Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций у студентов-бакалавров. Выделены общие подходы к определению набора компетенций в государственных стандартах России и Казахстана. Обозначены наиболее значимые проблемы реализации компетентностного подхода в обучении будущих учителей начальных классов. Особое внимание уделяется вопросам полидисциплинарной и полиметодической подготовки педагогов начального образования. Анализируется опыт реализации компетентностного похода в курсе методики начального обучения математике. Важнейшим аспектом методической подготовки является интеграция профессиональных знаний студентов. Авторы описывают способы реализации интегративного подхода в методических дисциплинах. Рассматриваются современные педагогические технологии, активные и интерактивные формы и методы обучения, способствующие становлению профессионализма будущих педагогов. Особое внимание уделяется организации микропреподавания, использованию метода кейсов, самостоятельной работе студентов в электронной образовательной среде Moodle.

Об авторах

Н. Деменева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования,  доцент,

г. Нижний Новгород



А. Акпаева
Казахский национальный педагогичекий университет имени Абая
Казахстан

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, доцент,

г. Алматы



Список литературы

1. Акпаева А.Б., Жумабаева А.Е., Оспанов Т.К., Лебедева Л.А. Компетентностная модель выпускника педагогических специальностей // Сборник материалов Республиканскй научно-практической конференции «Подготовка будущего педагога в условиях перехода на 12-летнее образование», 28 ноября 2012 г. Алматы: КазНПУ им.Абая.

2. Акпаева А.Б., Лебедева Л.А. Структурирование содержания методических дисциплин специальности 5В010200- педагогика и методика начального обучения для курсов дистанционного обучения // Материалы 10-ой международной научно-практической конференции «Новейшие достижения европейской науки», София, 17-25 июня, 2014 том11-Педагогические науки с.3-6.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение. 2010. 152 с.

4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. [Электронный ресурс]. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. URL: http: //fgosvo.ru /uploadfiles /npo 20120326010135. pdf.

5. Гуцу Е.Г. Возможности педагогической практики в развитии профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов // Нижегородское образование. 2011. № 2. C.111-115.

6. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Иванова И.В. Современные методы реализации компетентностного подхода в системе профессиональной вузовской подготовки педагогов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 4. URL: http: // www. mininuniver.ru /scientific /scientific_activities /vestnik/archive/4//.

7. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2009. 336 с.

8. Зверева Н.М., Николина В.В., Деменева Н.Н. Преподавателю вуза: практическая педагогика: учебное пособие. Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2012. 162 с.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Электронный ресурс]. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf

10. Князева Т.Н. Декомпозиция компетенций как исходное основание проектирования компетентностно-ориентированных образовательных программ // Компетентностно-ориентированная стратегия профессиональной подготовки педагога: коллективная монография / под ред. Л.Е. Шапошникова, В.В. Николиной, О.А. Сафоновой. Н.Новгород: НГПУ, 2011. С.88-105.

11. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. 32 с.

12. Максимова С.А., Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции педагога начальной школы в системе высшего и дополнительного профессионального образования // Нижегородское образование. 2013 № 4. С.49- 56.

13. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.

15. Перевощикова Е.Н., Деменева Н.Н. Реализация рейтинговой системы оценки качества подготовки студентов в НГПУ: учебно-методическое пособие. Н.Новгород: НГПУ, 2012. 60 с.

16. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: монография. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2002.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm200-1.pdf

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5.

20. Akpayeva A. B., Lebedeva L. A. Features of individual educational trajectory planning for students studying the specialty of pedagogic and methodology of primary education under the new generation educational programs// Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Scientific Issues of the Modernity, Vol. III (April 2021, 2015, Dubai, UAE)". - Dubai.: Rost Publishing, 2015. Pp. 5-14.

21. Johnson Elaine B. Contextual Teaching and Learning. Corwin Press, INC. A Sage Publications Company. Thousand Oaks, California. 2002. 196 p.

22. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.


Просмотров: 116


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)