Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Анализ индивидуально-личностных факторов игровой компьютерной зависимости

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-12

Полный текст:

Аннотация

Введение. Проблема информационного насилия в современном обществе пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и оказывает влияние на все его структурные аспекты. Информационное насилие, выражающееся в навязывании ложных идеалов и смыслов человеческой жизни, нейролингвистического программирования, в публичном разврате и псевдоинформации, оказывает негативное влияние на эволюцию сознания человека. Особой формой информационного насилия является игровая компьютерная зависимость, которая в зарубежной и отечественной психологии уже не является новой, но вследствие серьезных негативных последствий она не только не теряет своей актуальности, но и приобретает большую остроту в связи с увеличением патологически зависимых компьютерных игроков.

Материалы и методы: для реализации задач исследования применялся диагностический комплекс, который включал в себя: авторский опросник на выявление уровня развития игровой компьютерной зависимости; культурально очищенный тест Р. Кеттела (CFТ-2); методику исследования самооценки по методу Дембо-Рубинштейна (С.Я. Рубинштейн); методику определения коммуникативных и организаторских способностей КОС-2 (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); опросник склонности к риску СР-2 (А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, В.В. Столин, А.Г. Шмелев.); авторский опросник для младших подростков «Структура субъектности»; опросник «Исследование тревожности» Спилбергера-Ханина; тест-опросник «Диагностика волевого потенциала личности» (А.В. Зверьков, Е.В. Эйдман).

Результаты исследования. В результате исследования был проведен теоретический анализ личностных предпосылок развития игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте; выявлены индивидуально-личностные факторы игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте; определены особенности развития субъектности со сбалансированным и несбалансированным типами развития субъектности в зависимости от степени игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте. Выборка исследования – 146 учащихся в возрасте от 10 до 11 лет (младший подростковый возраст). Сравнительный анализ результатов исследования индивидуально-личностных факторов подростков с высоким и низким уровнем игровой компьютерной зависимости показал значимые различия (p<0,001).

Обсуждение и заключения. В результате исследования было установлено, что компьютерные игры, являясь элементом информационной среды современного общества, оказывают значимое влияние на развитие психических особенностей младшего подростка. У детей с высокими показателями игровой компьютерной зависимости отмечаются низкие показатели когнитивных способностей, слабо выражено осознание способности к рефлексии, низкий уровень осознания свободы выбора и ответственности за него, слабо выражено понимание и принятие другого, недостаточно развито осознание саморазвития.

Об авторах

А. В. Гришина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Гришина Анна Викторовна – кандидат психологических наук, доцент

Нижний Новгород



Е. Н. Волкова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Волкова Елена Николаевна – доктор психологических наук, профессор

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб, 1998.

2. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. С. 110-134.

3. Беловол Е.В., Колотилова И.В. Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми // Психологический журнал. 2011. №6. Т. 32. С. 49-58.

4. Больбот Т.Ю. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006.

5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.

6. Волкова Е.Н. Субъектность педагога (Теория и практика): дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998.

7. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: интегративный подход. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2007.

8. Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2008. №2. С. 140-153.

9. Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений: в 4-х томах. Т. 4. М.: Изд-во Педагогика, 1984.

10. Гришина А.В. Психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте // Аспирантские тетради (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена). СПб.: РГПУ, 2009. №39. С. 237-243.

11. Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2011.

12. Зотикова Н.В. Личностные предпосылки субъектности младших подростков: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.

13. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.

14. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.

15. Лысенко Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1988.

16. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004.

17. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М.: Изд-во МГГУ, 2009.

18. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

19. Пилюгин А.Е. Зависимость от видеоигр как следствие переживаемого подростком дефицита субъектности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №5. С. 115-118.

20. Пыжьянова М.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2006.

21. Риппинен Т.О., Слободская Е.Р. Взаимосвязи личностных особенностей подростков с повседневным использованием компьютера // Психологический журнал. 2014. Т. 35, №4, С. 18-25.

22. Рыженко С.К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2009.

23. Серегина И.А. Психологическая структура субъективности как личностного свойства педагога: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.

24. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. 2013. Т. 34, №4. С. 105-114.

25. Трафимчик Ж.И. Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей младшего школьного возраста // ЗОЖ. 2011. №1. С. 22-26.

26. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. Т. 20, №1. С. 86-102.

27. Щукина М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

28. Goldberg I. Internet addiction. 1995. Available at: http://www.psycom.net/iasg.html (accessed: 28.08.2019).

29. Young K. Caught in the Net. N.-Y.: John Wiley and Sons, 1996.

30. Zych I., Ortega-Ruiz R. Systematic review of theoretical studies on bullying and cyberbullying: Facts, knowledge, prevention, and intervention // Aggression and Violent Behavior. 2015. Vol. 23. Pp. 1-21.

31. Brown D.W., Riley L., Butchart A. Bullying among youth from eight African countries and associations with adverse health behaviors // Pediatric Health. 2008. Vol. 2, no. 3. Pp. 289-299.

32. Fleming L.C., Jacobsen K.H. Bullying among middle-school students in low and middle income countries // Health Promotion International. 2010. Vol. 25, no. 1. Pp. 73-84.

33. Turagabeci A.R., Nakamura K., Takano T. Healthy lifestyle behaviour decreasing risks of being bullied, violence and injury // PLoS ONE. 2008. Vol. 3, no. 2. Article ID e1585.

34. Siziya P., Rudatsikira E., Muula A.S. Victimization from bullying among school-attending adolescents in grades 7 to 10 in Zambia // Journal of Injury and Violence Research. 2012. Vol. 4, no. 1. Pp. 30-35.

35. Fleming L.C., Jacobsen K.H. Bullying and symptoms of depression in chilean middle school students // Journal of School Health. 2009. Vol. 79, no. 3. Pp. 130-137.

36. Rudatsikira E., Mataya R.H., Siziya S., Muula A.S. Association between bullying victimization and physical fighting among Filipino adolescents: results from the global school-based health survey // Indian Journal of Pediatrics. 2008. Vol. 75, no. 12. Pp. 1243-1247.

37. Hazemba A., Siziya S., Muula A. S., Rudatsikira E. Prevalence and correlates of being bullied among in-school adolescents in Beijing: results from the 2003 Beijing Global School-Based Health Survey // Annals of General Psychiatry. 2008. Vol. 7. Article 6. DOI: 10.1186/1744-859X-7-6.

38. Laeheem K., Kuning M., Mcneil N., Besag V.E. Bullying in Pattani primary schools in southern Thailand // Child. 2009. Vol. 35, no. 2. Pp. 178-183.

39. Yodprang B., Kuning M., McNeil N. Bullying among lower secondary school students in Pattani Province, Southern Thailand // Asian Social Science. 2009. Vol. 5, no. 4. Pp. 23-30.

40. Page R.M., Hall C.P. Psychosocial distress and alcohol use as factors in adolescent sexual behavior among sub-saharan african adolescents // Journal of School Health. 2009. Vol. 79, no. 8. Pp. 369-379.

41. Volk A., Craig W., Boyce W. Adolescent risk correlates of bullying and different types of victimization // International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2006. Vol. 18, no. 4. Pp. 575-586.

42. Hart K.H., Herriot A., Bishop J.A. Promoting healthy diet and exercise patterns amongst primary school children: a qualitative investigation of parental perspectives // Journal of Human Nutrition and Dietetics. 2003. Vol. 16, no. 2. Pp. 89-96.

43. Dembo R., Gulledge L.M. Truancy intervention programs: challenges and innovations to implementation // Criminal Justice Policy Review. 2009. Vol. 20, no. 4. Pp. 437-456.

44. Deichmann S. Wenn Schule zur Schikane wird: Was tun bei Mobbing unter Schülern? German: Disserta Verlag, 2015. 310 S.


Просмотров: 258


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)