Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-3

Полный текст:

Аннотация

Введение. Для достижения эффективности инновационных процессов необходим новый подход к обеспечению участия преподавателей в инновационной деятельности, направленный на результативность и управляемость этих процессов. В этом контексте возникает идея разработки способов образовательного менеджмента инновационной деятельности преподавателя вуза.

Материалы и методы. В качестве основных методов использовались анализ источников по изучаемой проблеме, включая нормативные документы, научные статьи по теме исследования, а также обобщение и систематизация полученных данных.

Результаты исследования. Анализируются подходы к содержанию понятия «образовательный менеджмент», определяется специфика образовательного менеджмента инновационной деятельности, обосновывается выбор способов реализации образовательного менеджмента инновационной деятельности преподавательского персонала вузов. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавательского состава вуза должен включать в себя несколько процессов: управление инновациями в вузе, управление факторами среды, управление личностно-профессиональными ресурсами, процесс преодоления профессиональных затруднений инновационной деятельности (консалтинг).

Обсуждение и заключения. Инновационная деятельность педагогического персонала вуза обеспечивается за счет вовлечения как способа образовательного менеджмента, направленного на преодоление профессиональных затруднений. Дальнейшее направление исследования мы связываем с определением системных компонентов вовлечения.

Об авторе

И. Ф. Фильченкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Фильченкова Ирина Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент

Нижний Новгород



Список литературы

1. Абралова З.Д. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом // Научные исследования. 2019. №4(30). С. 32-33.

2. Барановский А.И. Образовательный менеджмент: актуальные проблемы становления // Современные наукоемкие технологии. 2008. №1.

3. Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие. Минск: ООО «Мисанта», 2002.

4. Валеева А.Ф., Михалева Е.А. Менеджмент в образовании как фактор эффективности образовательного процесса в высшей школе // Тенденции развития науки и образования. 2019. №48-2. С. 25-28.

5. Габышева Н.В. Образовательный менеджмент: понятие и сущность // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. Часть 1 / ответственный редактор Е.Л. Сорокина. Новосибирск, 2018. С. 29-31.

6. Гамаюнов В.Г. Дидактический менеджмент: научающее управление. Харьков: Ранок, 2004. 123 с.

7. Гамаюнов В.Г. Образовательный менеджмент и менеджеры образования // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: материалы Международной электронной научно-практической конференции: в 5-ти томах / под редакцией А.И. Чернышева, Т.Б. Волобуевой, Ю.А. Романенко [и др.]. Донецк, 2017. Т. 1. С. 36-40.

8. Дьяченко Е.И. Развитие менеджмента персонала в организациях сферы образовательных услуг // Символ науки. 2018. №11. С. 27-30.

9. Козилова Л.В. Лидерство, образовательный менеджмент и управление образовательными системами в структуре инновационной деятельности вуза // Право. Экономика. Безопасность. 2017. №1-2 (10). С. 149-151.

10. Крылова М.Н. Педагогика как искусство управлять: учим будущих педагогов управлению // Современные научные исследования и инновации. 2014. №3(35). С. 47.

11. Крюков С.А. Образовательный менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. Часть 10. Тамбов, 2013. С. 77-79.

12. Лобанов Ю.Я., Чурилина И.Н. Образовательный менеджмент как средство эффективного управления образовательным процессом // Междисциплинарные исследования в сфере интеграции образования и науки: сборник научных трудов научно-педагогического состава Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Санкт-Петербург, 2014. С. 103-107.

13. Максимова В.Н. Концепция современного образовательного менеджмента // Царскосельские чтения. 2011. №XV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-sovremennogo-obrazovatelnogo-menedzhmenta (дата обращения: 20.11.2019).

14. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Инновационная деятельность в вузе глазами преподавателей, студентов и вспомогательного персонала // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». 2014. Т.1, №4. С. 133-134.

15. Мылова И.Б. Элементы методологии современного образовательного менеджмента как основа организации повышения квалификации учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. №1(38). С. 32-39.

16. Мухтарова А.Н. Теоретические модели образовательного менеджмента // Вестник Казахского Национального университета. 2014. №6(106). C.122-131.

17. Петряков П.А. Образовательный менеджмент как объект междисциплинарных исследований // ЧиО. 2013. №3(36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-menedzhment-kak-obekt-mezhdistsiplinarnyh-issledovaniy (дата обращения: 21.11.2019).

18. Плесковских Т.С. Педагогический менеджмент как альтернатива административно-командного управления в инновационных образовательных учреждениях // Казанский педагогический журнал. 2009. №7-8. С. 65-71.

19. Самсонова Н.В., Фильченкова И.Ф. Барьеры и сопротивления инновациям преподавателей вузов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. №1(31). С. 28-34.

20. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп‐Бизнес», 1999.

21. Сурат И.Л., Борщёва А.В., Ильченко С.В. Инновационные изменения системы кадрового менеджмента как ключевой показатель развития образовательной организации // Строительство. Экономика и управление. 2018. №3(31). С. 52-58.

22. Тринитатская О.Г., Бочаров С.В., Назарчук О.А., Захарова Л.Г. Содержание и структура функций образовательного менеджмента в контексте инновационной деятельности современной школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, №2. С. 36.

23. Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. №3(33). С. 43-50.

24. Фильченкова И.Ф. Определение компонентов процесса вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. №3(35). С. 100-109.

25. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. №2. С. 159-191.

26. Хоуден Джим. Искусство вовлечения. Как максимально полно раскрыть потенциал своих сотрудников. М.: ЭКСМО, 2011. 304 с.

27. Чжи Цзинюй. Образовательный менеджмент как способ повышения эффективности работы образовательного учреждения // Современный ученый. 2016. №2. С. 25-26.

28. Abair Paul. Institutional Resistance to Innovations in Education // Faculty Resource Network. 2011. November 18-19. Available at: https://facultyresourcenetwork.org/publications/emerging-pedagogies-for-the-new-millennium/paul-abair-institutional-resistance-to-innovations-in-education/ (accessed: 27.08.2019).

29. Armstrong A. 4 key strategies help educators overcome resistance to change // Tools for Schools. 2011. Vol. 14, no. 2.

30. Antil J.H. Conceptualization and Operationalization of Involvment, in Kinnear. Advances, 2004.

31. Cooke P.N., Heidenreich M., Braczyk H-J. Regional Innovation Systems: The Role of Governances in a Globalized World. N.Y.: Routledge, 2004.

32. Decker F. Bildungsmanagement für eine neue Praxis. München, 1995.

33. Gütl B., Orthey F. M., Laske S. Bildungsmanagement. München und Mering, 2006.

34. Peters T. R. Waterman. In search of excellence. N.Y., 1983.

35. Tomasetto Carlo. Dealing with educational innovation: adoption and resistance to school change in a psycho-social perspective // New Media in Education. 2003. Vol. 1. Pp. 271-275.


Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)