ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В СРЕДЕ ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Сегодня проблема формирования интеллигентности является достаточно актуальной. Эта актуальность продиктована существенной фрагментацией социального, когда различия начинают цениться больше, чем общности, а на место общественной морали приходит «местечковая мораль». Это актуализирует вопросы не только формирования собственно интеллигентности, но и ценностного отношения к ней как к общественной потребности. В статье на основании теоретических и эмпирических авторских разработок последовательно исследуются психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения будущих офицеров к интеллигентности в образовательном процессе военного вуза.
Материалы и методы. В качестве методологии исследования авторами используется творчески интерпретированный системно-деятельностный подход (И.В. Блауберг, В.А. Лекторский, В.Н. Садовский, С.Л. Рубинштейн, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина) и функциональный анализ (П.К. Анохин, М.С. Каган, Н. Винер, Н.В. Мартьянов). Раскрывая особенности педагогической деятельности по формированию ценностного отношения будущего офицера к интеллигентности, подробно анализируется образовательный процесс военного вуза и его формально-содержательные и функциональные характеристики.
Результаты исследования. Авторами выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к интеллигентности у будущих офицеров в среде военной образовательной организации высшего образования.
Обсуждение и заключения. Вместе с традиционными приемами и методами формирования личности и интеллигентности выявленные психолого-педагогические условия в полном объеме и с максимальной эффективностью позволят решить поставленные психологопедагогические задачи. Исследование психологических характеристик образовательного и воспитательного процесса в военном вузе и путей повышения его эффективности, в формировании ценностного отношения будущих офицеров к интеллигентности позволит нам практически использовать их в этих процессах. Их теоретическое выявление и обоснование, а затем эмпирическая проверка позволит определить правильность выдвинутой нами научной гипотезы.
Об авторах
П. Ю. НаумовРоссия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии труда и специальной психологии
Москва
Ф. В. Повшедная
Россия
доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики
Нижний Новгород
Список литературы
1. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. Т. 1, №1.
2. Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. 2013. №5. С. 75-83.
3. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. №8. С. 39-53.
4. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. Т. 20, №5. С. 38-44.
5. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996. 512 с.
6. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии. 1972. №2.
7. Егорова П.А., Наумов П.Ю., Сорокоумова С.Н. Развитие ключевых личностных компетенций будущих офицеров внутренних войск МВД России // Педагогика и психология образования. 2015. №4. С. 44-56.
8. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. №8. С. 85-98.
9. Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете. СПб, 2000. С. 130-133.
10. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры: учебное пособие. 2-е изд., пер. и доп. М., 2018. 499 с. (Серия 22. Антология мысли).
11. Каган М.С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке // Методология гуманитарного знания и перспективы XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной конференции. 18 мая 2001 г. СанктПетербург. Серия «Symposium». Выпуск 12. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2001. С. 9-14.
12. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Издательство «Петрополис», 1997. 205 с.
13. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.
14. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 83 с.
15. Кирьякова А.В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования // Вестник ОГУ. Т.1. Гуманитарные науки. 2006. №1. С. 6-14.
16. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. 414 с.
17. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. С. 97-138.
18. Лекторский В.А., Садовский В.Н. О принципах исследования систем // Вопросы философии. 1960. №8. С. 67-79.
19. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. 17 с.
20. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. №4. С. 4-36.
21. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. №4.
22. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред.
23. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 108-118.
24. Наумов П.Ю., Мартьянов Н.В., Дьячков А.А., Вальков А.В., Смирнов Д.В. Современные социально-гуманитарные проблемы военной науки, армии и внутренних войск: монография. Красноярск, 2013. 128 с.
25. Наумов П.Ю., Новиков Н.С. Жизнь или смерть: ценностные константы и
26. экзистенциальная миссия «Человека войны» // В мире научных открытий. 2015. №9-4(69). С. 1361-1375.
27. Никандров Н.Д. Ценности в жизни и образовании // Высшее образование сегодня. 2004. №11. С. 40.
28. Новая философская энциклопедия: в 4 т. 2-е изд., испр. и допол. / под ред. В.С. Степина. М.: Мысль, 2010.
29. Попов А.В. Генезис, формирование и развитие системы ценностей военной интеллигенции России (X – начало XX века): автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2012. 43 с.
30. Прохорова О.Н. Базовые ценности американской культуры: учебное пособие. М.: Наука, 2013. 110 с.
31. Розин В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии // Вопросы философии. 2001. №2. С. 44-56.
32. Рокич М. Природа человеческих ценностей. Нью-Йорк: Свободная пресса, 1973. С. 20-28.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 458 с.
34. Сластенин В.А. Педагогическая аксиология: монография. Красноярск: СГТУ, 2008. 293 с.
35. Степин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Вопросы философии. 2012. №5. С. 18-26.
36. Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.
37. Худякова Н.Л. Аксиологические основы поведения человека: учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2010. 109 с.
38. Чукин С.Г. «Хорошее общество» и его противники: к проблеме концептуализации ценностей в социальной науке // Вопросы философии. 2009. №5. С. 36-47.
39. Чукин С.Г., Наумов П.Ю. Справедливость сегодня: нелегкий выбор между распределением и признанием. Статья первая // Идеи и идеалы. 2015. Т. 1, №2(24). С. 46-58.
40. Чукин С.Г., Наумов П.Ю. Справедливость сегодня: нелегкий выбор между распределением и признанием. Статья вторая // Идеи и идеалы. 2016. Т. 1, №3(29). С. 81-92.
41. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л., 1966. 302 с.
42. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. 237 с.