Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К МЕЖЛИЧНОСТНОМУ ОБЩЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ВО ВНЕАУДИТОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-2

Аннотация

Введение. Межличностное общение в деятельности полиции является актуальной проблемой, поскольку полиция обязана оказывать практическую помощь каждому, кто в ней нуждается, взаимодействие и сотрудничество позиционируется как принцип полиции. Проявление такта в решении правоохранительных задач, умение смягчить конфликтные проявления и принимать во внимание круг интересов социальных партнеров при разрешении правовых коллизий и др. играют роль в повышении эффективности оперативно-служебной деятельности. Важно в образовательном процессе вуза сформировать готовность к межличностному общению, используя потенциал внеаудиторной деятельности, что может внести ощутимый вклад в становление личности будущего сотрудника полиции.

Материалы и методы. В результате изучения и анализа научной литературы, опыта организации внеаудиторной деятельности курсантов были выявлены следующие направления, ориентирующие на включение курсантов в межличностное общение (производственная практика, научная внеаудиторная деятельность, профессиональнонравственное воспитание и культурное развитие, физкультурно-массовые и оздоровительные мероприятия). Каждое направление характеризуется ведущими формами, методами и условиями. С целью определения результативности проводимой работы разработан диагностический инструментарий. Диагностический инструментарий включал опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова и методику Э. Богардус «Шкала социальной дистанции». Указанные методики позволили оценить типичные способы отношения обучающихся к людям и определить степень социально-психологического принятия людьми друг друга. Экспериментальную группу составили 124 курсанта НА МВД России (г. Н.Новгород) и ВА МВД России (г. Волгоград), контрольную группу – 119 курсантов НА МВД России (г. Н.Новгород) и ВА МВД России (г. Волгоград). 

Результаты исследования. По итогам эксперимента получило подтверждение положительное воздействие систематической организованной внеаудиторной деятельности на формирование готовности будущих полицейских к межличностному общению. 

Обсуждение и заключения. Таким образом, в период проведения экспериментальной работы авторами особое внимание уделялось межличностному общению как глобальной человеческой ценности. Комплексная интеграция внеаудиторной деятельности и активизации жизнедеятельности будущих специалистов МВД России по следующим направлениям: производственная практика, научная внеаудиторная деятельность,  профессионально-нравственное воспитание и культурное развитие, физкультурно-массовые и оздоровительные мероприятия позволили изменить содержание образовательной среды вуза. При этом контрольная функции по организации целенаправленного систематического единения всех направлений внеаудиторной деятельности, в том числе интеграция с аудиторной деятельностью возлагается на профессорско-преподавательский состав, педагогов-кураторов учебных групп, курсовое звено. Координирующая функция во внеаудиторной деятельности принадлежит Центру профессионально-нравственного воспитания курсантов академии МВД РФ, Совету курсантов и слушателей, иностранных
слушателей, Совету педагогов-кураторов, Совету по научно-исследовательской работе курсантов и слушателей, Координационно-методическому совету академии по воспитательной работе и культуре, Совету курсантского самоуправления факультетов очной формы обучения. 

Об авторах

Т. Г. Мухина
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Россия

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий

Нижний Новгород

SPIN-код: 2976-1335



Н. И. Мусина
Нижегородская академия МВД России
Россия

старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД

Нижний Новгород

SPIN-код: 6592-4063 



Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Смысложизненная концепция и стратегия вузовского воспитания // Межкультурный диалог: традиции, формы, практика в поликультурном образовательном пространстве Русского Севера. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2008. Вып. 2. С. 15-28.

2. Бородавко Л.Т., Быхтина Н.В. Проблемы формирования коммуникативной культуры курсантов, слушателей и студентов: теоретический аспект: научно-практическое пособие. Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2009. 55 с.

3. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001. 180 с.

4. Бугаев К.В. Инновация как технология: специфика вуза МВД // Инновации в образовательной деятельности: формы, методы технологии: материалы межвузовской методологической конференции / под ред. А.Г. Парадникова, Т.Ю. Морозовой. Омск: Омская академия МВД России, 2009. С. 9-14.

5. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер, 2002. 304 с.

6. Валиахметова Л.Ф. Архитектурная среда для внеучебной студенческой деятельности: автореф. дис. … канд. архитектуры: 18.00.01. Екатеринбург, 2004. 25 с.

7. Визер В.Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся с учетом традиций сибирского казачества: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Омск, 2006. 224 с.

8. Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации и встречи культур. М.: МПСИ, 2009. 74 с.

9. Галиева Р.Д., Клочко Ю.В. Культура общения участкового уполномоченного полиции при взаимодействии с гражданами: учебно-методическое пособие. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2016. 33 с.

10. Гущина Г.Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие. 2011. №4(21). С. 187-190.

11. Давыдов Д.Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. 2009. №6. C.49-53.

12. Декина Е.В. Приоритетные направления научно-исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС нового поколения // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №4-1. С. 44-48. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9736 (дата обращения: 21.08.2019).

13. Джуринский А. Н. Интернационализация высшего образования: тенденции и проблемы // Альма-матер: Вестник высшей школы. 2002. №9. С. 44-49.

14. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2010. 241 с.

15. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом: учебное пособие. М.: Сфера, 2007. 217 с.

16. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Мониторинговый анализ эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для организации электронно-образовательной среды вуза в условиях образовательной инклюзии // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3(24). С. 12.

17. Зборовский Г.Е., Орлов Г.И. Досуг: действительность и иллюзии. Свердловск: СреднеУральское книжное издательство, 1970. 230 с.

18. Казаренков В.И. Формирование у студентов опыта межкультурного взаимодействия в высшей школе // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. 2014. №4(82). С. 103-113.

19. Казьмерчук А.В. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения в высшем учебном заведении // Вестник ТГПУ. 2013. №9. С. 54-60.

20. Кудрявцева М.Е., Пряхина А.В., Семенова Л.М. Межличностная и деловая коммуникация: учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2016. 79 с.

21. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с. (Серия «Учебник нового века»).

22. Лебеденко И.М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2011. 24 с.

23. Малинин В.А., Елисеева Н.Ю., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Степанова И.Г., Ермакова Д.И. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях школьного образования // Русская православная церковь и русская цивилизация: ХХVI Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 146-154.

24. Мещерякова Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 1994. 20 с.

25. Мещерякова Е.И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностное становление курсантов // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. №4. С. 174.

26. Мусина Н.И. Модель формирования готовности будущего специалиста МВД России к межличностному общению в образовательном процессе вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №12(68). С. 211-216.

27. Мусина Н.И. Научно-исследовательская деятельность курсантов и слушателей как элемент подготовки кадров для силовых структур в современных условиях // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы XXI Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2016. С. 103-105.

28. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Модель подготовки курсантов МВД России к научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-5. С. 121-128.

29. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Научно-представительские мероприятия как основа развития межличностного общения в многонациональной среде // Антропоцентрические науки в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции, 13-14 ноября 2018 года, г. Воронеж (Россия, Китай, Греция) / отв. ред. Э.П. Комарова. Воронеж: Научная книга, 2018. С. 240-244.

30. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1(26). С. 3.

31. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. №2. С. 4.

32. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. С. 167-171.

33. Berry J.W., Poortiga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Oxford University Press, Inc., 2002. 588 p.

34. Oberg K. Culture Shock: Adjustment to Now Cultural Environments // Practical Anthropology. 1960. Vol. 7. Pp. 32-44.

35. Kirillova O.V., Kirillova T.V., Abramova L.A., Gavrilova I.V., Vaibert M.I. Psychological and Pedagogical Support of the Formation of Professional World Outlook of the University Students // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6, no. 2. Pp. 280-288.

36. Mukhina T.G., Malinin V.A. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School – Higher Education" // Social sciences & arts conference. 2018. Vol. 5. Pp. 625-630.

37. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Developing an Information Educational Environment Based on Cloud Technologies // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3.

38. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education (IJESE). 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774.

39. Ward C., Kennedy A. Crossing cultures: The relationship between psychological and sociocultural dimensions of cross-cultural adjustment // Asian Contributions to Cross-Cultural Psychology. Thous and Oaks, CA, 1996. Pp. 289-306.


Рецензия

Просмотров: 675


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)