Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Диагностика качества образования в вузе

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-4

Полный текст:

Аннотация

Введение: проблема диагностики качества образования в вузе становится все более актуальной в условиях необходимости выполнения критериев эффективности деятельности вузов, внедрения в вузах стандартов нового поколения и модернизации системы управления образовательными программами. Диагностика качества образования рассматривается как важный процесс, обеспечивающий устойчивое положение вуза на рынке образовательных услуг, рост показателей по приемной кампании, повышение репутационного капитала.  Диагностика качества образования позволяет выявить значимые факторы при определении перспектив развития университета, оказывающие существенное влияние на показатели деятельности вуза и характеризующие достигнутые результаты и использованные ресурсы.

Материалы и методы: в статье рассматривается система диагностики качества образования Мининского университета, описываются ее ключевые компоненты, раскрываются элементы диагностического комплекса и их системная взаимосвязь между собой. Характеристика элементов диагностического комплекса подробно описывает вопрос повышения эффективности деятельности вуза в условиях реализации модели управления основными профессиональными образовательными программами, представлено описание процедуры диагностики для каждой категории участников образовательного процесса.

Результаты исследования: автором представлено описание методики и основных этапов реализации диагностики качества образования в вузе на примере Мининского университета, даны укрупненные критерии оценки и их соотношение с другими элементами системы мониторинга и оценки качества образования в вузе, перечисляются эффекты от внедрения комплексной системы диагностики качества образовательной деятельности.

Обсуждение и заключения: в заключительной части статьи рассматриваются возможности дальнейшего совершенствования системы диагностики качества образования в образовательной системе высшего образования, приводятся аргументы о необходимости дальнейшего расширения круга вопросов, затрагиваемых процессом диагностики, производится соотношение имеющихся позиций вуза с требованиями законодательства.

Об авторе

Е. B. Мялкина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Мялкина Елена Васильевна – кандидат педагогических наук, проректор по экономике и развитию

Нижний Новгород



Список литературы

1. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С., Агеева Л.Н. Повышение квалификации преподавателей вузов России в условиях реформирования высшей школы. М., 2002. 48 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования) / НИИВО; Вып. 9).

2. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2005. №1. С. 5-10.

3. Бордовская Н.В., Титова Е.В. Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза: методические рекомендации. СПб., Архангельск, 2003. 72 с.

4. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 359 с.

5. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социс. 2003. №2. С. 135-138.

6. Волков А. Задать тренды // Ректор вуза. 2006. №3. С. 13-21.

7. Гликман И.З. Студенты оценивают качество преподавания // Высшее образование сегодня. 2003. №12. С. 48-50.

8. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2001. 21 с.

9. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Стандартинформ, 2001. 45 с.

10. Козлов В.Н., Рудской А.И., Черненькая Л.В. Зарубежные системы управления качеством высшего профессионального образования. М., 2009. 56 с. (Проблемы зарубежной высшей школы: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО; вып. 10).

11. Коротков Э.М. Управление качеством образования. М.: Академический проект: Мир, 2006. 320 с.

12. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. М.: Госкоорцентр, 2002. 296 с.

13. Кулюткин Ю. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. №1. С. 6-7.

14. Лопес Игнасио Гонсалес. Взгляды студентов на качество академической подготовки: результаты зарубежных исследований // Высшее образование сегодня. 2006. №5. С. 20-25.

15. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: монография. Славянск-на Кубани: Изд. центр СГПИ, 2006. 333 с.

16. Матюхин В.А. Оценка деятельности преподавательского состава в вузах США. М.: НИИВО, 1992. 46 с.

17. Мешкова Т.А. Качество преподавания как неотъемлемая часть культуры качества в вузе // Вопросы образования. 2010. №3. С. 115-134.

18. Модернизация российского образования: документы и материалы / ред.-сост. Э.Д. Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 332 с.

19. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета. 2000. №196 (11 октября).

20. Постановление Правительства РФ от 11.04.2017 №431 «О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ». URL: http://base.garant.ru/71652692/ (дата обращения: 19.05.2019).

21. Постановление Правительства РФ от 24.05.2013 №438 «О государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам"». URL: http://base.garant.ru/70384892/ (дата обращения: 19.05.2019).

22. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения: 19.05.2019).

23. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"». URL: https://rulaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-26.12.2017-N-1642/ (дата обращения: 19.05.2019).

24. Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». URL: http://government.ru/projects/selection/653/ (дата обращения: 21.05.2019).

25. Романкова Л.И., Селянская Г.Н. Мониторинг кадрового потенциала вуза. М., 2004. 56 с. (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 3).

26. Рубин Ю.Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты: монография. М.: Маркет ДС, 2009. 336 с.

27. Сидоров П.И., Васильев Е.Ю. Системный мониторинг образовательной среды: монография. Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2007. 338 с.

28. Сидоров П.И., Новикова И.А. Ментальная медицина: методология и практика. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 693 с.

29. Соболев B.C., Степанов С.А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. №2(30).С. 102-110.

30. Спасский А.С. Структура удовлетворенности учебой студента вуза // Инновации в образовании. 2002. №1. С. 50-59.

31. Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования / руководитель проекта С.А.Степанов. СПб.: Федеральное агентство по образованию РФ; СПбГЭТУ; МИСИС, МГТУ «Станкин», 2005. 78 с.

32. Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. №599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». URL: https://rg.ru/2009/05/29/uristy-dok.html (дата обращения: 22.05.2019).

33. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» URL: http://base.garant.ru/70170946/ (дата обращения: 22.05.2019).

34. Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика: коллективная научная монография / под науч. ред. А.И. Субетто. СПб.: Смольный институт РАО; Кострома: Изд-во КГУ, 2005.

35. Федеральный закон от 19.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 19.05.2019).

36. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2002. 224 с.

37. Ananiadou K., Claro M. 21st Century skills and competences for new millennium learners in OECD countries. 2009. Vol. 41. 33 p. DOI: https://doi.org/10.1787/218525261154.

38. Blanco Ramirez G. International accreditation as global position taking: An empirical exploration of U.S. accreditation in Mexico // Higher Education. 2015. Vol. 69, no. 3. Pp. 361-374. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10734-014-9780-7.

39. Bramley P., Newby A.C. The Evaluation Of Training Part I: Clarifying The Concept // Journal of European & Industrial Training. 1984. Vol. 8, no. 6. Pp. 10-16. DOI: https://doi.org/10.1108/eb014201

40. Faganel A., Dolinšek S. Quality Management Systems in Higher Education. Available at: http://www.fm-kp.si/zalozba/ISBN/961-6486-71-3/245-252.pdf (accessed: 05.05.2019).

41. Foxon M. Evaluation of training and development programs: A review of the literature // Australian Journal of Educational Technology. 1989. Vol. 5, no. 2. Pp. 89-104. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.2340.

42. Grundy T. Strategy Implementation through Management. Thoro-good Publishing Ltd, 2003. 119 p.

43. Higher Education that Works Involving Employers in Quality Assurance. Available at: https://www.qaa.ac.uk/docs/qaa/about-us/higher-education-that-works-guidance.pdf?sfvrsn=e9e2f581_10 (accessed: 19.05.2019).

44. Irvin Derek. The Role of Tangible vs. Intangible Rewards in Strategic Recognition. CoM, MIT, 2010. Available at: https://www.recognizethisblog.com/2009/05/the-role-of-tangible-vs-intangible-rewards-in-strategic-recognition/ (accessed: 05.05.2019).

45. March J.G. Research on organizations: Hopes for the past and lessons from the future // Nordiske Organisasjonsstudier. 1999. Vol. 1, no. 1. Pp. 69-83.

46. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. Pp. 129-135. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_17.

47. Martin M., Parikh S. Quality management in higher education: developments and drivers: results from an international survey. UNESCO, 2017. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000260226 (accessed: 05.05.2019).

48. Seyfried M., Pohlenz P. Assessing quality assurance in higher education: quality managers’ perceptions of effectiveness // European Journal of Higher Education. 2018. Vol. 8, no. 3. Pp. 258-271. DOI: https://doi.org/10.1080/21568235.2018.1474777.

49. Smidt H. European quality assurance – A European higher education area success story [overview paper] // Curaj A., Matei L., Pricopie R., Salmi J., Scott P. (eds) The European Higher Education Area. Springer, Cham, 2015. Pp. 525-637. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-20877-0_40.

50. Turner R. The Handbook of Project-Based Management: Leading Strategic Change in Organization. McGraw-Hill, 2009. 452 p.

51. Vaganova O.I., Kamenez N.V., Vinnikova I.S., Vovk E.V., Smirnova Z.V., Maseleno A. Possibilities of information technologies to increase quality of educational services in Russia // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7, no. 4. Pp. 4096-4102. DOI: http://dx.doi.org/10.14419/ijet.v7i4.18637.

52. Yashkova E.V., Sineva N.L., Islamova G.I. Influence of Innovative and creative managerial qualities on the decision-making process in the new economic realities // Perspectives of Science & Education. 2018. Vol. 3(33). Pp. 79-82. Available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/06/pdf_180313.pdf (accessed: 05.05.2019).


Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)