Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КОМАНДНОЙ РАБОТЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-3

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье представлены различные подходы к определению понятия «образовательный продукт», показаны особенности построения образовательного модуля, выступающего в качестве содержательной основы для формирования универсальной компетенции обучающегося по организации и руководству работой команды по достижению поставленной цели. В статье раскрыты этапы проектирования коллективного образовательного продукта по формированию способности обучающихся к командной работе.

Материалы и методы. В основу исследования положены системный и деятельностный подходы, обеспечивающие целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса; личностно ориентированный, технологический и компетентностный подходы, на базе которых строится технология проектного обучения в сотрудничестве. 

Результаты исследования. Установлено, что организация командной работы по созданию первого коллективного образовательного продукта служит основой для достижения образовательных результатов. Сформулированы требования к организации образовательного процесса по формированию универсальной компетенции, в которых раскрывается необходимость использования технологии обучения в сотрудничестве, обоснована необходимость осуществления перехода от работы в микрогруппах и парах к командной работе, приведена оценка степени участия магистрантов в создании коллективного образовательного продукта.

Обсуждение и заключения. В статье обсуждаются этапы формирования компетенции магистранта по организации работы команды, приводится характеристика каждого этапа с примерами вопросов для обсуждения и выработки командной стратегии для достижения цели по созданию коллективного образовательного продукта. Вывод, сформулированный в статье, состоит в том, что в процессе подготовки магистрантов педагогического образования необходимо осуществлять переход от групповой и парной формы работы к работе в команде и обратно, что обеспечит условие для подготовки магистрантов к выполнению магистерской диссертации и к использованию навыков командной работы в профессиональной деятельности.

Об авторе

Е. Н. Перевощикова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

доктор педагогических наук, профессор, кафедра математики и математического образования

Нижний Новгород



Список литературы

1. Авдеев В.В. Работа с командой: психологические возможности: практикум для самостоятельной работы над оптимизацией совместной деятельности. М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2018.

2. Антропова О.А. Основные тенденции развития образования в странах Европейского Союза: общие ценности, подходы и требования к реализации образовательного процесса // Педагогика и психология образования. 2019. №1. С. 9-15.

3. Булаева М.Н., Сергеева Д.С., Тюмина Н.С. Особенности проектирования содержания образования взрослых обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-6. С. 84-90.

4. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / пер. с англ. З.С. Замчук. СПб.: Экономическая школа, 2001. 256 с.

5. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучении: дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004.

6. Валиев Ш.З. Концептуальные основы функционирования высшей школы в транзитивной экономической системе. СПб.: Изд. СПб ГУЭФ, 2001.

7. Егупова М.В., Мошура Ю.В. О роли задач на приложения математики в достижении метапредметных образовательных результатов // Наука и школа. 2019. №2. С. 80-88.

8. Егупова М.В. Методическая подготовка студентов, будущих учителей математики, к созданию собственных образовательных продуктов // Наука и школа. 2013. №2. С. 24-27.

9. Журавлева Л.В. Образовательный продукт: понятие и ценность // Психология и педагогика. 2009. 3 февраля.

10. Козырев В.А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем педагогическом образовании. СПб, 2005.

11. Мандель Б.Р. Современный менеджмент в образовании: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018.

12. Максимова Е.А. Командная работа – ресурс развития школы. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. С. 9-17.

13. Определяем свою роль в команде с помощью теста Белбина. URL: https://www.ikirov.ru/news/28350-opredelyaem-svoyu-rol-v-komande-s-pomoschyu-testabelbina (дата обращения: 01.11.2019).

14. Пассов Е.И. Образование как феномен и методика как наука: проблема конвергенции. Липецк, 2016.

15. Перевощикова Е.Н., Каштанова С.Н. Проект как форма итоговой аттестации по образовательному модулю // Высшее образование сегодня. 2015. №4. С. 17-22.

16. Перевощикова Е.Н. Инновационный подход к разработке магистерской программы по педагогическому образованию // Высшее образование в России. 2017. №6. С. 44-50.

17. Полат Е.С. О технологии обучения в сотрудничестве. URL: http://fralla.nethouse.ru/articles/20150 (дата обращения: 01.11.2019).

18. Потапова Т.К. Вызовы времени, реформы образования и подготовка учителя будущего в модели разделения педагогического труда // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С. 14.

19. Рацимор А.Е., Поташова И.И., Замолоцких Е.Г. К вопросу о разработке дидактической модели обучения студентов магистратуры // Педагогика и психология образования.. 2019. №1. С.127-134.

20. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2. C. 2.

21. Сингапурская методика – что это такое? URL: https://womanadvice.ru/singapurskayametodika-obucheniya-chto-eto-takoe (дата обращения: 01.11.2019).

22. Скибицкий Э.Г. Оценка педагогической полезности образовательных продуктов // Современное среднее профессиональное образование: от теории к практике: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. Новосибирск: САФБД, 2013. С. 7-11.

23. Сотрудничество: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2018. С. 67. (Серия Harvard Business Review: 10 лучших статей»).

24. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики. Проект // Вестник образования: сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки. 2008. №14. С. 48.

25. Ступина В.С. Компетентностный подход как методологическая основа обучения информационным технологиям // Методика профессионального образования: от теории к практике: сборник научных трудов по итогам Всероссийской олимпиады по методике профессионального образования 18-20 апреля 2017 / под ред. Л.П. Алексеевой, Е.А. Гнатышиной, Д.Н. Корнеева. Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017. С. 145-152.

26. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г. №126. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-22.02.2018-N-126/ (дата обращения: 01.11.2019).

27. Хуторской А.В. Образовательный продукт. URL: http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/educational_product.htm (дата обращения: 01.11.2019).

28. Ченцов А.А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. №2. С. 120-123.

29. Aronson E., Patnoe S. Cooperation in the classroom: The jigsaw method. 3rd ed. London: Pinter & Martin, Ltd, 2011.

30. Bogorodskaya O.V., Golubeva O.V., Gruzdeva M.L., Tolsteneva A.A., Smirnova Z.V. Experience of Approbation and Introduction of the Model of Management of Students’ Independent Work in the University // Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol 622. Springer, Cham, 2018. Pp. 387-397.

31. Bystritskaya E.V., Burkhanova I.Y., Ivanova S.S., Stafeyeva A.V., Zhemchug Y.S. Models of master's degree theoretical research in Russia and the USA // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. Pp. 115-124.

32. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsarapkina J.M., Morozova I.M., Krivonogova A.S. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions // Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol 622. Springer, Cham, 2018. Pp. 136-142.

33. Kochetova E.V., Gutsu E.G., Demeneva N.N. (et al.) Psychological mechanisms of future pedagogues' professional individualization formation during their studies in a higher educational institution // Gournal of fundamental and applied sciences. 2017. Vol. 9. Special Issue SI. Supplement 2. Pp. 1484-1493.

34. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top Qualities of Great Teachers: National and Universal // Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 677. Springer, Cham, 2018. Pp. 44-52.

35. Markova S.M., Svadbina T.V., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Nemova O.A. Methodological basis of vocational pedagogical education // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. Pp. 769-777.

36. Perevoshchikova E.N., Samoilova G.S., Lapin N. I., Elizarova E.Y., Panova I.V. The methodology for developing professional competencies of bachelors in the program «Pedagogical Education»// Revista ESPACIOS. 2019. Vol. 40, no. 33. P. 26.

37. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Samerkhanova E.K., Filchenkova I.F., Demidova N.N. New Design of University Educational Ecosystem in the Context of Modernisation of Teacher Education in Russia // Psychological Science and Education. 2018. Vol. 23, no. 1. Pp. 52-63.


Просмотров: 124


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)