Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Особенности коммуникативного потенциала современных менеджеров среднего звена

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-10

Полный текст:

Аннотация

Введение. Исследование выполнено в рамках коммуникативного подхода в менеджменте, который предполагает изучение коммуникативного потенциала личности как основного фактора успешности деятельности организации. В статье раскрывается содержание коммуникативного потенциала как совокупности эмпатии, тенденции к присоединению и чувствительности к обратной связи у современных менеджеров среднего звена.

Материалы и методы. Исследование коммуникативного потенциала проводилось при помощи опросника А. Мехрабиана. В исследовании приняли участие 84 респондента – управленцы среднего звена, линейные менеджеры, производственных и торговых организаций, имеющие высшее образование и занимающиеся управленческой деятельностью: 34 женщины и 50 мужчин, со стажем работы от 2 до 5 лет, в возрасте от 24 до 45 лет, имеют в подчинении от 5 до 12 человек. Методы обработки данных включали в себя методы описательной статистики и анализ достоверности различий средних значений.

Результаты исследования. Сравнение данных, полученных в результате анализа, c данными успешных менеджеров показало недостаточный уровень развития коммуникативного потенциала менеджеров среднего звена. Анализ полученных данных в зависимости от пола и трудового стажа показал, что чувствительность к обратной связи более выражена у женщин-менеджеров, а также снижается со стажем работы как у мужчин, так и у женщин. Эмпатия также имеет тенденцию к снижению с увеличением стажа.

Обсуждение и заключения. Коммуникативный потенциал менеджеров среднего звена требует специального развития в рамках коммуникативных тренингов. Выявленные в исследовании тенденции представляют собой целевые ориентиры для разработки тренинговых программ.

Об авторе

И. В. Волков
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (ННГУ))
Россия

Волков Игорь Владимирович – кандидат психологических наук

Нижний Новгород



Список литературы

1. Вересов Н.Н. Психология управления: учебное пособие. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 222 с.

2. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. 702 с.

3. Пузиков В.Г. Коммуникативные качества руководителей: диc. … канд. психол. наук. СПб., 1995. 178 с.

4. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993. 352 с.

5. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях: учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2000. 111 с.

6. Castelli P., Wan Abdul Rahman W.A. The impact of empathy on leadership effectiveness among business leaders in the United States and Malaysia // International Journal of Business, Economics and Management. 2013. No. 3. Pp. 83-97.

7. Greene J.O., Burleson B.R. (eds.) Handbook of communication and social interaction skills. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Inc., 2003. 1032 p.

8. Hodges S.D., Klein K.J. Regulating the costs of empathy: the price of being human // Journal of Socio-Economics. 2001. No. 30. Pp. 437-452.

9. Luthra A., Dahiya R. Effective Leadership is all About Communicating Effectively: Connecting Leadership and Communication // International Journal of Management & Business Studies. 2015. No. 3 (5). Pp.43-48.

10. Luthra A., Singh K. Organizational Communication and Management Effectiveness: An analytical Study at Various Managerial Levels // International Journal of Management & Business Studies. 2015. No. 5. Pp. 59-66.

11. Mehrabian A. Evidence bearing on the affiliative tendency (MAFF) and sensitivity to rejection (MSR) scales // Current Psychology. 1994. No. 13. Pp. 97-116. DOI: https://doi.org/10.1007/BF02686794.

12. Mehrabian A., Epstein N. A Measure of Emotional Empathy // Journal of Personality. 2006. No. 40. Pp. 525-543. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1972.tb00078.x.

13. Meyer J.P., Becker T.E., Vandenberghe C. Employee commitment and motivation: A conceptual analysis and integrative model // Journal of Applied Psychology. 2004. No. 6(89). Pp. 991-1007.

14. Miyashiro M.R. The Empathy Factor: Your Competitive Advantage for Personal, Team, and Business Success. Ecinitas: Puddledancer Press, 2011. 269 p.

15. Okoro E., Washington M.C., Thomas O. The Impact of Interpersonal Communication Skills on Organizational Effectiveness and Social Self-Efficacy: A Synthesis // International Journal of Language and Linguistics. 2017. No. 3(4). Pp. 28-32.

16. Penley L.E., Alexander E.R., Jernigan I.E., Henwood C.I. Communication Abilities of Managers: The Relationship to Performance // Journal of Management. 1991. No. 1(17). Pp. 57-76. DOI: 10.1177/014920639101700105.

17. Steinmann B., Ötting S. K., Maier G. W. Need for Affiliation as a Motivational Add-On for Leadership Behaviors and Managerial Success // Frontiers in psychology. 2016. No. 7. P. 1972. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01972.

18. Trujillo J.P, Simanova I., Bekkering H., Özyürek A. Communicative intent modulates production and comprehension of actions and gestures: A Kinect study // Cognition. 2018. No. 180. Pp. 38-51.

19. Verma D. Communication: A Necessary Leadership Skill // Management Guru: Journal of Management Research. 2013. No. 2. Pp. 95-101.

20. Vries R.E. de, Bakker-Pieper A., Oostenveld W. Leadership = Communication? The Relations of Leaders' Communication Styles with Leadership Styles, Knowledge Sharing and Leadership Outcomes // Journal of business and psychology. 2010. No. 3(25). Pp. 367-380. DOI: 10.1007/s10869-009-9140-2.


Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)