Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-5

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются различные модели ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения и образования, современные подходы к их комплексному сопровождению. Ранняя комплексная помощь – это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, интегрирующая теоретические и практические основы комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии и детей группы риска с первых месяцев жизни. Своевременное появление в психическом развитии ребенка необходимых возрастных достижений зависит от ряда условий: нормального функционирования головного мозга, физического здоровья малыша, сохранности органов чувств, благополучия социальной среды, воспитания.

В последнее время отмечается рост числа детей младенческого возраста с низким темпом психомоторного развития. Многие исследователи причиной этого считают перинатальное поражение центральной нервной системы. Знание этого факта позволяет прогнозировать возможность неблагоприятного психофизического развития ребенка в дальнейшем. В связи с этим важна ранняя диагностика и мониторинг нервно-психического развития ребенка, которые позволяют своевременно и целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений. От эффективной организации ранней комплексной помощи в определенной мере зависит предупреждение инвалидности и снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности в дальнейшей жизни человека.

Материалы и методы. В статье обобщен опыт работы служб ранней помощи города Москвы, входивших в состав экспериментальной площадки СВАО «Включение детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство» в 2012-2014 гг., а также функционирующей в настоящее время службы ранней помощи г. Дзержинска Московской области. Проведен анализ контингента детей, посещающих службы ранней помощи, приведены катамнестические данные на этих детей, показана эффективность работы данных форм ранней комплексной помощи детям с ОВЗ. Подходы к сопровождению ребенка младенческого и раннего возраста в здравоохранении рассмотрены с позиций многоэтапности, систематичности и непрерывности.

Результаты исследования. Анализ деятельности различных организационных форм раннего сопровождения детей с ОВЗ и детей группы риска в образовательных организациях показал эффективность данного направления в оказании помощи детям с нарушениями развития. Наиболее важным итогом работы подобных служб является улучшение социальной адаптации детей с ОВЗ и, прежде всего, включение их в образовательную среду.

Система здравоохранения Российской Федерации является начальным звеном оказания ранней помощи детям с ОВЗ. Одной из причин необходимости ранней комплексной помощи младенцам является неуклонно растущее число глубоко недоношенных детей и высокий процент их ранней инвалидизации. Среди них большинство составляют дети, родившиеся глубоко недоношенными на 27-34-недельном сроке гестации. Впоследствии у таких детей наблюдаются задержки психического и речевого развития, различные речевые нарушения, трудности обучения, а в наиболее тяжелых случаях детский церебральный паралич и множественные нарушения развития. В связи с этим все мероприятия по абилитации и реабилитации глубоко недоношенных детей в учреждениях здравоохранения приобретают особую социальную значимость. В статье проведен качественный анализ содержания работы стационаров первого, второго и третьего этапов выхаживания новорожденных с перинатальным поражением центральной нервной системы.

Обсуждение и заключения. Деятельность служб ранней помощи на базе образовательных организаций рассматривается в настоящее время как социальная программа для детей с 2 месяцев до 3 лет с отставанием или риском отставания в развитии, где отводится большая роль семье, матери в реализации индивидуальных маршрутов развития ребенка. Эта программа строится на принципах: гуманизма; личностно ориентированного подхода к ребенку; учета индивидуальных потребностей каждого ребенка; учета новообразований и ведущей деятельности возраста; раннего выявления и коррекции отклонений в развитии; активного включения семьи в процесс коррекционно-развивающей работы.

Медицинская и психолого-педагогическая помощь детям первого года жизни с нарушениями в развитии оказывается в форме комплексной реабилитации. Реабилитация детей первого года жизни – это не только восстановление или компенсация нарушенных функций организма, но и создание условий для адекватного возрастного формирования всех органов и систем, своевременного восстановления психомоторных умений и навыков. Комплексная реабилитация ребенка младенческого возраста предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-педагогических мероприятий, ориентированных на ребенка и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля: врача-неонатолога, врача-невролога, ортопеда и врачей других специальностей, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога, а также семейного психолога. Для того, чтобы обеспечить развитие и эффективную адаптацию детей с ОВЗ, необходимо взаимодействие специалистов не только с ребенком, но и со всей его семьей, поскольку родители испытывают множество специфических трудностей, связанных с обеспечением постоянного ухода и организации лечения и развития [24].

Об авторах

Г. А. Бутко
Государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

Бутко Галина Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации

Москва



Т. А. Кательсон
Государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

Кательсон Татьяна Александровна – старший преподаватель кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации

Москва



С. П. Олту
Государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

Олту Снежана Павловна – аспирант кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Москва



Список литературы

1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. 2002. №3. С. 15-21.

2. Бомбардирова Е.П., Яцык Г.В., Степанов А.А. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни // Лечащий врач. Медицинский научно-практический журнал. 2005. №4. С. 46-51.

3. Бутко Г.А., Викторова Л.В., Борисова Ю.Н., Смирнов Ю.О. Использование инновационного оборудования для детей раннего возраста в новых формах дошкольного образования // Специальная психология. 2010. №2. С. 21-28.

4. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144 с.

5. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2012. №7. С. 42-45.

6. Емелина О.И. Становление системы помощи детям раннего возраста за рубежом // Специальное образование. 2013. № 3. С. 49–55.

7. Кательсон Т.А. Сопровождение детей младенческого возраста с ограниченными возможностями здоровья // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. М., 2016. С. 108-113.

8. Кательсон Т.А. Экспериментальное изучение динамики развития младенцев с перинатальной патологией под влиянием психолого-педагогической коррекции // Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ: сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции. М., 2018. С. 143-147.

9. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / под ред. Е.В. Клочковой; пер. с нем. К.А. Шарр. М.: Теревинф, 2010. 240 с.

10. Левченко И.Ю. Компетенции специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. Москва, 2016. С. 154-161.

11. Левченко И.Ю. Методологические основания функционирования системы ранней помощи в РФ // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: Материалы VIII международного теоретико-методологического семинара. М., 2016. С. 205-211.

12. Левченко И.Ю. Основные направления деятельности системы ранней помощи на современном этапе ее становления // Раннее и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.С. Павлова. М., 2017. С. 149-154.

13. Левченко И.Ю. Ранняя многоэтапная психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни // Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. С. 150-190. (Серия «Раннее развитие и коррекция»).

14. Левченко И.Ю., Бутко Г.А., Ортина Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в новых формах дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. №2. С. 17-23.

15. Левченко И.Ю., Сорокоумова С.Н. Комплексный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста. Н. Новгород: Нижегородский институт управления, 2012. 117 с.

16. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. М.: Логомаг, 2013. 244 с.

17. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

18. Приходько О.Г. История становления системы ранней помощи детям в России // Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. С. 12-33. (Серия «Раннее развитие и коррекция»).

19. Приходько О.Г. Современный этап развития ранней помощи детям в Российской Федерации // Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. С. 61-73. (Серия «Раннее развитие и коррекция»).

20. Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. 378 с.

21. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 №1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года».

22. Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей от 13 января 2016 г. №ВК-15/07.

23. Сорокоумова С.Н. Инклюзивное образование: учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов по направлению «Психолого-педагогическое образование». М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. 203 с.

24. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности эмпатии дошкольников в условиях инклюзивного образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, №2(4). С. 889-893.

25. Сорокоумова С.Н., Егорова П.А. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №4(7). URL: http://j-chr.com/ru/site/journal/14/article/102 (дата обращения: 17.10.2019).

26. Сорокоумова С.Н., Заварзина О.О. Специфика психологического сопровождения детского развития в инклюзивном образовании // Инициативы XXI века. 2014. №4. С. 121-123.


Просмотров: 640


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)