Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

МАТЕРИНСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются значение и роль института материнства в социокультурной сфере общества; раскрываются основные положения научно-исторических и социально-педагогических аспектов материнства в контексте российского историко-образовательного пространства. Исследование материнства как социального института современного общества направлены на реализацию следующих целей: разработка научных основ планирования воспитательного процесса в условиях семьи; определение главных направлений реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка. Авторами раскрыты проблемы материнства как одного из наиболее важных институтов современного общества. Высказано мнение о том, что наблюдение за развитием материнства позволит проследить за изменениями, происходящими в обществе, поскольку данный институт, как зеркало, отражает происходящие процессы в обществе, экономике, культуре, политике, духовной сфере. Именно поэтому проблемы материнства - это проблемы всей общественности, которые затрагивают все сферы ее деятельности. Выявлена динамика деятельности государства по поддержке института материнства и детства. В статье исследованы функции материнской школы: эмоционально-интуитивная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, здоровьесберегающая, психотерапевтическая, социализирующая, образовательная, а также раскрыто понятие материнской школы как наиболее значимой ступени системы непрерывного образования, ее значение в повышении качества образования детей дошкольного возраста.

Об авторах

Н. Быстрова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами, 

Нижний Новгород



Е. Плотникова
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий,

г. Борисоглебск



Список литературы

1. Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2010. № 4. С. 134-150.

2. Балаш В.А., Родионова Л.А. Уровень рождаемости в России: основные тенденции и модели исследования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 12. С. 84-88.

3. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М.: НИИ семьи, 2011. 231 c.

4. Брутман В.И. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2008. №3. С. 110-118.

5. Брутман В.И. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31-36.

6. Быстрова Н.В. Проблема беспризорности несовершеннолетних в 20-е годы ХХ века (по материалам Нижегородской губернии) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 6.С. 34-44. URL: www.sisp.nkras.ru

7. Быстрова Н.В. Царева О.С. Дошкольные образовательные учреждения в Нижегородской губернии в годы советской власти //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). №15(448 2015). № 5. С. 40-49. URL: www.sisp.nkras.ru.

8. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.

9. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. М.: Сфера, 2009. 256 с.

10. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.

11. Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. М.: Синапс, 1993. 354 с.

12. Мельников В.П. История социальной работы в России: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006. 42 с.

13. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 319 с.

14. Плотникова Е.Е. Содержательный аспект преемственности материнской и начальной школы // Начальная школа. 2011. №2. С.1-5.

15. Рашковский Е.Б. Феномен семьи (междисциплинарные заметки) // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 27-37.

16. Саралиева З.Х. Нижегородские семьи: городские и сельские // Нижегородские семьи: городские и сельские. Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2009. 111 с.

17. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.И. Мосовичев. М.: Норма, 2008. 608 с.

18. Целуйко В.М. Одинокая мать и ее ребенок (Психологические проблемы внебрачных детей) // Семейная психология и семейная терапия. 2005. № 1. С. 71-85.

19. Schön R.A., Silvén M. Natural Parenting - Back to Basics in Infant Care // Evolutionary Psychology. 2007. № 5(1). Р. 102-183.

20. Van de Kaa, D.J. Europe's Second Demographic Transition // Population Bulletin. 1987. № 42 (1). Р. 1-59.


Просмотров: 167


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)