Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-2

Аннотация

Введение. Современное образование, становясь все более активным, гибким, электронным, непосредственно связанным с практикой, находится в поиске новых форм и технологий обучения. Использование образовательных событий для обучения и развития обучающихся применяется сегодня во всем мире. Образовательные события дают возможность эффективно вовлекать студентов в получение практического опыта, создает уникальные условия для коммуникаций и взаимодействия, формирует пространство ответственности и рефлексии. Изучение отечественного и зарубежного опыта реализации образовательных событий в профессиональной подготовке и их сравнение имеет высокую теоретическую и практическую значимость для развития практики событийного подхода в российском образовании.

Материалы и методы. В работе использованы методы теоретического характера, позволяющие изучать состояние предмета исследования в научных источниках и существующей практике, сопоставлять различные точки зрения, выявлять факты и зависимости и в дальнейшем обобщать полученные данные в форме выводов. В работе использовались методы систематизации, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и сравнения. В качестве источников выступали научные публикации в периодических изданиях, методические материалы и инструкции по использованию образовательных технологий, разработанные в университетах.

Результаты исследования. В результате исследования нам удалось сформулировать и уточнить сущностные характеристики образовательного события в отечественной и зарубежной теории, а также проанализировать опыт реализации образовательных событий на практике. В отечественных источниках основными характеристиками образовательного события выступают вовлеченность, выход за рамки повседневной активности, воспроизведение образцов, акцент на коммуникации и взаимодействии, эмоциональное напряжение, получение значимого уникального результата, ответственность участников. Большое внимание уделено вопросам проектирования образовательных событий. В зарубежных источниках образовательное событие используется как инновационная образовательная технология, как элемент экологической образовательной среды и смарт-образования, как этап обучения, построенного на сценарии. В зарубежной практике акцент делается на рефлексивном опыте участников.

Обсуждение и заключения. Полученные результаты работы расширяют и обогащают смысловые значения образовательного события в педагогической практике; выявленные особенности и характеристики реализации событийного подхода в зарубежном образовании позволят расширить представление о возможностях данной образовательной технологии и в дальнейшем учитывать их при проектировании образовательных событий.

Об авторах

М. П. Прохорова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Прохорова Мария Петровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Нижний Новгород



О. И. Ваганова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Ваганова Ольга Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами

Нижний Новгород



Список литературы

1. Валеев Р.Г. Познавательная самостоятельность учащихся как предпосылка и результат образовательных событий // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 63-69.

2. Волкова Н. В. Образовательная событийность: признаки и характеристики // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2010. Т. 7, №1. С. 78-82.

3. Волкова Н.В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19, №4. С. 184-200. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-184-200.

4. Гаврилова О.М. Событийная организация допрофессиональной педагогической подготовки как фактор развития интереса старшеклассников к педагогической профессии // Современные проблемы науки и образования. 2018. №2. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27522 (дата обращения: 28.07.2019).

5. Жилина М.Ю. Образовательное событие: варианты прочтения // Организация тьюторского сопровождения в образовательных учреждениях: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты тьюторской деятельности: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 года / научный редактор: Т.М. Ковалева; ответственные редакторы: А.А. Теров, М.Ю. Жилина. М.: АПКиППРО, 2009. С.152-158.

6. Колокольникова З.У., Лукина А.К. Событийная организация образовательного процесса при подготовке педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5.

7. Крылова Н.Б. Условия проявления событийности образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 136-145.

8. Мелик-Гайказян И.В. «Событие-в-действительности» и «событие-в-реальности» // Вестник Томского государственного университета. 2009. №3(7). С. 54-76.

9. Прохорова М.П. Семченко А. А. Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор качества педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. №1.

10. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Румянцева Н.А. Методика проектирования образовательного события в вузе // Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология»: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 59. Ч. 4. С. 153-157.

11. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. №1.

12. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 5-14.

13. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). 157 с.

14. Соловьев Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. 2009. №2. С. 103-111.

15. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1.

16. Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы 9-ой научно-практической конференции. Красноярск, 2003. С. 5-22.

17. Armstrong Lloyd. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. Available at: https://www.academia.edu/9815901/Barriers_to_Innovation_and_Change_in_Higher_Education (accessed: 18.08.2019).

18. Barber M., Donneliy K.and Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research.Washington. Columbia region, 2013.

19. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students’ independent work at university // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 2017. Vol. 7, no. 10.

20. Ehlers UD. Open and Community-Based Learning Ecologies: Peers and Networks // Open Learning Cultures. Springer, Berlin, Heidelberg, 2013. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-38174-4_4.

21. Ennis R.H. The nature of critical thinking: Outlines of general critical thinking dispositions and abilities. Available at: https://education.illinois.edu/docs/default-source/faculty-documents/robert-ennis/thenatureofcriticalthinking_51711_000.pdf?sfvrsn=7bb51288_2 (accessed: 27.12.2018).

22. Errington E.P. Developing scenario-based learning: Practical insights for tertiary educators. Dunmore Press, 2003. Pp. 9-20.

23. Giannakos M.N., Krogstie J., Aalberg T. Toward a Learning Ecosystem to Support Flipped Classroom: A Conceptual Framework and Early Results // Li Y. et al. (eds) State-of-the-Art and Future Directions of Smart Learning. Lecture Notes in Educational Technology. Springer, Singapore. Springer, Singapore, 2016. Pp. 105-114. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-287-868-7_12.

24. Gossman P., Stewart T., Jaspers M., Chapman B. Integrating web-delivered problem- based learning scenarios to the curriculum // Active Learning In Higher Education. 2007. Vol. 8(2). Pp. 139-153. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1469787407077986.

25. Gros A. The design of smart educational environments // Smart Learning Environments. 2016. Vol. 3. Article number: 15. DOI: https://doi.org/10.1186/s40561-016-0039-x

26. Higginbotham G. Event-based learning: The benefits of positive pressure // The language teacher. 2009. No. 33.11. Article number: 15.

27. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students // International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET). 2018. Vol. 9, no. 4. Pp. 1080-1087.

28. Jang J., Reeve J. Engaging Students in Learning Activities: It Is Not Autonomy Support or Structure but Autonomy Support and Structure // Journal of Educational Psychology. 2016. Vol. 102(3). Pp. 588-600.

29. Kim S.H., Park N.H., Joo K.H. Effects of Flipped Classroom based on Smart Learning on Self-directed and Collaborative Learning // International Journal of Control, Automation, and Systems (IJCAS). 2014. Vol. 12(7). Pp. 69-80.

30. Lee A. Authentication scheme for smart learning system in the cloud computing environment // Journal of Computer Virology and Hacking Techniques. 2015. Vol. 11(3). Pp. 149-155.

31. Loh K.Y.E., Tam S.W.L. The role of emotionality in teacher change: the case of Chinese language teachers in Hong Kong // Teacher Development in Education. 2017. Vol. 21, no. 3. Available at: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13664530.2016.1266381 (accessed: 18.08.2019).

32. Matthews M.R. Social constructivism and mathematics education: Some comments. Philosophy of Education. 1999. Available at: https://www.academia.edu/26892797/Response_Social_Constructivism_and_Mathematics_Education_Some_Comments (accessed: 18.08.2019)

33. Numento T., Uotila P. Events as Organisational Stories: an Event-Based Approach for Learning Media Production // Bruck P.A. (eds) Multimedia and E-Content Trends. Vieweg+Teubner, 2008. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-8348-9313-0_14.

34. Pons P., Catala A., Jaen J., Customizing smart environments: A tabletop approach // Journal of Ambient Intelligence and Smart Environments. 2015. Vol. 7(4). Pp. 511-533.

35. Roblyer M.D., Knezek G.A. New millennium research for educational technology: A call for a national research agenda // Journal of Research on Technology in Education. 2003. Vol. 36(1). Pp. 60-71.

36. Sharples M., Adams A., Ferguson R., Gaved M., McAndrew P., Rienties B., Weller M., Whitelock D. Innovating Pedagogy 2014: Open University Innovation Report 3. Available at: http://www.openuniversity.edu/sites/www.openuniversity.edu/files/The_Open_University_Innovating_Pedagogy_2014_0.pdf (accessed: 28.07.2019).

37. Teacher Policy Development Guide. For Teachers’ Education 2030. UNESCO. France. 2015. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002352/235272e.pdf (accessed: 18.08.2019).

38. The OECD Handbook for Innovative Learning Environments, OECD. Publishing. Paris. 2017. Available at: https://www.oecd.org/education/the-oecd-handbook-for-innovative-learning-environments-9789264277274-en.htm (accessed: 18.08.2019).

39. Thomas J. W. A review of research on project-based learning. March, 2000. Available at: http://www.bobpearlman.org/BestPractices/PBL_Research.pdf (accessed: 18.08.2019).


Рецензия

Просмотров: 1398


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)