Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У КОРЕЙЦЕВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-7

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты исследования социо-интеллектуальных особенностей у корейцев, проживающих на территории России. Актуальность исследования обусловлена: во-первых, развитием отношений Республики Корея (далее – РК) с Россией, историко-географическими основаниями межгосударственного союзничества РК и России, расширением сотрудничества в различных сферах и востребованностью русского языка у корейцев; во-вторых, существенной нехваткой научных данных по проблеме социального интеллекта у корейцев, проживающих на территории другой страны.
Материалы и методы. Для изучения особенностей проявления социального интеллекта применялась методика Н.Ф. Калины «Диагностика социального интеллекта личности» (СОИНТ-1,2) и тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект»; для оценки коммуникативноорганизаторских способностей – методика В.В. Синявского и В.А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС). Выборку исследования составили 200 корейцев, находящихся на территории России менее 1 года и более 5 лет, в возрасте от 20 до 46 лет, средний возраст – 29 лет.
Результаты исследования. Сравнительный анализ показал наличие значимых различий в уровне социального интеллекта по параметрам: способность уступить лидерство, склонность к стремлению приспособиться к партнёру, учёт взаимных симпатий и антипатий при подборе сотрудников, выдержка в общении, способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике – у корейцев, проживающих в России более 5 лет, и у корейцев, проживающих в России менее 1 года.
Обсуждение и заключения. Выявленные различия в уровне социального интеллекта могут быть обусловлены степенью аккультурации и возрастными особенностями респондентов, что детерминировано спецификой черт корейского менталитета.

Об авторах

Н. Б. Карабущенко
Российский университет дружбы народов
Россия

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики

Москва  



Е. А. Чой
Российский университет дружбы народов
Россия

ассистент

Москва



Список литературы

1. Бобнева М. И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. С. 35-63.

2. Газиева И.А. Управление развитием человеческих ресурсов: обзор опыта Республики Корея // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №6. С. 35-39.

3. Депонян К.А. Русский язык как иностранный в условиях Южной Кореи: роль родного языка учащихся в отборе учебного материала // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2015. №3-2. С. 212-216.

4. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.

5. Ким М.Х. Значение невербальных средств общения в межкультурной коммуникации русских и корейцев // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2009. №1(5). С. 16-21.

6. Ким А.В. Место и роль религии в менталитете корейского народа // Научные труды Дальрыбвтуза. 2008. №20. С. 449-452.

7. Кирьянов О.В. Наблюдая за корейцами. Страна утренней свежести. М.: РИПОЛ-классик. 2010. 352 с.

8. Корейский полуостров: мифы, ожидания и реальность // Материалы IV научной конференции. Москва, 15 – 16.03.2000 г. Институт Дальнего Востока. М., 2001. С. 40-52.

9. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. С. 469-474.

10. Ланцова Ю.Н. «Желтый вопрос» в России в середине XIX начале XX вв. В отечественной историографии // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. №3. С. 62-65.

11. Ли К.С. Социально-философский анализ семьи (на примере корейской семьи) // Философия и общество. 2010. №3(59). С. 149-161.

12. Ли Н.Г. Этническая идентичность корейской общности как фактор социокультурной интеграции // Теория и практика общественного развития. 2013. №7. С. 48-52.

13. Лю А.В. Представления об оппозициях «работа-отдых» в образе мира людей, принадлежащих к разным культурам (на примере России и Южной Кореи) // Вестник СВФУ. 2010. №3. С. 107-112.

14. Мазуров В.М. От авторитаризма к демократии (практика Южной Кореи и Филиппин). М.: Восточная литература РАН, 1996. С. 17-18.

15. Михайлова М.В. «Рис» как ключевой элемент картины мира корейского народа // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. №3. С. 40-42.

16. Намсараева Е.Ц. Трансформация базовых ценностей корейцев в контексте процессов глобализации // Вестник ЗабГУ. 2010. №9. С. 29-35.

17. Пак Е.Г. Социально-философский анализ истории формирования менталитета корейского народа // Вестник КемГУ. 2015. №1-2 (61). С. 151-155.

18. Пахилова Т.С., Юрченко Д.С., Тетерина Е.В. Язык как средство коммуникации России и Южной Кореи // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. №9. С. 263-264.

19. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, №4. С. 94-101.

20. Сапожникова Е.Е. Представления о семейных ценностях и ролевых установках русских и корейских студентов ДВФУ // Вестник КемГУ. 2015. №3-3(63). С. 223-231.

21. Серова И.И. Культура межнационального общения. М., 1989. С. 43.

22. Соколова Д.А. Особенности процессов социокультурной адаптации русскоговорящих корейских репатриантов в Республике Корея (1998-2011 гг.) // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. С. 387-389.

23. Ставропольский Ю.В. Социологический функционализм о социальной функции религии в корейской культуре // СИСП. 2014. №8(40). С. 166-173.

24. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 11-28.

25. Федченко С.Г. Особенности мотивации в южнокорейской системе менеджмента // Известия Восточного института. 1996. №3. С. 25-35.

26. Хутыз И.П. Проявление коллективизма и индивидуализма в академической среде // Теория и практика общественного развития. 2014. №2. С. 172-176.

27. Хян Р.Ш. Психосемантический подход как метод выявления особенностей содержания индивидуального сознания // Вестник БГУ. 2015. №1. С. 92-95.

28. Цай Н.А. Культурный диалог России и Южной Кореи (на примере постановки балета «Спартак») // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №86. С. 147-153.

29. Цой Г.В., Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Взаимосвязь ценностей и социальноэкономических представлений у корейских и российских студентов // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2016. №13(2). С. 310-322.

30. Чеснокова О.Б., Субботский Е.В. Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем // Национальный психологический журнал. 2010. №2. С. 22-29.

31. Чо Ы.Ё. Проблема культурной корреляции и взаимного перевода русской и корейской деловой переписки // Проблемы востоковедения. 2017. №2(76). С. 91-95.

32. Южанинова А. Л. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1988. 49 с.

33. Aeeun Jeon. The effect of pre-flight attendants’ emotional intelligence, emotional labor, and emotional exhaustion on commitment to customer service // Service Business. 2016. No. 10(2).

34. Heo J.H. The effects of nunchi on SWB and interpersonal relationship // 상담학연구. 2014. Vol. 15(3). Pp. 1067-1084.

35. Heo J.H. The relation between nunchi and the quality of life: in the moderation of affect regulation // 사회과학담론과정. 2016. Vol. 9(1). Pp. 53-65.

36. Heo J.H., Oh J.G. The Relation between Nunchi and Individual’s Cultural Orientation, Interpersonal Relationship and Subjective Wellbeing // 청소년학연구. 2018. Vol. 25(1). Pp. 341-364.

37. Heo J.H., Oh J.K. The relation between nunchi and social anxiety in college students -in the mediation of self-concept clarity- // 상담학연구. 2015. Vol. 16(6). Pp. 337-350.

38. Heo J.H., Pak W.J. Development and Validation of Nunchi Scale // 상담학연구. 2013. Vol. 14(6). Pp. 3537-3555.

39. Heo J.H., Pak W.J., Kim S.J. Conceptualization of Nunchi // 인문과학연구. 2012. Vol. 33(33). Pp. 557-581.

40. Hyuneung Lee, YunjungKwak. Development and initial validation of a trait emotional intelligence scale for Korean adults // Asia Pacific Education Review. 2012. Vol. 13(2).

41. Jung Y.Y. Nunchi, a Korean Value of Social Intelligence, and Its Relationships to Emotional Intelligence, Psychological Functioning, and Interpersonal Problems. Biola University, 2017. P. 154.

42. Jung-Hyun Lee, Min-su Kim, AeeunJeon. The effects of emotional intelligence on service recovery and organizational loyalty: A case of flight attendants of South Korean airlines // Service Business. 2013. No. 7(4).

43. Kim S.G., Oh S.J., Choi M.S., Hong S.H., Lee J.J. The Mediating Effect of Self-esteem on the Relationship between Nunchi and Stress/Adjustment to University Life of University Students // 예술인문사회융합멀티미디어논문지. 2018. Vol. 8(7). Pp. 649-658.

44. Kim Suk-hyon Korean Cultural Codes and Communication // International Area Studies Review. March. 2003. Vol. 6, no. 1. Pp. 93-114.

45. Kok-Mun Ng, Chuang Wang, Carlos P. Zalaquett. A Confirmatory Factor Analysis of the Wong and Law Emotional Intelligence Scale in a Sample of International College Students // International Journal for the Advancement of Counselling. 2007. Vol. 29(3). Pp. 173-185.

46. Kwon E.H., Jo S.B. The Effect of Nun-Chi on School's Maladjustment of Middle School Students: The Mediation Effect of Self-Esteem and Interpersonal Relationship //상담학연구. 2018. Vol. 19(1). Pp. 327-342.

47. Lee S.B., Heo J.H. Relation between Nunchi and Emotion regulation: Moderating Effects of Cultural orientation // 상담학연구. 2018. Vol. 19(6). Pp. 37-53.

48. Min Hee Hahn, Do Young Choi, Kun Chang Lee. An Empirical Analysis of the Effect of Social and Emotional Intelligence on Individual Creativity Through Exploitation and Exploration // Lee K. (eds) Digital Creativity: Part of the Integrated Series in Information Systems. Vol. 32. Springer, New York, NY, 2013.

49. Min Hee Hahn, Do Young Choi, Kun Chang Lee. Effects of Social and Emotional Intelligence on the Creative Process and Individual Creativity // Kim T. et al. (eds) U- and E-Service, Science and Technology. UNESST 2011. Communications in Computer and Information Science, vol 264. Springer, Berlin, Heidelberg, 2011. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-27210-3_26.

50. Sun Ah Lim, Sukkyung You, Daehyun Ha. Parental Emotional Support and Adolescent Happiness: Mediating Roles of Self-Esteem and Emotional Intelligence // Applied Research in Quality of Life. 2015. No. 10(4). Pp. 631-646.

51. Sun Kyung Lee, Mimi Bong. Social and Emotional Learning as a Solution for Adolescent Problems in Korea // Frydenberg E., Martin A., Collie R. (eds) Social and Emotional Learning in Australia and the Asia-Pacific. Springer, Singapore, 2017. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-10-3394-0_13.

52. Usmanova O.S. Межкультурный диалог и проблема идентичности в творчестве южнокорейского режиссера Ким Ки Дука // Вестник КазГУКИ. 2010. №4. C. 4-8.


Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)