Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-10

Полный текст:

Аннотация

Введение: реализация Национальной стратегии развития воспитания в Российской Федерации требует обобщения имеющегося опыта работы с семьей; разработки новых форм, способов, методов и технологий работы с родителями (законными представителями) детей разного возраста; консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Актуальность настоящей статьи определяется еще и рядом противоречий, которые доказывают важность рассматриваемой проблемы, необходимость разработки и внедрения в практику модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства, среди них: а) в общественном сознании не представлена роль матери; б) наблюдается слабая дифференциация образа «Я – мать», т.е., с одной стороны, материнство признается как ценность, с другой стороны, обнаружен низкий рефлексивный уровень материнства; в) в современных исследованиях не  получили  достаточного  освещения вопросы по психологии отцовства; о роли отца в семье, его влиянии  на формирование личности ребенка, о значении отцовства  для  самого  мужчины.

Материалы и методы: методы исследования данной статьи определяются спецификой темы исследования. В статье используются методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.), изучение известных научно-исследовательских работ по рассматриваемой проблеме; психологическое моделирование (построение модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства).

Результаты исследования: к настоящему времени в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке и практике известно множество разного рода моделей работы с семьей, которые объединяют в три подгруппы: модели помощи и поддержки; модели сопровождения; комбинированные модели.

Обсуждение и заключения: проведенное исследование в рамках рассматриваемых идеологий определило концептуальные положения, позволившие создать модель работы с родителями (законными представителями) детей, которая оказывает влияние на повышение общей культуры родителей (законных представителей) и будущих родителей в вопросах образования детей, на развитие их социальной, коммуникативной и психолого-педагогической компетентности; актуализацию потребности «стать приемными родителями»; повышение профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьей.

Об авторах

Е. М. Кочнева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Кочнева Елена Михайловна – кандидат психологических наук, доцент 

Нижний Новгород b>



А. В. Гришина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Гришина Анна Викторовна – кандидат психологических наук, доцент 

Нижний Новгород b>



Список литературы

1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2002. 208 с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с. (Практическая психология в образовании). URL: http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm#$p1 (дата обращения: 03.03.2019).

3. Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.

4. Васягина Н.Н. Субъектность матери: теория и практика // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2012. С. 86-92.

5. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критиче¬ских ситуациях: учебное пособие. Курган: Курганский государственный университет, 2003. 123 с.

6. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2007. 176 с.

7. Кочнева Е.М., Костылева Е.А., Арсакова Ю.Е. Карьера как предмет исследований в психологии: парадоксы, риски и возможности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, №2(15). С. 238-242.

8. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие – практикум. 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский психолого-социальный университет, 2015. 552 с.

9. Метелькова Е.И. Психологическая служба в системе образования: институциализация законодательно закрепленного права ребенка на психолого-педагогическую помощь при получении образования // Вестник практической психологии образования. 2017. №2. С. 24-31. URL: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n2/Metelkova.shtml (дата обращения: 07.03.2019).

10. Морозова Л.Б., Кочнева Е.М. Психологическая безопасность современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. Выпуск 61(1). С. 364-368.

11. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов. М.: Академия, 2003. 448 с.

12. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.

13. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7, №3. C. 1-11. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2015070301

14. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования). URL: https://classdoc.ru/profstandart/01_education/professionalstandarts_509/ (дата обращения: 14.03.2019).

15. Реан А.А., Коновалов И.А. Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков // Социальная психология и общество. 2018. Том 9, №2. С. 60-80. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps.2018090205

16. Севастьянова У.Ю. Особенности отцовского отношения с разным родительским стажем // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2012. С. 113-116.

17. Токарева Ю.А. К вопросу о создании нормативной модели воспитательной деятельности отца // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2012. С. 117-121.

18. Хухлаева О.В. Психологическая служба в образовании. Школьный психолог: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 353 с. (Серия: Бакалавр. Специалист. Магистр). URL: https://biblio-online.ru/bcode/416943 (дата обращения: 07.04.2019).

19. Чиркова Т.И. Психолог в Материнской школе. Подготовка бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование»: учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. 268 с.

20. Этический кодекс психолога Российского психологического общества. URL: http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics_klyatva.php (дата обращения: 14.03.2019).

21. Bisbey T.M., Reyes D.L., Traylor A.M., Salas E. Teams of psychologists helping teams: The evolution of the science of team training // American Psychologist. 2019. Vol. 74(3). Pp. 278-289. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000419.

22. Lee J.C., Lovibond P.F., Hayes B.K., Navarro D.J. Negative evidence and inductive reasoning in generalization of associative learning // Journal of Experimental Psychology: General. 2019. Vol. 148(2). Pp. 289-303. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/xge0000496.

23. Dombrowski S.C., McGill R.J., Canivez G.L. An alternative conceptualization of the theoretical structure of the Woodcock-Johnson IV Tests of Cognitive Abilities at school age: A confirmatory factor analytic investigation // Archives of Scientific Psychology. 2018. Vol. 6(1). Pp. 1-13. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/arc0000039.

24. Greve A., Cooper E., Tibon R., Henson R.N. Knowledge is power: Prior knowledge aids memory for both congruent and incongruent events, but in different ways // Journal of Experimental Psychology: General. 2019. Vol. 148(2). Pp. 325-341. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/xge0000498.

25. Serebryakova T., Morozova L., Kochneva E., Zharova D., Skitnevskaya L., Kostina O. The Problem of Socio-Psychological Adjustment of Personality in the Scientists’ Studies // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 4706-4715. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1114901.pdf (accessed: 15.03.2019).

26. Proctor R.W., Vu K.-P.L. How psychologists help solve real-world problems in multidisciplinary research teams: Introduction to the special issue // American Psychologist. 2019. Vol. 74(3). Pp. 271-277. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000458

27. Serebryakova T.A., Morozova L.B., Kochneva E.M., Zharova D.V., Kostina O., Kostyleva E.A., Kolarkova O.G. Emotional Stability as a Condition of Students’ Adaptation to Studying in a Higher Educational Institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 15. Pp. 7486-7494. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ1117402 (accessed: 15.03.2019).

28. Serebryakova T., Morozova L., Kochneva E., Zharova D., Kolarkova O., Kostina O. Social and Psychological Adaptation of Higher School Students: Experimental Study // Man in India. 2017. Vol. 97(9). Pp. 151-162.

29. Monroe A.E., Plant E.A. The dark side of morality: Prioritizing sanctity over care motivates denial of mind and prejudice toward sexual outgroups // Journal of Experimental Psychology: General. 2019. Vol. 148(2). Pp. 342-360. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/xge0000537

30. McMahon S.D., Todd N.R., Martinez A., Coker C., Sheu C.F., Washburn J., Shah S. Aggressive and prosocial behavior: Community violence, cognitive, and behavioral predictors among urban African American youth // American Journal of Community Psychology. 2013. Vol. 51, no. 3-4. Pp. 407-421. DOI: https://doi.org/10.1007/s10464-012-9560-4

31. Molano A., Jones S.M., Brown J.L., Aber J.L. Selection and Socialization of Aggressive and Prosocial Behavior: The Moderating Role of Social‐Cognitive Processes // Journal of Research on Adolescence. 2013. Vol. 23, no. 3. Pp. 424-436. DOI: https://doi.org/10.1111/jora.12034

32. O'Donohue W., Willis B. Problematic images of science in undergraduate psychology textbooks: How well is science understood and depicted? // Archives of Scientific Psychology. 2018. Vol. 6(1). Pp. 51-62. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/arc0000040

33. Кostina O., Simonova M., Belinova N., Kochneva E., Empirical understanding of the problem of value orientations students // Opcion. 2018. Vol. 34(85). Pp. 672-686

34. Jung J., Grim P., Singer D.J., Bramson A., Berger W.J., Holman B., Kovaka K. A multidisciplinary understanding of polarization // American Psychologist. 2019. Vol. 74(3). Pp. 301-314. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000450

35. Causadias J.M., Umaña-Taylor A.J. Reframing marginalization and youth development: Introduction to the special issue // American Psychologist. 2018. Vol. 73(6). Pp. 707-712. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000336

36. Sumner R., Burrow A.L., Hill P.L. The development of purpose in life among adolescents who experience marginalization: Potential opportunities and obstacles // American Psychologist. 2018. Vol. 73(6). Pp. 740-752. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000249

37. Wedding D. Public education and media relations in psychology // American Psychologist. 2017. Vol. 72(8). Pp. 764-777. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000202

38. Farber E.W., Ali M.K., Van Sickle K.S., Kaslow N.J. Psychology in patient-centered medical homes: Reducing health disparities and promoting health equity // American Psychologist. 2017. Vol. 72(1). Pp. 28-41. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0040358

39. Collins S.E., Clifasefi S.L., Stanton J. et al. Community-based participatory research (CBPR): Towards equitable involvement of community in psychology research // American Psychologist. 2018. Vol. 73(7). Pp. 884-898. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000167

40. Goodman G.S., Goldfarb D., Quas J.A., Lyon A. Psychological counseling and accuracy of memory for child sexual abuse // American Psychologist. 2017. Vol. 72(9). Pp. 920-931. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000282

41. Phelps R., Bray J.H., Kearney L.K. A quarter century of psychological practice in mental health and health care: 1990–2016 // American Psychologist. 2017. Vol. 72(8). Pp. 822-836. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/amp0000192

42. Lee J.H. Can predictors of trait social anxiety also predict state social anxiety? Integrating personality and cultural variables of social anxiety in Asian Americans // Asian American Journal of Psychology. 2019. Vol. 10(1). Pp. 58-67. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/aap0000120

43. Wang C., La Salle T., Wu C., Do K.A., Sullivan K.E. School climate and parental involvement buffer the risk of peer victimization on suicidal thoughts and behaviors among Asian American middle school students // Asian American Journal of Psychology. 2018. Vol. 9(4). Pp. 296-307. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/aap0000138


Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)