Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-8

Полный текст:

Аннотация

Введение. Конкурентоспособность специалиста определяется востребованностью выпускника высшего учебного заведения на рынке труда. В статье обсуждается проблема конкурентоспособности личности в трудах современных отечественных и зарубежных исследователей. Рассматривается общий вектор направленности образовательной системы в разные периоды развития российского общества, обосновывается необходимость гармонизации целей, способствующих формированию конкурентоспособной личности. Отмечена важная роль образовательной среды в формировании социально-психологических свойств, связанных с конкурентоспособностью. Отмечается, что в психологической литературе на сегодняшний день недостаточно исследований по проблеме конкурентоспособности личности, не изучены факторы (внешние и внутренние), влияющие на развитие конкурентоспособности будущего специалиста. В этой связи актуализируется потребность в научном исследовании влияния конкурентной/неконкурентной образовательной среды на профессиональное становление будущего специалиста.

Материалы и методы. Статья носит характер аналитического обзора, где осуществлена попытка систематизации научного психологического знания по проблеме конкурентоспособности будущего специалиста. Основным методом изучения конкурентоспособности личности в условиях образовательно-профессионального пространства вуза является метод теоретического анализа научных психологических зарубежных и отечественных работ. Методологическим основанием для изучения и формирования конкурентоспособности выпускников является компетентностный подход. 

Результаты исследования. Рассмотрены различные определения конкурентоспособности специалиста, представлено наиболее обобщенное определение. Проведенный теоретический анализ показал, что конкурентоспособность рассматривается как качество личности; как совокупность ключевых компетенций; как совокупность личностных, профессиональных и полипрофессиональных компонентов. Перечислены психологические свойства, роль которых в формировании конкурентоспособности является наиболее существенной, подчеркивается важность регулятивных и мотивационных характеристик в структуре конкурентоспособности личности студентов. Представлен анализ зарубежных исследований по вопросам влияния конкурентной/неконкурентной среды на уровень стресса и тревожность студентов; на выраженность приобретенных профессиональных навыков. Рассмотрен диагностический инструментарий, позволяющий измерить конкурентную личность, оценить ситуационные или поведенческие аспекты конкурентоспособности. 

Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о необходимости дальнейшего теоретического анализа и обобщения имеющихся научных исследований по данной проблеме. На основании результатов немногочисленных психологических исследований отечественных и зарубежных авторов доказывается необходимость дальнейшего изучения влияния конкурентной среды на профессиональное становление студента – будущего профессионала. При этом подчеркивается необходимость дальнейшей работы по моделированию образовательной среды с элементами включения конкурентного компонента, а также важность изучения мотивационно-волевых характеристик, выступающих в качестве личностных детерминант развития конкурентоспособности будущего профессионала.

Об авторах

Н. И. Дунаева
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Россия

кандидат психологических наук, доцент

Нижний Новгород

 



О. В. Суворова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

доктор психологических наук, профессор

Нижний Новгород



Список литературы

1. Александров Н.Н., Козлов В.Д., Крючков В.Д. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления. Н. Новгород: ВВАГС, 2004. 176 с.

2. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2006. 470 с.

3. Ахметова А.Т. Конкурентоспособная личность как объект образовательного исследования // Гуманитарный научный вестник. 2019. №1. С. 12-16.

4. Жданко Т.А., Чупрова О.Ф. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирование конкурентоспособности личности студента: монография. Иркутск: ИГЛУ, 2012. 184 с.

5. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты // Психологический журнал. 2009. Том 30, №1. С. 5-13.

6. Лаврентьев С.Ю. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста: соотношение личностного и профессионального // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-1. С. 157–161. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35711 (дата обращения: 12.10.2019).

7. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Конкурентоспособность будущего специалиста: проблемы и перспективы подготовки в образовательном процессе университета // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10, №1(21). С. 24-29.

8. Лебедева И.В., Фомина Н.В. Особенности конкурентоспособности личности студентов будущих педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28312 (дата обращения: 12.10.2019).

9. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: учебно-методическое пособие. 2-е издание, стереотипное. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.

10. Сорокоумова С.Н., Гуцу Е.Г. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации // Приволжский научный журнал. 2010. №1. С. 237-242.

11. Сорокоумова С.Н., Никулина О.В. Готовность профессиональной конкурентоспособной личности магистров инженерно-технического направления // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-7. С. 265-271.

12. Сысоев Ю.В., Семенов В.Г., Таракин Д.С. Формирование структуры конкурентоспособности и самореализации студентов в условиях современного общества // Преподаватель XXI век. 2014. №4. С. 78-84.

13. Хазова С.А. Конкурентоспособность специалистов как акмеологическая категория // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2009. №3. С. 255-269.

14. Церковский А.Л. Стратегические и тактические механизмы формирования конкурентоспособности студентов ВГМУ // Вестник фармации. 2016. №4. С. 94-98.

15. Шуткина Ж.А., Маркелова Т.В, Дунаева Н.И. Ключевые компетенции профессиональной конкурентоспособности в подготовке специалистов в системе профессионального образования // Развитие высшего профессионального педагогического образования: тенденции и перспективы. Ялта, 2018. С. 226-233.

16. Arora S., Sevdalis N., Nestel D., et al. The impact of stress on surgical performance: a systematic review of the literature // Surgery. 2010. Vol. 147, no. 3. Pp. 318-330. DOI: https://doi.org/10.1016/j.surg.2009.10.007.

17. Christensen K.B., Makransky G., Horton M. Critical values for Yen’s Q3: Identification of local dependence in the Rasch model using residual correlations // Applied Psychological Measurement. 2017. Vol. 41(3). Pp. 178-194. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0146621616677520.

18. Cook C.J., Crewther B.T. The impact of a competitive learning environment on hormonal and emotional stress responses and skill acquisition and expression in a medical student domain // Physiology & Behavior. 2019. Vol. 199. Pp. 252-257. DOI: https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2018.11.027.

19. Corell A., Regueras L.M., Verdú E., Verdú M.J., de Castro J.P. Effects of competitive learning tools on medical students: a case study // PLoS One. 2018. Vol. 13(3). Article number: e0194096. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0194096.

20. Griffin-Pierson S. The Competitiveness Questionnaire: A measure of two components of competitiveness // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 1990. Vol. 23(3). Pp. 108-115.

21. Houston J., Harris P., McIntire S., Francis D. Revising the Competitiveness Index using factor analysis // Psychological Reports. 2002. Vol. 90(1). Pp. 31-34. DOI: http://dx.doi.org/10.2466/pr0.2002.90.1.31.

22. Houston J.M., Harris P.B., Moore R., Brummett R. Competitiveness among Japanese, Chinese, and American undergraduate students // Psychological Reports. 2005. Vol. 97(1). Pp. 205-212. DOI: http://dx.doi.org/10.2466/pr0.97.1.205-212.

23. Krägeloh C.U., Medvedev O.N., Hill E.M., Webster C.S., Booth R.J., Henning M.A. Improving measurement of trait competitiveness: A Rasch analysis of the Revised Competitiveness Index with samples from New Zealand and US university students // Psychological Reports. 2018. Vol. 122(2). Pp. 689-708. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0033294118762548.

24. Krägeloh C.U., Wang G.Y., Zhao Q., Medvedev O.N., Wu Y., Henning M.A. Revised Competitiveness Index for use in China: Translation and Rasch analysis // International Journal of Educational Research. 2018. Vol. 90. Pp. 78-86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2018.05.008.

25. Martin H.J., Larsen K.S. Measurement of competitive-cooperative attitudes // Psychological Reports. 1976. Vol. 39(1). Pp. 303-306. DOI: http://dx.doi.org/10.2466/pr0.1976.39.1.303.

26. Van Nuland S.E., Roach V.A., Wilson T.D., Belliveau D.J. Head to head: the role of academic competition in undergraduate anatomical education // Anatomical Sciences Education. 2015. Vol. 8. Pp. 404-412. DOI: https://doi.org/10.1002/ase.1498.

27. Vogel S., Schwabe L. Learning and memory under stress: implications for the classroom // Science of Learning. 2016. Vol. 1. Article number: 16011. DOI. https://doi.org/10.1038/npjscilearn.2016.11.


Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)