Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа – вуз»

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-14

Полный текст:

Аннотация

Введение. В данной статье рассматривается проблема профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи. Проанализированы теоретико-методологические подходы к указанной проблеме. В результате исследования установлено, что направления современной подготовки молодежи в образовательных организациях к осознанному выбору профессии во многом обусловлены современными социально-экономическими (трудовая миграция, снижение численности трудоспособного населения, сокращение рабочих мест и т.п.) и социально-педагогическими условиями – стандартизацией образования, научно-теоретической подготовкой к ЕГЭ и др., при этом учет личностного потенциала человека, его интересов, ценностей, мировоззрения уходит «на второй план». Выявлены некоторые причины данного явления, а именно: недостаточная подготовка педагогов образовательных организаций среднего общего и профессионального образования (С.Н. Чистякова); замена профессиональных ценностей, ориентированных на становление профессионала – мастера своего дела, на «идеальный образ жизни – американский, европейский и т.д.»; внедрение информационных технологий в жизнь общества; государственная поддержка программы самозанятости населения со стороны государства и т.п.

В связи с этим в работе актуализируется необходимость целенаправленного постепенного формирования у обучающейся молодежи внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью преодоления разрыва между теорией и реальной системой профориентационной работы в образовательном процессе школы. По мнению Н. Еремеевой, А.П. Панфиловой, Н.С. Пряжникова, современная система образования должна не просто развивать интеллект обучаемых, повышать его возможности – она должна практически его ориентировать, управлять вниманием и действием обучающихся, обучая их процессу самостоятельного учения и развития, расширять их инновационный и креативный потенциал.

В связи с этим целью нашего исследования является обеспечение комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа – вуз».

Материалы и методы. Разработана и представлена модель комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессиональной карьеры обучающейся молодежи. Модель реализуется на базе МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Н. Новгород. Школа осуществляет общеобразовательные программы (нормативный срок обучения 2 года); общеобразовательные программы с углубленным изучением экономики (нормативный срок обучения 2 года); общеобразовательные программы с углубленным изучением математики (нормативный срок обучения 2 года).

С целью определения исходных особенностей профессионального самоопределения старшеклассников проведено пилотажное исследование. Основу диагностического инструментария составили методики: опросник личностных ориентаций Э. Шострома (адаптирован Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика) – измеряет самоактуализацию личности (САТ); методика изучения факторов привлекательности профессии (В.А. Ядов, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

Результаты исследования. Полученные данные сравнительного анализа результатов исследования за 2016-2017 уч. г. и 2017-2018 уч. г. на базе МАОУ «СОШ №187 с углубленным изучением отдельных предметов» показывают, что профориентационная работа на базе созданного интегративного комплекса «школа – вуз», реализующего программу развития образовательного учреждения «Школа – комплекс инновационного образования», соответствует указанным цели и задачам исследования и позволяет эффективно готовить обучающуюся молодежь к выбору профессии и дальнейшему карьерному росту.

Обсуждение и заключение. Высокие показатели по предложенным нами методикам по итогам исследования свидетельствует о том, что старшеклассники имеют достаточное представление о процессе выбора профессии, требованиям к личности, профессиональным умениям, что позволило молодежи определиться с выбором профессии и вуза, в котором можно пройти профессиональную подготовку.

Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности проводимого исследования. Качественные и количественные показатели мониторинга поступления обучающихся в профессиональные образовательные организации, опубликованные на официальном сайте МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» подтверждают эффективность проводимой работы.

Об авторах

Т. Г. Мухина
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Россия

Мухина Татьяна Геннадьевна – доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры общей и социальной психологии

Нижний Новгород



С. Н. Сорокоумова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского; Российский государственный социальный университет, Москва
Россия
Сорокоумова Светлана Николаевна – доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры социальной,  общей и клинической психологии РГСУ, Москва; профессор кафедры менеджмента и государственного управления ННГУ, Нижний Новгород


П. А. Егорова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 54», Нижний Новгород
Россия

Егорова Полина Александровна – психолог

Нижний Новгород



Д. Д. Яркова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Россия

Яркова Дарья Дмитриевна – аспирант

Нижний Новгород



Список литературы

1. Арон И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. 2013. №3(11). С. 20-27.

2. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. 2005. №9. С. 65-72.

3. Дементьев И.В. Профориентация: зарубежный опыт // Актуальные проблемы современного гуманитарного образования: материалы V Научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов РИВШ. Минск, 2008. С. 9-16.

4. Егорова П.А., Мухина Д.Д., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Сорокина Т.М. Активизация речевого общения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшей школы // Язык и культура. 2018. №42. С. 181-197.

5. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Изучение готовности электронно-образовательной среды вуза к инклюзивному обучению // 20-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки’2018»: труды конгресса: в 3 т. Т. 2 / отв. ред. А. А. Лапшин. Н. Новгород: ННГАСУ, 2018. С. 163-166.

6. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Мониторинговый анализ эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для организации электронно-образовательной среды вуза в условиях образовательной инклюзии // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3(24). С. 12.

7. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика. М.: Деловая Книга, 2004. 192 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.

9. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Знамя, 1993. 295 с.

10. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Пресс, 2005. 783 с.

11. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Елисеева Н.Ю. Миссия современной школы – духовно-нравственное воспитание молодежи // Вестник Мининского университета. 2017. №4(21). С. 6.

12. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Петров В.И. Интегрированные элективные курсы как средство духовно-нравственного развития молодежи // Русское православие и интеллигенция. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. С. 80-89.

13. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Тюнтяева Е.М. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на основе православных ценностей (из опыта работы МАОУ «Школа №187») // XXV Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. С. 234-243.

14. Маслоу А.Г. Психология бытия. М.: «Рефл-бук», 1997. 459 с.

15. Митина Л.М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (30 июня–1 июля 2008 г.). Самара: Самарская гуманитарная академия, 2008. 264 с.

16. Мухина Т.Г. Использование кейс-метода в профессиональном образовании // Великие реки 2012: труды конгресса 14-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. Т.2. С. 137-139.

17. Мухина Т.Г. Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (на материале профильных педагогических классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород: НГПУ, 2003. 24 с.

18. Мухина Т.Г. Система дополнительного профессионального образования в высшей школе: история и перспективы // Высшее образование в России: история и современность: коллективная монография / ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 132-144.

19. Мухина Т.Г., Лукичев И.Г., Сутугин А.Ю. Проектирование развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №6. С. 41-45.

20. Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. К вопросу об оценке эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях школьного образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. №5. С. 233.

21. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Модель подготовки курсантов МВД России к научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-5. С. 121-128.

22. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1(26). С. 3.

23. Мухина Т.Г., Мухина Д.Д. Нормативно-правовые аспекты подготовки педагогов высшей школы к работе с обучающимися с ОВЗ // Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. Л.А. Абрамовой. Чебоксары, 2017. С. 32-35.

24. Мухина Т.Г., Никулина О.В. Направления развития инновационных образовательных технологий в региональном вузе // Приволжский научный журнал. 2014. №2. С. 227-234.

25. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Малинин В.А., Егорова П.А., Мухина Д.Д. Социально-нравственное развитие обучающихся в условиях инклюзивного обучения // Психолого-педагогический поиск. 2018. №4(48). С. 152-163.

26. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Интегрированные учебные курсы как фактор формирования коммуникативной культуры студентов // 18-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки’ 2016»: труды конгресса: в 3 т. Т. 2 / отв. ред. А. А. Лапшин. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. С. 335-338.

27. Мухина Т.Г., Щербакова Е.Е., Щербакова М.В. Проблемы развития малого инновационного бизнеса в Нижегородской области // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Новосибирск, 2017. С. 150-153.

28. Мухина Т.Г., Щербакова М.В. Социально-психологический тренинг: практикум: учебное пособие. Н. Новгорд, 2017. 158 с. URL: http://www.iee.unn.ru/wp-content/uploads/sites/9/2018/03/Muhina-T.-G._-SHHerbakova-E.-E.-Sotsialno-psih.-trening.pdf (дата обращения: 19.04.2019).

29. Основы психологии: Практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.

30. Повшедная Ф.В., Малинин В.А., Мухина Т.Г., Гуриков А.В. Роль инновационного университета в системе "ШКОЛА-ВУЗ" // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 172-176.

31. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., 2002. 400 с.

32. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.

33. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. М.: Академия, 2010. 496 с.

34. Психологические особенности и коррекция эмоционально-личностного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников в условиях образовательной инклюзии: монография / П.А. Егорова [и др.]. Н. Новгород, 2018. 270 с.

35. Старова Т.Э., Мухина Т.Г. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. №4. С. 46-51.

36. Трубникова Н.И. Самоопределение как проблема психологического исследования // Сибирский психологический журнал. 2002. №16-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoopredelenie-kak-problema-psihologicheskogo-issledovaniya-1 (дата обращения: 19.04.2019).

37. Чистякова С.Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. №1. С. 54-60.

38. Чистякова С.Н. Теоретико-методологические основания подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению и профессиональной карьере в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4(20). С. 27-32.

39. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity // European Research Studies Journal. 2017. Vol. XX. Special Issue. Pp. 541-548. Available at: https://www.um.edu.mt/library/oar/handle/123456789/34988 (accessed: 22.09.2019).

40. Kirillova O.V., Kirillova T.V., Abramova L.A., Gavrilova I.V., Vaibert M.I. Psychological and Pedagogical Support of the Formation of Professional World Outlook of the University Students // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6, no. 2. Pp. 280-288. DOI: 10.13187/ejced.2017.2.280.

41. Markova S.M., Depsames L.P., Burova I., Tsyplakova S.A., Chigarov E.L. Role of Education in Development of Professional Values of Specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 22.09.2019).

42. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11. Pp. 489-493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111_26041life1111s14_489_493.pdf (accessed: 22.09.2019).

43. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training // Iejme: Mathematics education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3463-3467.

44. Mukhina T.G., Malinin V.A. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School – Higher Education" // Social sciences & arts conference sgem 2018. Vienna scientific sessions 19-22 March. 2018. Vol. 5. 2018. Pp. 625-630.

45. Sorokoumova S.N., Ju Rong, Buldakova N.V., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293.

46. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education (IJESE). 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774.

47. Super D. Developmental approach // D. Brown (ed) Theory and Practice of Counseling psychology. Jossey-Bass, 1984.

48. Super D. Work leisure and career development needs and programs of the future // D.T. Hall (ed.) Career Development in Organization. Jossey-Bass, 1985.

49. Super D., Watts A.G., Kidd L.M. (eds) Career Development in Britain. London: Hobson's Press, 1982.

50. Super D.E. Assessment in Career Guidance: Toward Truly Developmental Counseling // Personnel and Guidance Journal. 1983. Vol. 61, no. 9. Pp. 555-562. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2164-4918.1983.tb00099.x.

51. Super D.E., Kidd J.M. Vocational maturity in adulthood: Toward turning a model into a measure // Journal of Vocational Behavior. 1979. Vol. 14, no. 3. Pp. 255-270. DOI: https://doi.org/10.1016/0001-8791(79)90054-X.

52. Suvorova O.V. The model of a polysubject communicative-cognitive environment of an educational institution // University Bulletin (State University of Management). 2011. Vol. 14. Pp. 127-131.

53. Tkachenko E.V. Professional Education in Russia: Development Problems // Values and Meanings. 2014. Vol. 2(30). Pp. 7-13.


Просмотров: 250


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)