Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Диагностическая компетентность магистрантов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-11

Аннотация

Введение: в статье приведены результаты исследования диагностической компетентности магистрантов, обучающихся в магистратуре по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Рассматривается содержание диагностической деятельности современного педагога-дефектолога и структура диагностической компетенции. Выявлена вариативная разноуровневая готовность магистрантов первого года обучения к овладению содержанием диагностической деятельности по обследованию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы и методы: исследование готовности магистрантов первого года обучения к диагностической деятельности проводилось с помощью специальных тестов, разработанных коллективом преподавателей кафедры специальной педагогики и специальной психологии для оценки знаний и умений обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Помимо тестов использовалось анкетирование участников исследования. Результаты анкетирования и тестирования интерпретировались на основании качественно-количественного подхода.

Результаты исследования: в ходе исследования были выявлены вариативные группы магистрантов с различными показателями. Вариативность зависела от базового образования, опыта предшествующей работы в коррекционном учреждении, наличия в семьях лиц с различными отклонениями. Все участники эксперимента имели положительную мотивационную направленность. При оценке и анализе уровня сформированности диагностической компетенции было использовано сочетание нескольких подходов к оценке результатов исследования.

Обсуждение и заключения: диагностическая компетенция, направленная на решение задач обследования детей разного возраста с различными нарушениями развития для определения специальных условий их образования и воспитания, занимает существенное место при формировании профессиональных компетенций магистров специального (дефектологического) образования. Диагностическая компетентность магистра специального (дефектологического) образования имеет многокомпонентную структуру, включающую мотивационный, операциональный и рефлексивный компоненты, и может быть представлена на нескольких уровнях сформированности.

Об авторах

И. Ю. Левченко
Московский городской педагогический университет
Россия

Левченко Ирина Юрьевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией инклюзивного образования, институт специального образования и комплексной реабилитации

Москва



Е. В. Логунова
Московский городской педагогический университет
Россия

Логунова Елена Валерьевна – магистрант

Москва



Т. В. Скребец
Московский городской педагогический университет
Россия

Скребец Татьяна Викторовна – кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования, институт специального образования и комплексной реабилитации 

Москва



Список литературы

1. Агавелян Р.О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1995. 16 с.

2. Артемова Е.Э. Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6. URL: http://www.science-education.ru/130-22994 (дата обращения: 19.02.2019).

3. Бездетко С.Н., Филатова И.А. Формирование профессиональной мотивации студентов-дефектологов // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Екатеринбург, 2017. С. 120-122.

4. Гладун Л.А. Полифундаментальный подход к исследованию методических компетенций у специальных педагогов // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: материалы второго международного теоретико-методологического семинара: в 2-х томах. Том 1. М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. С. 370-379.

5. Дружиловская О.В. Деонтологический аспект в формировании профессиональных качеств специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии // Практическая психология и логопедия. 2006. №2. С. 77-80.

6. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Евтушенко Е.А. Разработка профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» // Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2019. №1. С. 80-91.

7. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога): план доработки, апробации и внедрения // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 4. М.: Академия социального управления, 2016. С. 2161-2167. URL: http://new.asou-mo.ru/images/2017/08/29/sb-4-2016.pdf (дата обращения: 23.03.2019).

8. Зарин А.П., Ильина С.Ю., Филатова И.А. Развитие системы подготовки учителя-дефектолога в России на рубеже ХХ-ХХI веков // Специальное образование. 2015. №3(39). С. 100-114.

9. Ивенских И.В., Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1(22). С. 12.

10. Ивенских И.В., Сорокоумова С.Н. Профилизация будущих педагогов начальной школы для системы инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-1. С. 367-373.

11. Левченко И.Ю. Некоторые вопросы подготовки специалистов для работы в психолого-медико-педагогических комиссиях // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. №2(76). С. 11-17.

12. Левченко И.Ю. К проблеме подготовки кадров для психолого-медико-педагогических комиссий // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции с международным участием / под ред. Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. С. 20-28.

13. Левченко И.Ю. Компетенции специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. М.: Юкод, 2016. С. 154-161.

14. Левченко И.Ю. Проблемы реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд: II Всероссийский съезд дефектологов. М.: Издательский Дом МИРАКЛЬ, 2018. С. 41-45.

15. Левченко И.Ю. Компетенции современного специалиста в области работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития // Эволюция слепоглухоты и что из этого следует: сборник материалов Четвертой Международной научно-практической конференции. М.: Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2018. С. 47-48.

16. Левченко И.Ю., Логунова Е.В. К проблеме формирования диагностической компетентности магистров специального (дефектологического) образования // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: материалы V-ой Международной научно-практической конференции. М.: Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова, 2014. С. 104-107.

17. Левченко И.Ю., Логунова Е.В. Особенности организации учебного процесса при формировании диагностических компетенций магистров специального (дефектологического) образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. Т. 2, №6. C. 48-53. DOI: https://doi.org/10.12737/6000.

18. Левченко И.Ю., Логунова Е.В. Формирование диагностической компетенции магистров-дефектологов. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 68 с.

19. Левченко И.Ю., Сорокоумова С.Н. Комплексный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста: монография. Н. Новгород: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва), 2012. 118 с.

20. Логунова Е.В. О готовности магистрантов специального (дефектологического) образования к овладению диагностической компетентностью // Специальное образование. 2015. №2. С. 96-105.

21. Логунова Е.В. Особенности организации учебного процесса при подготовке магистров специального (дефектологического) образования // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: материалы IV Международной научно-практической конференции. 21–22 ноября 2013 г. М., 2013. С. 84-87.

22. Сапронова О.В. Инновационная технология выявления и формирования диагностической компетенции студентов профиля «Логопедия» на примере дисциплине «Дизартрия» // Специальное образование. 2013. №2. С. 106-118.

23. Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Психодидактическая компетентность преподавателя высшей школы // Диалог мировоззрений: жизненный путь личности, общества, государства: материалы XIV международного симпозиума / под ред. А.В. Дахина. Н. Новгород: Нижегородский институт управления, 2018. С. 197-199.

24. Филатова И.А. Деонтологическая компетентность будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. 2015. №2(38). С. 105-115.

25. Филатова И.А. Изучение субъективных параметров готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-дефектологов // Понятийный аппарат педагогики и образования коллективная монография / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. Екатеринбург, 2015. С. 303-309.

26. Филатова И.А. Проблемы ценностных оснований профессиональной подготовки педагогов-дефектологов // Педагогическое образование и наука. 2013. №4. С. 92-97.

27. Филатова И.А. Теоретико-методологические аспекты деонтологической подготовки специальных педагогов // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы: коллективная монография / под ред. Т.Г. Богдановой, Н.М. Назаровой. М., 2013. С. 332-336.

28. Яковлева И.М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога: монография. М.: Спутник+, 2009. 220 с.


Рецензия

Просмотров: 731


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)