Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Фреймовый подход в технологическом образовании

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-2

Полный текст:

Аннотация

Введение. Фремовый подход создает новые предпосылки для комплексного решения задач по повышению эффективности образовательного процесса, интенсивности обучения. Логика изложения учебного материала при использовании фреймового подхода наиболее полно отвечает требованиям построения алгоритмов учебной деятельности обучающихся.
Материалы и методы. Экспериментальное исследование проводилось на базе кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета. Использовались следующие методы исследования: наблюдение, систематизация, анализ и синтез, обобщение и сравнение. В качестве информативных источников выступали научные публикации в периодических изданиях, методические материалы по использованию фреймового подхода, разработанные в университетах.
Результаты исследования. В статье рассмотрены некоторые особенности и проблемы представления учебной информации в виде: фрейм-рамок (опорных конспектов), фрейм-схем и фрейм-алгоритмов, используемых, например, в процессе изучения технологических операций: сверление, точение, опиливание, при выполнении заданий курсового проектирования, организации тематических конференций и др. Особенно актуальным становится использование фреймового подхода в процессе изучения педагогических и инженерных учебных дисциплин.
Обсуждение и заключения. По результатам исследования представлены методические рекомендации по использованию фреймового подхода в системе технологического образования. Фреймовая организация всех аспектов процесса обучения в значительной степени решает задачи интенсификации процесса обучения, привлекая в том числе и потенциалы фрактальной теории и практики построения инновационных технологий обучения.

Об авторах

В. Д. Лобашев
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
Россия

Лобашев Валерий Данилович – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и менеджмента Института экономики и права

Петрозаводск



А. А. Талых
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
Россия

Талых Алексей Александрович – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии

Петрозаводск



Список литературы

1. Абрамян С.И., Федотов А.А. Формы человеческого потенциала // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №10-2(37). С. 27-30.

2. Авдонина Н.С. Образовательная модель Liberal arts: содержание и методы // Ценности и смыслы. 2017. №4(50). С. 98-105.

3. Аверкин В.Н., Батыршин И.З., Блишун А.Ф., Силов В.Б., Тарасов В.Б. Нечёткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / под ред. Д.А. Поспелова. М.: Наука, 1986. 312 с.

4. Авилкина С.В., Бакулева М.А., Клейносова Н.П. Математическая модель формирования базовой статистической выборки для оценки уровня освоения цифровых компетенций преподавателей // Статистика и экономика. 2018. Т. 15, №6. С. 26-35.

5. Антонова О.С. Активные методы формирования коммуникативной компетентности с использованием фреймов // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2016. №5. С. 214-217.

6. Арпентьева М.Р. Проблемы медиатизации образования и деструкции отношений «учитель-ученик» // Наука и перспективы. Электронный научный журнал «Наука и перспективы». 2017. №2. С. 7-14.

7. Атанов Г.А., Локтюшин В.В. Фреймовая организация знаний в интеллектуально обучающей системе // Образовательные технологии и общество. 2001. Вып.1, т. 4. С. 137-149.

8. Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Категоризация понятия «человеческий потенциал» в контексте трансформации профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-4. С.31-34.

9. Баркова Т.П. Фреймовая организация учебного материала в процессе преподавания русского языка как иностранного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 42. С. 105-114. URL: http://e-koncept.ru/2016/56963.htm (дата обращения: 12.12.2019).

10. Базылева М. Человеческий потенциал и проблемы его трансформации в человеческий капитал // Наука и инновации. 2018. №1(179). С. 15-18.

11. Блохин А.Л. Развитие высшего образования как фактор формирования человеческого капитала // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 3(192). С. 74-78.

12. Богданова Е.А. Инженерия знаний: учебное пособие. Самара: ПГУТИ, 2016. 101 с.

13. Бондарь М.А. Использование фреймового подхода на уроках математики как условие развития познавательных универсальных учебных действий школьников // Молодой учёный. 2017. №2. С. 571-573.

14. Булатицкий Д.И. Управление знаниями в системе менеджмента качества организации: дис. … канд. техн. наук: 05.02.23. Брянск, 2011. 194 с.

15. Булатова А.В. Механизм управления человеческим капиталом // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №10-1. С. 28-31.

16. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб.: Питер, 2002. 394 с.

17. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. 2018. Т. 15, №4. С. 16-24.

18. Егоров В.К. Особенности условий формирования человеческого потенциала нового поколения в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10, №3. С. 100-113. DOI: 10.15838/esc/2017.3.51.5.

19. Жихарев А.Г. Формализованное графоаналитическое представление организационных знаний: дис. … канд. техн. наук: 05.13.17. Белгород, 2013. 210 с.

20. Заде Л. Понятие о лингвистической переменной и его применение к принятию решений. М.: Мир, 1976. 167 с.

21. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие. М.: Изд-во «Московский психолого-социальный институт», 2005. 216 с.

22. Золотухин В.М., Порхачев В.Н. Формирование и раскрытие человеческого потенциала в российском социокультурном пространстве // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3, №2. С. 145-150. DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-2-145-150.

23. Иванова Т.В., Хабаке М.В. Взаимосвязь "человеческих ресурсов" и "человеческого потенциала" // Oeconomia et Jus. 2017. №1. С. 10-13.

24. Кожанов Д.А. Фреймовая структура организации знаний в научной картине // Филология и человек. 2014. №1. С. 11-15.

25. Короткова Т.Л. Мастер-класс «место проект-менеджера в цифровой экономике» // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. №1(17). С. 19-26.

26. Колесникова Л. Г. Подготовка студентов вуза к осуществлению менеджмента как вида профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2007. 198 с.

27. Лозинская А.М., Шамало Т.Н. Структурирование содержания образования в модульной педагогической технологии // Педагогическое образование в России. 2010. №4. С. 45-52.

28. Лобашев В.Д., Лобашев И.В. Функции и процедуры процессов познания в профессиональном образовании. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2018. 120 с.

29. Лобашев В.Д., Лобашев И.В. Мотивация в процессах профессионального образования. LAP LAMBERT Academic Pudlishing, 2012. 543 с.

30. Лютикова Л.А. Моделирование и минимизация систем знаний в терминах многозначной логики предикатов: дис. … канд. физ.-мат. наук: 05.13.18. Нальчик, 2008. 202 с.

31. Мокрова М.Ю., Липатова Л.Н. Современные тенденции развития человеческого потенциала России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. Ч. 1. С. 317-322.

32. Мокроносов А.Г., Крутин Ю.В. Человеческий капитал или человеческий потенциал // Идеи и идеалы. 2017. №2(32). Т. 2. С. 80-90.

33. Пришляк Е.А., Радько С.Г. Исследование факторов, влияющих на формирование человеческого капитала в Российской Федерации // Управленческие науки. 2018. Т. 18, №2. С. 94-105.

34. Романова Н.П. Управление человеческими ресурсами как форма использования человеческого потенциала // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25, №2. С. 88-95.

35. Синицына В.В. Формирование и развитие концепции человеческого потенциала // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. №9(6). С. 150-155.

36. Смакотина Н.Л. Трансформация образования в условиях глобализации: возможности и риски // Ценности и смыслы. 2017. №6(52). С. 21-28.

37. Сошников Д.В. Методы и средства построения распределенных интеллектуальных систем на основе продукционно-фреймового представления знаний: дис. … канд. физ.-матем. наук: 05.13.11. М., 2002. 212 с.

38. Суханосова С.В. Теория фреймов: возможности исследования повседневности // Человек в мире культуры. 2012. №3. С. 29-38.

39. Талых А.А. Некоторые методологические подходы к процессу непрерывного этнокультурно-технологического образования // Современные подходы в образовании: искусство, технология, дизайн. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2018. С. 64-71.

40. Татт У. Теория графов. М.: Мир, 1988. 424 с.

41. Терехов С.В. Фреймовый подход: философско-методологический аспект // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2014. №6. С. 53-71.

42. Терпак М.А. Фреймовая модель как способ структурирования и анализа концептов // Вестник СамГУ. 2006. №5/1(45). С. 132-137.

43. Томашевский С.В. Обобщённые фреймы и системы Рисса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Математика, информатика, физика. 2014. №4. С. 7-13.

44. Уразова М.Б., Эшпулатов Ш.Н. Фреймовая технология как способ формирования самостоятельного мышления студентов педагогических вузов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. №4. С. 163-170.

45. Хаджалова Х.М., Абдулманапов С.Г. Образовательная составляющая человеческого потенциала населения субъектов СКФО // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2019. №2. С. 9-22.

46. Accounting, Auditing and Accountability Journal. 2003. Vol. 16. No. 1.

47. Andriesson D. Implementing the KPMG Value Explorer // Journal of Intellectual Capital. 2005. No. 6. Pp. 474-488.

48. Conceicao P., Heitor M. On the role of the university in the knowledge economy // Science and Public Policy. 1999. Vol. 26, no. 1.

49. Deary I. Intelligence: A Very Short Introduction. New York: Oxford University Press, 2001. P. 74.

50. Fleker J., Papouschek U., Gavroglou S. New forms of work organization and flexibility in the knowledge-based society // The transformation of work in a global economy: towards a conceptual framework. Leuven: HIVA, 2006. Pp. 46-62.

51. Human Development Report, 1998. New York: Oxford University Press, 1998.

52. Carpenter V. A case study of issues of strategy implementation in internationalization of higher education // International Journal of Educational Management. 2003. Vol. 27, no. 1. Pp. 4-18.

53. Mincer J. The Production of Human Capital and The Lifecycle of Earnings: Variations on a Theme // Working Paper of the NBER. 1994. No. 4838.

54. Pedrini M. Human capital convergences in intellectual capital and sustainability reports // Journal of Intellectual Capital. 2007. Vol. 8, no. 2. Pp. 346-366.

55. Phillips J.J. Investing in Your Company's Human Capital: Strategies How to Avoid Spending Too Little – or Too Much. New York: AMACOM, 2005. 290 p.

56. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 1970.

57. Teece David J. Managing intellectual capital: Organizational, strategic, a policy dimensions. Oxford, 2002.

58. Schuller T. The Complementary Roles of Human and Social Capital // Paper presented for an international symposium on The Contribution of Human and Social Capital to Sustained Economic Growth and Well-Being, HRD Canada and the OECD, March 19-21, 2000. Available at: http://www.oecd.org/innovation/research/1825424.pdf (accessed: 12.12.2019).

59. Schwab K. (ed.) The Global Competitiveness Report 2012-20013. Geneva. World Economic Forum. 2012. Available at: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2012-13.pdf (accessed: 12.12.2019).

60. Tomes N., Becker G. Human capital and the rise and fall of families // Journal of human resources. 1990. No. 4.

61. Bonds N., Dragonetti N.C., Jaconsen C., Roos G. The knowledge toolbox: a review of the tools available to measure and manage intangible resources // European Management Journal. 1999. Vol. 17(4). Pp. 391-402.


Просмотров: 569


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)