать работу по увеличению числа специалистов, в частности, на уровне магистратуры, способных не только ориентироваться в основах мировых религий, но и профессионально обучать данным компетенциям будущих молодых педагогов, способных привить базовые морально-нравственные ценности подрастающему поколению, вести перспективную научно-исследовательскую и просветительскую деятельность, отвечающую требованиям информационного общества.

Об авторах

Е. B. Грязнова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Грязнова Елена Владимировна – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и теологии

Researcher ID: v-5351-2018

Нижний Новгород



А. Г. Гончарук
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Гончарук Алексей Геннадьевич – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и теологии

Researcher ID: v-4241-2018

Нижний Новгород

 



Список литературы

1. Антонов К.М. Теология как научная специальность // Вопросы философии. 2012. №6. С.73-85. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=555&Itemid=52 (дата обращения: 06.05.2019).

2. Гончарук А.Г. К вопросу о духовно-нравственном элементе в российском образовании // Качество образовательной среды: концепции, проблемы, решения: материалы и доклады VIII Региональной научно-практической конференции. Княгинино: Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, 2018. С. 19-21.

3. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием // Социодинамика. 2015. №11. С. 144-157.

4. Грязнова Е.В., Глуздов В.А. Образование в информационной культуре человека: проблемы и перспективы. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. 116 с.

5. Грязнова Е.В. Методы познания и категории философии науки // NB: Педагогика и просвещение. 2014. №3. С. 49-68.

6. Грязнова Е.В. Предмет философии науки // NB: Философские исследования. 2013. №6. С. 514-529.

7. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. №2(38). С. 47-57.

8. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Формирование методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях в вузе // Современное образование. 2018. №2. С. 9-18. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_26062.html (дата обращения: 06.05.2019).

9. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Формирование методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях в вузе. Часть 2 // Современное образование. 2018. №4. С. 140-149. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_27624.html (дата обращения: 06.05.2019).

10. Загрекова Л.В. Православная педагогика. Хрестоматия. Н. Новгород: НГПУ, 2014. 622 с.

11. Загрекова Л.В. Православная педагогика. Часть 1. Общие основы педагогики. Теория и методика воспитания. Н. Новгород: НГПУ, 2011. 306 с.

12. Загрекова Л.В. Православная педагогика. Часть 1. Общие основы педагогики. Теория и методика воспитания. 2-е изд. Н. Новгород: Кириллица, 2013. 338 с.

13. Кирилл (Гундяев), патр. Духовное образование: современные вызовы и пути их преодоления. Слово на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях «Школа и Церковь – традиции и реформы образования», Москва. 31.01.2006. URL: http://www.odinblago.ru/sobranie_trudov_s3_t1/8 (дата обращения: 06.05.2019).

14. Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики». URL: http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402 (дата обращения: 06.07.2019).

15. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: учебное пособие для магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 180 с. URL: https://biblio-online.ru/bcode/423587 (дата обращения: 06.05.2019).

16. Магистратура по теологии «Православное богословие и философия в современном дискурсе»: информационные материалы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. URL: https://orthodox.education/programma-magistratury-distantsionno-pravoslavnoye-bogosloviye-i-filosofiya-v-sovremennom-diskurse/#1553256905811-ea9c147a-dce8 (дата обращения: 06.05.2019).

17. Михайлова Л.Б. Православная религиозность в современной России: метаморфозы религиозного сознания в контексте социокультурных трансформаций // От традиционного общества к гражданскому: особенности национальных транзитов: материалы международной научной конференции. М.: МПГУ, 2015. С. 233-238.

18. О проблемах, которые могут встретиться при проведении родительского собрания по выбору модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». URL: http://oopnm.ru/o-problemax/ (дата обращения: 06.05.2019).

19. Открытое письмо президенту Российской Федерации В.В. Путину // Открытая электронная газета Forum.msk.ru. 2007. 26 июля. URL: https://forum-msk.org/material/news/367278.html (дата обращения: 06.05.2019).

20. Писманик М.Г. Лекции по религиоведению: учебное пособие. Пермь: Пермский государственный технический университет, 2006. C. 16-20.

21. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2014 года №08-516 «О реализации курса ОРКСЭ». URL: http://orkce.apkpro.ru/doc/reliz.pdf (дата обращения: 06.05.2019).

22. Полевой Б.Ю. Теология и религиозное образование // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18, вып. 2. С. 94-101.

23. Польсков К.О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. №7. С. 93-101. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=163&Itemid=52 (дата обращения: 06.05.2019).

24. Православная теология: информационные материалы Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. URL: https://mininuniver.ru/entrant/magistratura/pravoslavnaya-teologiya (дата обращения: 06.05.2019).

25. Теология (профиль "Православная теология", магистратура): информационные материалы Саратовского национального исследовательского государственного университета. URL: https://www.sgu.ru/node/4142/filosofiya-imeni (дата обращения: 06.05.2019).

26. Теология в светском образовательном пространстве: выступление митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на всероссийском симпозиуме «Религия в аспектах философских, теологических, религиоведческих подходов: проблемы определения объекта и экспертизы» (Российская академии народного хозяйства и государственной службы, 22 апреля 2016 г.). URL: http://pravoslavie.ru/92784.html (дата обращения: 06.05.2019).

27. Тихон Задонский, святитель. Избранные труды, письма материалы. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2004. 231 с.

28. Хмелевская С.А. Теология: современные подходы к осмыслению концептуального статуса // Социально-политические науки. 2013. №2. С. 56-61.

29. Шапошников Е.Л. Эволюция церковно-государственных отношений в России. Н. Новгород, 2008. 174 с.

30. Шапошников Л.Е. Из истории русской мысли. Философско-педагогические очерки. СПб., 2014. 166 с.

31. Шапошников Л.Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли ХIХ – ХХI веков. СПб., 2006. 327 с.

32. Шапошников Л.Е. Основные течения в русской православной мысли XIX-XXI веков. СПб.: Издательство РХГА, 2016. 441 с.

33. Шапошников Л.Е., Пушкин С.Н. Русская историософия: избранные школы и персоналии. СПб., 2014. 464 с.

34. Шапошников Л.Е., Федоров А.А. История русской религиозной философии: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 472 с. (Авторский учебник). URL: https://biblio-online.ru/bcode/414843 (дата обращения: 06.05.2019).

35. Шапошников Л.Е. Перспективы взаимодействия православного богословия и русской философии // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/227 (дата обращения: 06.05.2019).

36. Шмонин Д.В. О философии, богословии и образовании. СПб.: Изд-во РХГА, 2016.

37. Шохин В.К. Теология. Введение в богословские дисциплины: учебно-методическое пособие. М.: ИФРАН, 2002.

38. Hodge Charles. Systematic Theology. Vol. I. Grand Rapids, MI: Christian Classics Ethereal Library, 2005. Available at: http://www.ccel.org/ccel/hodge/theology1.html (accessed: 06.05.2019).

39. Riiegg W. (ed.) A history of the University in Europe. Vol. 1. Universities in the Middle Ages. Cambridge University Press, 2003. Available at: https://ru.scribd.com/document/371608945/A-History-of-the-University-in-Europe-Volume-1 (accessed: 06.05.2019).


Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)