Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

МОНИТОРИНГ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Полный текст:

Аннотация

В статье определена роль коммуникативного компонента учебного процесса и особенности управления его качеством каждым из субъектов учебного процесса. Определены признаки и показатели качества коммуникативной составляющей учебного процесса, к которым отнесены: уровень использования в учебном процессе активных методов обучения и современных технологий, а также степень создания преподавателями творческой атмосферы для саморазвития студентов. На основе анализа научной литературы разработана мониторинговая процедура «коммуникативность учебного процесса». Изложены результаты реализации мониторинговой процедуры и принятие на их основе конкретных управленческих решений по повышению межличностного взаимодействия субъектов учебного процесса. Даны рекомендации по проведению мероприятий, которые будут способствовать повышению коммуникативности учебного процесса. Подтверждена эффективность мониторинга как инструмента управления качеством этого компонента учебного процесса в высшем учебном заведении.

Об авторе

В. О. Зинченко
Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко, Институт торговли, обслуживающих технологий и туризма
Украина

кандидат педагогических наук, доцент, директор,

Луганск



Список литературы

1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. 224 с.

2. Байдацька Н. М. Педагогічні умови моніторингу якості навчальних досягнень студентів у вищих навчальних закладах недержавної форми власності : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04. Вінниця, 2007. 220 с.

3. Васильева Л. И. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Н. Новгород, 2006. 144 с.

4. Коробович Л. П. Педагогічні умови моніторингу результативності навчального процесу в системі педагогічного менеджменту приватного вищого навчального закладу: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.06 „Теорія та методика управління освітою”. К., 2011. 20 с.

5. Круглова Н. Р. Педагогический мониторинг качества подготовки специалиста в высшем учебном заведении: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Новосибирск, 2009. 205 с.

6. Кукуев А. И. Педагогический мониторинг личностно-ориентированного образовательного процесса: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов-н/Д., 2001. 329 с.

7. Найденова И. Е. Мониторинг качества профессиональной подготовки студентов туристического вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2010. 176 с.

8. Островерх О. О. Педагогічний моніторинг як засіб гуманізації освітнього процесу у вищому навчальному закладі: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Х., 2004. 181 с.

9. Сергеева Е. В. Мониторинг учебных достижений студентов в системе управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Волгоград, 2011. 27 с.

10. Чандра М. Ю. Системный мониторинг как средство управления качеством образовательного процесса: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2008. 203 с.

11. Семченко А.А. Управление качеством в системе высшего образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/3-7-2014 (дата обращения 03.07.2015)

12. Зінченко В. О. Моніторинг якості навчального процесу у вищому навчальному закладі: монографія. Луганськ: Вид-во ДЗ „ЛНУ імені Тараса Шевченка”, 2013. 360 с.

13. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 304 с.

14. Буряк В. Викладач університету: вимоги до особистісних і професійних рис. Вища шк. 2010. № 3 - 4. С. 11 - 35.

15. Ваганова О. И. Интерактивные технологии в подготовке бакалавра профессионального обучения [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 2. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/ archive/2-6-2014 (дата обращения 03.067.2015).

16. Волкова Н. П. Професійно-педагогічна комунікація : теорія, технологія, практика : монографія. Д. : Вид-во ДНУ, 2005. 304 с.

17. Горб В. Г. Методология и теория педагогического мониторинга в вузе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Екатеринбург, 2005. 48 с.

18. Денисенко А. О. Організація моніторингу виховної системи вищих педагогічних навчальних закладів: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Х., 2008. 220 с.

19. Кретович С. С. Наукові засади моніторингу розвитку вищого навчального закладу І - ІІ рівня акредитації : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.06 „Теорія та методика управління освітою”. К., 2012. 20 с.

20. Организация мониторинговых исследований в образовательных учреждениях: науч.-метод. пособие / под ред. С. Г. Кузенковой. Новокузнецк : Ин-т повышения квалификации, 2004. 108 с.

21. Пульбере А. И. Система мониторинга как средство управления качеством непрерывного технического образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 /. Ростов-н/Д., 2006. 441 с.

22. Туржанська О. С. Організаційно-педагогічні умови моніторингу якості підготовки майбутніх учителів математики: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.04 „Теорія та методика професійної освіти”. Вінниця, 2012. 20 с.

23. Хоруженко Т. А. Методичні засади моніторингу якості фахової підготовки майбутніх учителів трудового навчання: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.02 „ Теорія та методика навчання”. Чернігів, 2010. 19 с.

24. Чурина Л. А. Мониторинг учебной деятельности в инновационном образовательном учреждении как фактор рефлексивного управления: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Киров, 2001. 183 с.


Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)