Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-1

Полный текст:

Аннотация

Введение. Педагогическое моделирование определяет возможности уточнения используемого научного знания педагогами в системе непрерывного образования и создания нового научного знания как продукта теоретизации, развития антропологически обусловленных отношений и ориентированных на инновационно-продуктивное функционирование сред. Проблема использования и стимулирования педагогов к решению задач с применением педагогического моделирования представляет интерес с позиции формируемого профессионального мастерства и научно-педагогической деятельности.
Материалы и методы. В структуре выполнения работы применяли теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, научная теоретизация, изучение работ педагогов и студентов-педагогов, метод регистрации, методы математической статистики. Основы детерминации и уточнения понятийного аппарата определялись в конструктах традиционной педагогической методологии (широкий, узкий, локальный смыслы) и в конструктах инновационной педагогической методологии (адаптивно-продуктивный смысл, функционально-трудовой смысл, гносеологоперсонифицированный смысл).
Результаты исследования. Педагогическое моделирование определяется в контексте выполнения профессионально-трудовых функций: в деятельности учителя преобладает практико-ориентированное использование педагогического моделирования, в деятельности научно-педагогического работника присутствуют практико- и науко-ориентированные возможности педагогического моделирования. Педагогическое моделирование определяется ресурсом развития личности и формирования культуры самостоятельной работы личности. В структуре теоретизации качества решения задач формирования культуры самостоятельной работы личности педагогическое моделирование обеспечивает успешность достижения определяемых и реализуемых целей деятельности личности. Педагогическое моделирование определяется элементом и конструктом формирования продуктивности и успешности личности. Система непрерывного образования раскрывает направленность развития личности обучающегося в контексте формируемых смыслов и технологий обучения и образования.
Обсуждение и заключения. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника имеет общую систему теоретизации результатов, но различные направления и конструкты создания нового дидактического и профессионально-педагогического знания. Качество использования педагогического моделирования раскрывает перспективы развития личности, непрерывного образования и общества в целом.

Об авторе

О. А. Козырева
Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва; Сибирский государственный индустриальный университет
Россия

Козырева Ольга Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель

Researcher ID: M 2018, SPINкод: 2988-7671

Новокузнецк



Список литературы

1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Ермаков П.Н. Технологии направленной трансляции смыслов в практике учебного процесса: монография. М.: Кредо, 2016. 234 с. ISBN 978-591375-097-6.

2. Берберян А.С. Потенциал развития личности в контексте гуманизации // Методология современной психологии. 2019. №9. С. 3-7.

3. Вербицкий А.А. Метод проектов – форма организации учебной деятельности обучающихся // Профессиональное образование. Столица. 2019. №2. С. 36-40.

4. Вербицкий А.А. Проблема единства обучения и воспитания // Профессиональное образование. Столица. 2017. №10. С. 2-7.

5. Грифцова И.Н., Линьков В.В. К вопросу о связи теории и практики в образовании: социокультурные факторы и их влияние на образовательный процесс // Развитие личности. 2018. №2. С. 13-25.

6. Гутак О.Я., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как метод и технология продуктивно-инновационного решения задач профессиональнопедагогической деятельности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. №5(74). С.154-162.

7. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. №3(20). С. 2.

8. Илалтдинова Е.Ю., Беляева Т.К., Лебедева И.В. Цифровая педагогика: особенности эволюции термина в категориально-понятийном аппарате педагогики // Перспективы науки и образования. 2019. №4(40). С. 33-43.

9. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Проектирование событийного образовательного пространства // Воспитание школьников. 2017. №2. С. 14-20.

10. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Роль педагога в цифровом мире образования // Нижегородское образование. 2019. №2. С. 34-39.

11. Каргапольцева Н.А., Масликова Э.Ф. Социализация личности и качество образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. №9(184). С. 23-28.

12. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования: модели и теории: монография. М.: РУСАЙНС, 2018. 144 с. ISBN 978-54365-3037-6.

13. Козырева О.А. Педагогическая поддержка, фасилитация и научное донорство в формировании человеческого капитала // Человеческий капитал как ключевой фактор социально-экономического развития региона: материалы Всероссийской научнопрактической междисциплинарной конференции (Белгород, 6–7 февраля 2020 г.). Т.1. Орёл: АПЛИТ, 2020. С. 243-257.

14. Козырева О.А., Козырев Н.А., Коновалов С.В. Педагогическое моделирование и педагогические конструкты в формировании культуры самостоятельной работы личности // Современные наукоемкие технологии. 2018. №9. С.177-181.

15. Козырева О.А., Козырев Н.А., Свинаренко В.Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов: монография. М.: МИФИ, 2017. 400 с. ISBN 978-5-7262-2411-4.

16. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретико-методологические возможности использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно технического образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, №1. С. 72-86.

17. Маркова С.М. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса в профессиональном образовании // Научный поиск. 2015. №3.4. С. 72-74.

18. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3(28). С. 3.

19. Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Григорян Н.М. Основные тенденции развития содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-4. С. 124-127.

20. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3(24). С. 3.

21. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Интенсификация профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-3. С. 175-178.

22. Маркова С.М., Цыплакова С.А., Пулькина Е.Е. Проектирование технологии профессионального обучения // Школа будущего. 2018. №6. С. 61-66.

23. Морин С.В., Гутак О.Я., Козырева О.А. Итоговая аттестация при реализации программ профессиональной переподготовки: требования, модели, результаты (педагогическое образование): учебное пособие. М.: РУСАЙНС, 2019. 196 с. ISBN 978-5-4365-3998-0.

24. Неверкович С.Д., Кошман М.Г. Теоретическая модель проектной культуры спортивного педагога // Мир психологии. 2017. №3(91). С. 146-157.

25. Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Воспитание как стратегический общенациональный приоритет современного общества // Международный журнал экспериментального образования. 2017. №8. С. 57-61.

26. Панфилова А.П. Динамика развития методов активного обучения и игрового моделирования // Вестник Балтийской педагогической академии. 2007. №72. С. 13-25.

27. Панфилова А.П. Метод проектов и технология игрового проектирования в образовательном процессе: сравнительный анализ // Образовательные технологии (г. Москва). 2014. №3. С. 101-109.

28. Рябова Н.В. Проектирование нового учебного курса в подготовке студента педагогического вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. №50. С. 201-211.

29. Стамкулова Ш.А., Каргапольцева Н.А. Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в педагогических реалиях современного образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. №2(214). С. 53-57.

30. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Образование будущего в новой реальности // Вестник МНЭПУ. 2019. Т. 1, №S. С. 382-384.

31. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Педагогическая одаренность: психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения // Перспективы науки и образования. 2019. №1(37). С. 262-274.

32. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Проектирование воспитательного пространства образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. С. 329.

33. Biryukova N.A., Kolomiets D.L., Kazarenkov V.I., Ryabova N.V., Maltseva E.V., Golovina N.N. Monitoring of Socio-Professional Adaptation of Young Teachers // The Social Sciences. 2016. Vol. 11. Pp. 1798-1802. DOI: 10.3923/sscience.2016.1798.1802. Available at: http://medwelljournals.com/abstract/?doi=sscience.2016.1798.1802 (accessed: 21.12.2019).

34. Boikova I.V., Kozyrev N.А., Gutak O.Ya., Kozyreva O.А. Specifics and technologies of formation self-study culture of college students // Mechanics, Materials Science & Engineering (MMSE Journal). 2018. Vol. 17. DOI: 10.2412/mmse.20.72.147.

35. Drovnikov A.S., Nikolaev E.L., Afanasev A.S., Ivanov V.N., Petrova T.N., Tenyukova G.G., Maksimova N.L., Povshednaya F.V. Teachers professional competence assessment technology in qualification improvement process // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6, no. 1. Pp. 111-115. Available at: https://www.researchgate.net/publication/292464391_Teachers_Professional_Competence_Assessment_Technology_in_Qualification_Improvement_Process (accessed: 21.12.2019).

36. Ju R., Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293. DOI: 10.12973/eurasia.2017.01003a. Available at: http://www.ejmste.com/Foresight-Methods-in-Pedagogical-Design-of-University-LearningEnvironment,76431,0,2.html (accessed: 21.12.2019).

37. Kargapoltseva N.A., Erofeeva N.E., Pak L.G., Goriainova T., Popova O.V., Kulesh E.V., Ilkevich B.V. Creation culture of occupational forecasting for university students // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, no.6. Pp. 249-264. Available at: https://hobbydocbox.com/Art_and_Technology/82648840-Modern-journal-of-language-teaching-methods-issn.html (accessed: 21.12.2019).

38. Knyazeva T.N., Povshednaya F.V., Batuta M.B., Lebedeva O.V., Sidorina E.V. The structure of future teachers’ world outlook as the reflection of the transformation of social values // International Review of Management and Marketing. 2015. Vol. 5, no. 4. Pp. 259-264. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Structure-of-FutureTeachers%E2%80%99-World-Outlook-as-KnyazevaPovshednaya/7174bf9a66e27b294d44f49df5e821c4a8a21c29 (accessed: 21.12.2019).

39. Kozyreva O.А., Kozyrev N.А., Boikova I. V., Gutak O.Ya. Models and ways of developing self-study culture of college students // Mechanics, Materials Science & Engineering (MMSE Journal). 2018. Vol. 17. DOI: 10.2412/mmse.34.90.847. Available at: https://mmse.xyz/en/vengineering-education-vol-17-2018/ (accessed: 21.12.2019).

40. Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-ofeducation-indevelopment-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 21.12.2019).

41. Petrovsky A.M., Smirnova Zh.V., Vaganova O.I., Kutepov M.M., Gruzdeva M.L., Kutepova L.I. The Structure and Content of the Achievements Portfolio of University Students // European Research Studies Journal. 2017. Volume XX. Special Issue. Pp. 557-564. Available at: https://www.um.edu.mt/library/oar/handle/123456789/35061 (accessed: 21.12.2019).

42. Samerkhanova E., Krupoderova E., Krupoderova K., Bakhtiyarova L., Ponachugin A., Kanyanina T. Developing an information educational environment based on cloud technologies // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/developing-an-information-educational-environmentbased-on-cloud-technologies-6909.html (accessed: 21.12.2019).

43. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9(22). Available at: http://52.172.159.94/index.php/indjst/article/view/95568 (accessed: 21.12.2019).


Просмотров: 337


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)