Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Изучение субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков (психодиагностический комплекс)

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-13

Полный текст:

Аннотация

Введение: феномен одаренности является достаточно изученным в отечественной и зарубежной психологии, изучаются и некоторые особенности психического и личностного развития одарённых детей и подростков. Особое внимание уделяется инструментальному и мотивационному аспектам одарённости, а также межличностным и средовым влияниям. Психологическое благополучие одарённых подростков редко выступает в качестве основного предмета исследования.

Материалы и методы: психодиагностический инструментарий для изучения личностных характеристик одаренных подростков включает в себя тестирование с использованием методики оценки психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной, шкалы самоэффективности М. Маддукс и Д. Шеер в адаптации Л.В. Бояринцевой и Р.Л. Кричевского, франкфуртских шкал Я-концепции Дж.М. Дойсингер, теста жизнестойкости С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой, опросника диагностики структуры субъектности Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной, интегративного теста тревожности А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева. Авторским коллективом предложен вариант методики «Незаконченные предложения» и анкеты, направленной на изучение различных компонентов отношения к собственной одарённости и «проблемной нагруженности» подростков.

Результаты исследования: нами предложен и проходит апробацию в рамках кросс-секционного исследования методический комплекс для диагностики интегративных показателей психологического благополучия, а также таких субъективных факторов психологического благополучия, как отношение к собственной одарённости, субъектность, жизнестойкость, проблемные переживания, эмоциональный фон, Я-концепция и самоэффективность (компоненты выделяются в соответствии с разработанной теоретической моделью). Данный комплекс включает в себя как стандартизированные, так и проективные методики.

Обсуждение и заключения: созданная и проходящая апробацию в ходе проекта исследовательская методология будет способствовать формированию единого методического обеспечения и централизованной координации обеспечения мониторинговых исследований наиболее распространенных личностных проблем у одаренных подростков, а также разработке эффективных программ по развитию ресурсов психологического благополучия и здоровья подростков и молодежи. 

Об авторах

Е. Н. Волкова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Волкова Елена Николаевна – доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии 

Researcher ID G-8595-2015

Санкт-Петербург



С. В. Васильева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Васильева Светлана Викторовна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии человека Института психологии 

Researcher ID N-3380-2019 

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение Интегративного теста тревожности (ИТТ). СПб.: Изд-во Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 2005. 23 с.

2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы. М.: МИОО, 2005. 176 с.

3. Ведикова Е.Ю., Калягина Е.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников с признаками одаренности // Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике. Уфа: Агентство международных исследований, 2018. С. 50-57. URL: https://ami.im/sbornik/MNPK-PP-24.pdf (дата обращения: 02.03.2019).

4. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Структура субъектности младших подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Психологический журнал. 2015. Т. 36, №2. С. 20-31.

5. Гетманенко А.О. Модель детской музыкальной одарённости // Сибирский психологический журнал. 2016. №59. С. 34-44 URL: http://journals.tsu.ru/psychology/&journal_page=archive&id=1390&article_id=27385 (дата обращения: 02.03.2019).

6. Грауманн О. Исследование проблем детской одарённости в Германии // Непрерывное образование: XXI век. 2014. №3(7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-detskoy-odaryonnosti-v-germanii (дата обращения: 02.03.2019).

7. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. М.: Наука, 1994. 336 с.

8. Жуковская Л.В., Трощихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, №2. С. 82-93.

9. Кричевский Р.Л., Огнев А.С., Гончаров Ю.Н. Рабочая книга организационного психолога. Воронеж: Изд-во фонда «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2000. 299 с.

10. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. 79 с.

11. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости: методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. М.: Смысл, 2006. 63 с.

12. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993. 127 с.

13. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Направления исследований креативности в социальном взаимодействии // Вопросы психологии. 2016. №4. С. 118-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28863287 http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2017/n3/Antropova_Meshkova.shtml(дата обращения: 02.03.2019).

14. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы научной конференции, посвящённой памяти В.Н. Дружинина, 19-20 сентября 2005 г. / под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной. М.: ИП РАН, 2005. 477 с.

15. Психология творчества и одарённости: материалы всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: МПГУ, 2018. 500 с.

16. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет. (Кросс-культурное сравнение: Потсдам – Санкт-Петербург): коллективная монография / под ред. Б. Кирш, Л.А. Регуш. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 130 с.

17. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006. 320 с.

18. Самохин И.С., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Определение потенциала учащегося на основе данных о результативности и психологической комфортности обучения // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. №8. С. 37-42. URL: https://almavest.ru/ru/archive/2440/3839 (дата обращения: 02.03.2019)

19. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. №3. С. 95-129.

20. Geake J.G., Gross M.U.M. Teachers’ negative affect toward academically gifted students: An evolutionary psychological study // Gifted Child Quarterly. 2008. Vol. 52, no. 3. Pp. 217-231. Available at: http://www.pef.uni-lj.si/fileadmin/Datoteke/CRSN/branje/Teachers__Negative_Affect_Toward_Academically_Gifted_Students__2008_.pdf (accessed: 02.03.2019).

21. Health behavior in school-aged children world health organization collaborative cross-national survey. Available at: http://www.hbsc.org/ (accessed: 02.03.2019).

22. Monks F.J. Development of gifted children: The issue of identification and programming // Monks F.J., Peters W.A.M. (eds.) Talent for the future. Proceedings of the Ninth World Conference on Gifted and Talented Children. Assen, The Netherlands: Van Gorcum, 1992. Рp. 191-202.

23. Mouchiroud C., Lubart T. Social creativity: a cross-sectional study of 6 to 11-year-old children // International Journal of Behavioral Development. 2002. Vol. 26, no. 1. Pp. 60-69. DOI: https://doi.org/10.1177%2F016502540202600111

24. Renzulli J.S. The three-rings conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // Sternberg R.J., Davidson J.E. (eds.) Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. Pp. 53-92.

25. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57, no. 6. Pp.1069-1081.

26. Tannenbaum A.J. Giftedness: A psychosocial approach // Sternberg R.J., Davidson J.E. (eds.) Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. Рp. 417-435.

27. Terman L.M., Oden M.H. The Gifted Child Grows Up // Terman L.M. (ed.) Genetic Studies of Genius. Vol. IV. Stanford, CA: Stanford University Press, 1947. 448 p.

28. The Renzulli Learning System. Available at: https://renzullilearning.com/ (accessed: 02.03.2019).

29. Torrance E. P. Torrance test of creative thinking: Directions manual and scoring quide. Lexington, Mass: Ginn &Co., 1974. 48 p.


Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)