Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-5

Полный текст:

Аннотация

Введение: в статье рассматривается семейная среда как основа физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка, а также сохранения, укрепления физического и психического здоровья. Представлены результаты диагностического исследования на предмет отношения родителей школьников к здоровому образу жизни как фактора благополучия своих детей; влияние семьи на формирование у детей чувственно-эстетических, познавательных, рационально-потребительских отношений к природе и ответственного отношения к своему здоровью. Цель статьи – доказать, что семейная среда играет огромную роль в сохранении и укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни ребенка.

Материалы и методы: в процессе исследовательской деятельности осуществлен анализ научной литературы по проблеме семейного воспитания, семейной среды, воспитательного потенциала семьи и социализации ребенка. Использованы диагностические методики, включающие тестирование, анкетирование, опросник, взаимооценивание, а также педагогическое наблюдение и использование результатов воспитательного потенциала семьи в педагогической деятельности. Математико-статистический анализ позволил обобщить полученные данные диагностической работы. Исследование проведено на базе школы-интерната №8 Копейского городского округа Челябинской области и Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Результаты исследования: доказано влияние семьи на формирование у детей чувственно-эстетических, познавательных и рационально-потребительских отношений к природе, что является основой для нравственного и психического их здоровья. Расширены научные представления о семейной среде, дается авторское определение ключевого понятия «семейная среда» и подчеркивается ее уникальность на начальном этапе социализации будущего гражданина своей страны. Охарактеризованы основные компоненты воспитательного потенциала семьи, среди которых родительские установки обладают мощным стимулом для активизации влияния семейной среды на сохранение и укрепление здоровья детей. Описаны результаты проведенного диагностического исследования.

Обсуждение и заключения: подчеркивается, что семейная среда способна заложить у детей основы ответственного отношения к своему здоровью и способствует сохранению и укреплению здоровья, формированию самосохранительного поведения.

Делается вывод о том, что для выстраивания позитивных отношений родителей и их детей необходимы когнитивные, поведенческие, нравственные, этические составляющие семейной среды. Семейная среда является основой для социализации ребенка и формирования здорового образа жизни, самосохранительного поведения.

Основные положения:

-         определено понятие «семейная среда»;

-         охарактеризованы основные компоненты воспитательного потенциала семьи;

-         доказано влияние семьи на формирование у детей чувственно-эстетических, познавательных и рационально-потребительских отношений к природе как основы нравственного и психического здоровья;

-         представлены результаты диагностического исследования.

Об авторах

З. И. Тюмасева
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Тюмасева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин 

Челябинск



И. Л. Орехова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Орехова Ирина Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин 

Челябинск

 



Список литературы

1. Аветян А.М. Личностно-развивающий потенциал межличностных отношений старшеклассников // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2016. №6. С. 6-17.

2. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: ИНФРА-М., 2010. 636 с.

4. Астахова Ю.Г., Агасарян М.В. Социология семьи: учебное пособие. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2012. 64 с.

5. Белоус О.В. Семья как фактор становления психологически здорового ребенка // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2014. №1. С. 22-28.

6. Бодалев А.А., Столин В.В., Соколова Е.Т. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.

7. Большая советская энциклопедия / глав. ред. А.М. Прохоров. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1976. Т. 23. 1899 с.

8. Жигалин С.С. Влияние родительских позиций на воспитательный потенциал семьи подростков // Социально-психологические аспекты формирования личности: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Шадринск, 2004. С. 164-171.

9. Левин Б.М., Петрович М.В. Экономическая функция семьи. М.: Финансы и статистика, 2002. 198 с.

10. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьютста А. Развитие личности ребенка. М.: Прогресс, 1987. С. 59-73.

11. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н. Духовно-нравственное развитие личности на основе гуманистических ценностей // Инициативы XXI века. 2016. №1. С. 66-72.

12. Орехова И.Л., Шурупова М.В. Педагогическая система здоровьесберегающей деятельности коррекционной образовательной организации: управленческий аспект: монография. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2018. 174 с.

13. Орехова И.Л. Эколого-валеологизация диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях: монография. Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2012. 357 с.

14. Павлов Б.С. Семья и самосохранительное поведение молодежи // Экономика региона. 2008. №2. С. 109-121.

15. Перепелкина Т.В. Роль семейного воспитания в формировании здоровья младших школьников // Казанский педагогический журнал. 2013. №4(99). С. 80-85.

16. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981. 96 c.

17. Радионова И. Семья – уникальный источник человеческого капитала // Социальная педагогика в России. 2009. №1. С. 35-37.

18. Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения // Национальный психологический журнал. 2015. №1(17). С. 3-8.

19. Ткаченко И.В. Детско-родительские отношения: ресурсно-смысловая нагрузка // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2017. №8. С. 171-180.

20. Ткаченко И.В. Проблемы развития личности в семейном взаимодействии // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография / под ред. проф. О.И. Кирикова. Воронеж: ВГПУ. Книга 28, 2010. С. 357-371.

21. Ткаченко И.Т. Личностно-развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология: монография. М.: ООО «ЦИУМ и НЛ», 2008. 244 с.

22. Тюмасева З.И. Парадокс – здоровье семьи как социальная проблема // Проблемы и перспективы развития современной семьи: материалы международной научно-практической конференции (26-27 ноября 2008 г., г. Челябинск). Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. С. 15-23.

23. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б. Приоритеты дошкольного образования: культура, экология и здоровье. Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. 149 с.

24. Тюмасева З.И. Семья как основа здорового образа жизни подрастающего поколения // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: сборник статей III Международной научно-практической конференции (26 апреля 2013 г., г. Екатеринбург). Екатеринбург: РосГППУ, 2013. С. 259-262.

25. Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. 2018. №6(4). С. 23. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/893 (дата обращения: 27.05.2019).

26. Andre L., Annelies E.M. van Vianen, Thea T.D. Peetsma. Adolescents' and parents' regulatory focus as determinants of future time perspective on school and professional career // Learning and Individual Differences. 2017. Vol. 59. Pp. 34-42. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.08.010.

27. Atance C.M., Jackson L.K. The development and coherence of future-oriented behaviors during the preschool years // Journal of Experimental Child Psychology. 2009. Vol. 102, no. 4. Pp. 379-391. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2009.01.001.

28. Browning C.R., Cagney K.A., Boettner B. Neighborhood, Place, and the Life Course // Shanahan M., Mortimer J., Kirkpatrick Johnson M. (eds) Handbook of the Life Course. Handbooks of Sociology and Social Research. Springer, Cham, 2016. Pp. 597-620. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-20880-0_26.

29. Chetty R., Hendren N., Katz L.F. The Effects of Exposure to Better Neighborhoods on Children: New Evidence from the Moving to Opportunity Experiment // American Economic Review. 2016. Vol. 106(4). Pp. 855-902. DOI: 10.1257/aer.20150572.

30. Diez Roux A.V., Mair C. Neighborhoods and health // Annals of the New York Academy of Sciences. 2010. Vol. 1186, no. 1. Pp. 125-145. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.2009.05333.x.

31. Ellis B.J., Boyce W.T. Biological sensitivity to context // Current Directions in Psychological Science. 2008. Vol. 17, no. 3. Pp. 183-187. DOI: https://doi.org/10.1111%2Fj.1467-8721.2008.00571.x.

32. Foster R.G., Kreitzman L. Seasons of life: The biological rhythms that enable living things to thrive and survive. Yale University Press, 2009. 303 p.

33. Helm B., Ben-Shlomo R., Sheriff M.J., Hut R.A., Foster R., Barnes B.M., Dominoni D. Annual rhythms that underlie phenology: biological time-keeping meets environmental change // Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences. 2013. Vol. 280, no. 1765. DOI: https://doi.org/10.1098/rspb.2013.0016.

34. Miller G.E., Chen E., Parker K.J. Psychological stress in childhood and susceptibility to the chronic diseases of aging: moving toward a model of behavioral and biological mechanisms // Psychological Bulletin. 2011. Vol. 137(6). Pp. 959-997. DOI: https://doi.org/10.1037/a0024768.


Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)