Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Атипичная детекция направления взгляда в эпизодах совместного внимания у дошкольников

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-8

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме проявлений дефицита совместного внимания в дошкольном возрасте. Совместное внимание рассматривается как ключевой навык в диадическом ориентировании и обеспечении совместного доступа к ссылке на референтный объект в процессе коммуникации. Исследование сфокусировано на том, как взаимосвязаны в типичном и атипичном онтогенезе навыки совместного поиска в эпизодах совместного внимания и понимания преднамеренных действий другого человека.

Материалы и методы. В настоящем исследовании в эксперименте изучается визуальная ориентация на направленные социальные сигналы (ориентация на направление движений глаз партнёра по общению) у типично развивающихся детей (n=21) и детей с задержкой психического развития (n=20). Выборку исследования составили дети дошкольного возраста (5-7 лет). Для фиксации данных использовался критерий распознавания направления движений глаз другого человека для определения местоположения целевого объекта, который выбирает партнёр по общению в ходе эксперимента.

Результаты исследования. Произведено сравнение использования дошкольниками социальных сигналов, которые помогают осуществлять совместный поиск потенциальных визуально доступных референтов и выбрать релевантный объект, который взрослый имел в виду. Показано, что дошкольники с задержкой психического развития испытывают трудности функционального использования совместного внимания для социального обмена. Обнаружены маркеры дефицита совместного внимания, связанные с атипичным развитием на ранней стадии онтогенеза.

Обсуждение и заключения. В эпизодах совместного внимания у дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются изменения в профиле наводящих взглядов, чувствительности к направлению взгляда партнёра, отличия и в механистическом и менталистическом взгляде. Можно выделить следующие специфические трудности у детей с задержкой психического развития: недостатки в ссылочном поиске, недостатки в декларативном указании и показе, недостатки в поиске, где другие указывают.

Об авторе

Я. К. Смирнова
Алтайский государственный университет
Россия

Смирнова Яна Константиновна – доцент кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии и педагогики, кандидат психологических наук

ResearcherID: N-9402-2016

Барнаул



Список литературы

1. Adolphs R., Spezio M. Role of the amygdala in processing visual social stimuli // Progress in Brain Research. 2006. Vol. 156. Pp. 363-378. DOI: https://doi.org/10.1016/S0079-6123(06)56020-0.

2. American Psychiatric Association (APA). Diagnostic and statistical manual of mental disorders DSM IV 4th edn. Washington DC: American Psychiatric Association, 1994.

3. Apperly I. Mindreaders: The Cognitive Basis of "Theory of Mind". London: Psychology Press, 2010. P. 232.

4. Baldwin D.A. Understanding the link between joint attention and language / eds. C. Moore, P.J. Dunham // Joint attention: Its origins and role in development. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1995. Рp. 131-158.

5. Baron-Cohen S., Baldwin D.A., Crowson M. Do children with autism use the speaker’s direction of gaze strategy to crack the code of language? // Child Development. 1997. Vol. 68(1). Pp. 48-57.

6. Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a «theory of mind»? // Cognition. 1985. Vol. 21. Pp. 37-46.

7. Bates E. Language and context: The acquisition of performatives. New York: Academic Press, 1976. P. 375.

8. Batki A., Baron-Cohen S., Wheelwright S., Connelan J., Ahluwalia J. Is there an innate gaze module? Evidence from human neonates // Infant Behavior and Development. 2000. Vol. 23. Pp. 223-229.

9. Brothers L. The social brain: a project for integrating primate behavior and neurophysiology in a new domain // Concepts Neurosci. 1990. Vol. 1. Pp. 27-51.

10. Bruner J. Child's talk: Learning to Use Language. New York, 1985. P. 144.

11. Buckner R.L., Andrews-Hanna J.R., Schacter D.L. The brain's default network: anatomy, function, and relevance to disease // Annals of the New York Academy of Sciences. 2008. Vol. 1124. Pp. 1-38. DOI: https://doi.org/10.1196/annals.1440.011.

12. Butterworth G., Jarrett N. What minds have in common is space: spatial mechanisms serving joint visual attention in infancy // Britich Journal Developmental Psychology. 1991. Vol. 9(1). Pp. 55-73. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.2044-835X.1991.tb00862.x.

13. Charman T. Testing joint attention, imitation, and play as infancy precursors to language and theory of mind // Cognitive Development. 2001. Vol. 15. Pp. 481-498.

14. Charwarska K., Klin A., Volkmar F. Automatic attention cueing through eye movement in 2-year-old children with autism // Child development. 2003. Vol. 74. Pp. 1108-1122.

15. Davies M.S. Neural bases of gaze and emotion processing in children with autism spectrum disorders // Brain Behavior. 2011. Vol. 1 (1). Pp. 1-11.

16. Dawson G., Webb S., Schellenberg G.D., Dager S., Friedman S., Aylward E., Richards T. Defining the broader phenotype in autism: Genetic, brain, and behavioral perspectives // Development and Psychopathology. 2002. Vol. 14. Pp. 581-611.

17. Driver J., Davis G., Ricciardelli P., Kidd P., Maxwell E., Baron-Cohen, S. Gaze perception triggers reflexive visuospatial orienting // Visual Cognition. 1999. Vol. 6. Pp. 509-540.

18. Emery N.J. The eyes have it: the neuroethology, function and evolution of social gaze // Neurosci. Biobehav. Rev. 2000. Vol. 24. Pp. 581-604.

19. Farroni T., Csibra G., & Simion, Johnson M. Eye contact detection in humans from birth // Proceedings of the National academy of sciences. 2002. Vol. 99. Pp. 9602-9695.

20. Friesen C.K. Kingstone A. Abrupt onsets and gaze direction cues trigger independent reflexive attentional effects // Cognition. 2003. Vol. 87. Pp. B1–B10.

21. Fidler D.J., Daunhauer L., Most D.E., Switzky H. Genetic Disorders Associated with Intellectual Disability: An Early Development Perspective // The Wiley Blackwell Handbook of Infant Development. 2010. Pp. 308-334.

22. Frith C.D. The social brain? // Philos. Trans. R. Soc. Lond. B Biol. Sci. 2007. Vol. 362. Pp. 671-678.

23. Henderson J.M., Williams C.C., Falk R.J. Eye movements are functional during face learning // Memory & Cognition. 2005. Vol. 33. Pp. 98-106.

24. Hobson R.P. Understanding persons: the role of affect // Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H., Cohen D.J. (eds). Understanding other minds; perspectives from autism. Oxford: Oxford University Press, 1993. Рp. 204-227.

25. Hood B.M., Willen J.D., Driver J. Adult’s eyes trigger shifts of visual attention in human infants // Psychological Science. 1998. Vol. 9. Pp. 131-134.

26. Howard M.A., Cowell P.E., Boucher J., Broks P., Mayes A., Farrant A., Roberts N. Convergent neuroanatomical and behavioural evidence of an amygdala hypothesis of autism // Neuroreport. 2000. Vol. 11. Pp. 2931-2932.

27. Johnson M.H., Dziurawiec Ellis S.H., Morton J. Newborns’ preferential tracking of face-like stimuli and it’s subsequent decline // Cognition. 1991. Vol. 40(1-2). Pp. 1-19.

28. Kasari C. Affective sharing in the context of joint attention interactions of normal, autistic, and mentally retarded children // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1990. Vol. 20. Pp. 87-100.

29. Klin A., Jones W., Schultz R., Volkmar F.R., Cohen D.J. Defining and quantifying the social phenotype in autism // American Journal of Psychiatry. 2002. Vol. 33. Pp. 763-769.

30. Langton S.R.H., Bruce V. You must see the point: Automatic processing of cues to the direction of social attention // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2000. Vol. 26. Pp. 747-757.

31. Leekham S.R., Lopez B., Moore C. Attention and joint attention in preschool children with autism // Journal of autism and developmental psychology. 2000. Vol. 36. Pp. 261-273.

32. Lord C., Rutter M., DiLavore P.C., Risi S., Gotham K., Bishop S. Autism diagnostic observation schedule: ADOS-2. West Psychol // Journal of Psychoeducational Assessment. 2012. Vol. 32. Pp. 88-92.

33. McPartland J., Dawson G., Webb S.J. Understanding the Nature of Face Processing Impairment in Autism: Insights From Behavioral and Electrophysiological Studies // Developmental neuropsychology. 2005. Vol. 27. Pp. 403-424.

34. Mirenda P., Donnellan A., Yoder D. Gaze behavior: Anew look at an old problem // Journal of Autism and Develop-mental Disorders. 1983. Vol. 13. Pp. 397-409.

35. Moore C., Corkum V. Infant gaze-following based on eye-direction // British journal of developmental psychology. 1998. Vol. 16. Pp. 495-503.

36. Mumme D. Infants' use of gaze cues to interpret others' actions and emotional reactions // Flomm R., Lee K., Muir D. (eds). Gaze-Following: Its Development and Significance. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 2007. Pp. 143-170.

37. Mundy P. A manual for the Abridged Early Social Communication Scales (ESCS). Miami: University of Miami Psychology Department. 2003. P. 65.

38. Mundy P. A Review of Joint Attention and Social-Cognitive Brain Systems in Typical Development and Autism Spectrum Disorder // European Journal of Neuroscience. 2017. Vol. 47. Pp. 497-514.

39. Mundy P., Sullivan L., Mastergeorge A.M. A parallel and distributed-processing model of joint attention, social cognition, and autism // Autism research. 2009. Vol. 2. Pp. 2-21.

40. Ozonoff S. Executive function deficits in high-functioning autistic children: relationship to theory of mind // Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. 1991. Vol. 32. Pp. 1081-1105.

41. Phillips W., Baron-Cohen S., Rutter M. The role of eye-contact in the detection of goals: Evidence from normal toddlers,and children with autism or mental handicap // Development and Psychopathology. 1992. Vol. 4. Pp. 375-383.

42. Rutherford M.D., Krysko K. Eye Direction, Not Movement Direction, Predicts Attention Shifts in Those with Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2008. Vol. 38(10). Pp. 1958-1965.

43. Scaife M., Bruner J.S. The capacity for joint visual attention in the infant // Nature. 1975. Vol. 253(5489). Pp. 265-266.

44. Schultz B. What do imaging studies tell us about the neural basis of autism? // Novartis Foundation symposium. 2003. Vol. 25. Pp. 149-166.

45. Seibert J.M., Hogan A.E., Mundy P.C. Assessing interactional competencies: The early social-communication scales // Infant Mental Health Journal. 1982. Vol. 3. Pp. 244-258.

46. Smith M., Rogers S., Dawson G. The early start Denver model: a comprehensive early intervention approach for toddlers with autism // Handleman J.S., Harris S.L. (eds). Preschool Education Programs for Children with Autism. 3rd ed. Austin, TX: Pro-Ed Corporation, 2008. Pp. 65-101.

47. Tomasello M., Carpenter M., Call J., Behne T., Moll H. Understanding and sharing of intentions: The origins of cultural cognition // Behavioral and Brain Sciences. 2005. Vol. 28. Pp. 675-735.

48. Vlamings P., Stauder J., Son I., L. Mottron Atypical Visual Orienting to Gaze- and Arrow-Cues in Adults with High Functioning Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2005. Vol. 35(3). Pp. 267-277.

49. Volkmar F.R., Mayes L.C. Gaze behaviour in autism // Development and Psychopathology. 1990. Vol. 2. Pp. 59-87.

50. Wetherby A.M., Allen L., Cleary J., Kublin K., Goldstein H. Validity and reliability of the communication and symbolic behavior scales developmental profile with very young children // Speech Lang Hear Res. 2002. Vol. 45. Pp. 1202-1218.

51. Wimmer H., Perner J. BelIefs about BelIefs: RepresentatIon and ConstraInIng FunctIon of Wrong BelIefs In Young ChIldren’s UnderstandIng of DeceptIon // CognItIon. 1983. Vol. 13. Pp. 103-128.

52. Yoder P., Symons F.J. Observational Measurement of Behavior. New York: Springer, 2010. P. 241.


Просмотров: 136


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)