Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство»

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-14

Полный текст:

Аннотация

Введение. В данной статье рассматривается проблема развития творческого потенциала педагога. Проанализированы теоретико-методологические подходы к указанной проблеме. Теоретическую основу исследования составили работы, рассматривающие инновационную деятельность как фактор развития школы и системы общего образования в целом (В.Н. Аверкин, А.Г. Каспржак, Н.М. Мартынова, Н.А. Садовский и др.); общие вопросы инновационной деятельности (В.А. Болотов, В.И. Загвязинский, А.Г. Каспржак, М.В. Кларин, В.А. Сластенин и др.); идеи педагогической инноватики и роль учителя в развитии инновационных процессов (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Г.А. Игнатьева, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.).
В результате исследования установлено, что одной из ведущих задач развития системы непрерывного образования является ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности, включая аналитическое и критическое мышление, стремление к новому, способность к постоянному самообучению, готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде. При этом педагогу-практику необходимо быть психологически готовым к педагогической деятельности в новых социокультурных условиях, принимать оригинальные нестандартные решения, планировать образовательный процесс и прогнозировать возможные результаты, быть готовым к инновационной деятельности. Одним из возможных путей профессионального развития педагога-практика является его участие в федеральных инновационных площадках. В условиях работы федеральной инновационной площадки актуализируется развитие научно-инновационного потенциала образовательных организаций, внедрение инновационных образовательных программ, включение обучающихся и педагогов в проектную и исследовательскую деятельность, ориентированную на раскрытие творческого потенциала субъектов образования.
В работе подчеркивается, что, согласно исследованиям современных ученых (В. Жабиной, С.Н. Толстова и др.), инновационная деятельность неотделима от творчества, т.к. оно обеспечивает генерацию новых идей, результатом реализации которых становятся инновации. Вследствие этого актуализируется цель исследования: развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство».
Материалы и методы. Цель исследования реализована на примере экспериментальной работы МАОУ «Школа №187 с углублённым изучением отдельных предметов» (г. Нижний Новгород). Данная школа с 2019 года является участником федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство». Авторами отмечается, что инновационная площадка является мотивационным, содержательным и технологическим ресурсом профессионального развития педагога. При этом наряду с педагогическим лидерством, развитие творческого потенциала является ключевым элементом в достижении эффективности школьной системы, ориентированной на внедрение инновационных проектов.  
В статье определены задачи реализации инновационной площадки «Педагогическое лидерство». Раскрываются следующие направления работы: 1) организация проектно-инициативной группы, основной функцией которой является разработка концепции и модели деятельности инновационной площадки, определение путей ее функционирования в аспекте детско-взрослого взаимодействия в условиях общего образования; 2) формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность общего и дополнительного образования субъектам образовательного процесса; 3) обеспечение профессионального развития педагога в соответствии с его потребностями и мотивами; 4) разработка учебных пособий, программ, монографий совместно с преподавателями университета; 5) внедрение эффективных механизмов поощрения педагогов, 6) совершенствование системы оценки квалификации и качества результатов работы педагога. Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного проекта «Педагогическое лидерство» состоит в том, что педагогическому сообществу предлагаются конкретные концептуальные и методические продукты, обеспечивающие формирование нового образа педагога-лидера, занимающего активную жизненную и профессиональную позицию, обладающего творческим потенциалом, навыками инновационной деятельности. 
Результаты исследования. Полученные данные сравнительного анализа результатов исследования для предварительной оценки эффективности проводимой работы в 2018-2019 уч. г. (констатирующий этап эксперимента, до включения Школы в федеральную инновационную площадку) и 2019-2020 уч. г. (текущий формирующий и контрольный этапы) свидетельствуют о положительной динамике по показателям самооценки инновативных качеств личности (шкала самооценки инновативных качеств личности (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко) и творческого потенциала педагогов по окончании формирующего этапа эксперимента (тесту Е.И. Рогова «Каков Ваш творческий потенциал»).
Обсуждение и заключения. На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы. За сравнительно небольшое время проводимого нами исследования выявлена положительная динамика в исследуемой группе педагогов. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности проводимого исследования. Отметим также, что в результате деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» планируется создание проектного офиса по формированию педагогического лидерства в условиях непрерывного образования.

Об авторах

Д. Д. Яркова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Россия

Яркова Дарья Дмитриевна – аспирант

Нижний Новгород



Т. Г. Мухина
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Россия

Мухина Татьяна Геннадьевна – доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий

Нижний Новгород



В. А. Малинин
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Россия

Малинин Валерий Анатольевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании

Нижний Новгород



С. Н. Сорокоумова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского; Российский государственный социальный университет
Россия
Сорокоумова Светлана Николаевна – доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва; профессор кафедры менеджмента и государственного управления ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород


Список литературы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 Г. №273-ФЗ. М.: ТЦ СФЕРА, 2013. 192 с.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 20.02.2020).

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 286.

4. Горовая В.И., Петрова Н. Ф.Творческий потенциал личности и его развитие // Вестник университета. 2013. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskiy-potentsial-lichnosti-i-ego-razvitie (дата обращения: 20.02.2020).

5. Варданян Ю.В., Шукшина Т.И. Профессионально-развивающие ресурсы научно-образовательного комплекса // Высшее образование в России. 2012. №5. С. 73-79.

6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 23 с.

7. Дмитриева Е.Е., Суворова О.В., Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н. Психологическое исследование коммуникативной толерантности у студентов высшей педагогической школы // Язык и культура. 2019. №45. С. 161-172.

8. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Изучение готовности электронно-образовательной среды вуза к инклюзивному обучению // Великие реки' 2018: труды научного конгресса 20-го Международного научно-промышленного форума: в 3 томах / под ред. А.А. Лапшина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2018. Т. 2. С. 163-166.

9. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д., Сорокина Т.М. Активизация речевого общения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшей школы // Язык и культура. 2018. №42. С. 181-197.

10. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Мониторинговый анализ эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для организации электронно-образовательной среды вуза в условиях образовательной инклюзии // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3(24). С. 12.

11. Жабина В.В. Творчество и инновационная деятельность // Власть. 2012. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-i-innovatsionnaya-deyatelnost (дата обращения: 20.02.2020).

12. Игнатьева Г. А. Ситуационно-позиционная модель повышения квалификации учителя // ИТС. 2006. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/situatsionno-pozitsionnaya-model-povysheniya-kvalifikatsii-uchitelya (дата обращения: 22.02.2020).

13. Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник Томского государственного университета. 2010. №339. С. 153.

14. Малинн В.А. Школа как инновационный образовательный комплекс» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. №5(1). С. 19-23.

15. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Елисеева Н.Ю. Миссия современной школы – духовно-нравственное воспитание молодежи // Вестник Мининского университета. 2017. №4(21). С. 6.

16. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Тюнтяева Е.М. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на основе православных ценностей (из опыта работы МАОУ "Школа №187") // Образ России в русской религиозной мысли: XXV Рождественские православно-философские чтения / под науч. ред. Л.Е. Шапошникова. Н. Новгород, Мининский университет, 2016. С. 234-243.

17. Мухина Т.Г. Использование кейс-метода в профессиональном образовании // Великие реки' 2012: труды конгресса 14-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. Т.2. С. 137-139.

18. Мухина Т.Г. Дополнительное профессиональное образование в зарубежных странах в условиях единого образовательного пространства // Приволжский научный журнал. 2011. №1(17). С. 153-157.

19. Мухина Т.Г. Становление и развитие системы дополнительного высшего образования в России: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01; 13.00.08. Н. Новгород. ННГУ, 2011. 50 с.

20. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Малинин В.А., Егорова П.А., Мухина Д.Д. Социально-нравственное развитие обучающихся в условиях инклюзивного обучения // Психолого-педагогический поиск. 2018. №4(48). С. 152-163.

21. Мухина Т.Г. Система дополнительного профессионального образования в высшей школе: история и перспективы // Высшее образование в России: история и современность: коллективная монография / ответств. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 132-144.

22. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Актуальные проблемы психолого-педагогического знания глазами молодых ученых // Психолого-педагогический поиск. 2019. №4(52). С. 78-81.

23. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1(26). С. 3.

24. Мухина Т.Г., Никулина О.В. Направления развития инновационных образовательных технологий в региональном вузе // Приволжский научный журнал. 2014. №2. С. 227-234.

25. Мухина Т.Г., Мухина Д.Д. Нормативно-правовые аспекты подготовки педагогов высшей школы к работе с обучающимися с ОВЗ // Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. Л.А. Абрамовой. Чебоксары, 2017. С. 32-35.

26. Мухина Т.Г., Лукичев И.Г., Сутугин А.Ю. Проектирование развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №6. С. 41-45.

27. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Педагогизация поликультурной образовательной среды вуза как условие формирования коммуникативной культуры студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №10. С. 82-83.

28. Мухина Т.Г., Щербакова Е.Е. Развитие педагогической креативности преподавателей в системе дополнительного высшего образования // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы второй Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2011. С. 455-457.

29. Мухина Т.Г., Щербакова М.В. Формирование креативности студентов дизайнеров в условиях уровневого образования в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2014. № 1(29). С. 215-219.

30. Сорокоумова С.Н., Мухина Т.Г., Егорова П.А., Мухина Д.Д. Исследование коммуникативной компетентности будущих педагогов // Язык и культура: сборник статей XXIX Международной научной конференции / под ред. С.К. Гураль. Томск, 2019. С. 396-402.

31. Татур Ю.Г. Высшее образование: Методология и опыт проектирования. М.: Университетская книга; Логос, 2006. 256 с.

32. Толстов С.Н., Шмелева Е.А. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития // Научный журнал КубГАУ. 2012. №05(79). С. 750.

33. Щербакова Е.Е., Мухина Т.Г., Плешков А.В. Фрейм-технология как условие развития креативности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. С. 338.

34. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Профессиональная культура и профессиональная компетентность будущего учителя // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. №2(34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kultura-i-professionalnaya-kompetentnost-buduschego-uchitelya (дата обращения: 22.02.2020).

35. Психологические особенности и коррекция эмоционально-личностного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников в условиях образовательной инклюзии: монография / П.А. Егорова, С.Н. Сорокоумова, О.В. Суворова, Т.Г. Мухина, А.Д. Родионова. Н. Новгород, 2018. 270 с.

36. Повшедная Ф.В., Малинин В.А., Мухина Т.Г., Гуриков А.В. Роль инновационного университета в системе "ШКОЛА-ВУЗ" // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 172-176.

37. Старова Т.Э., Мухина Т.Г. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. №4. С. 46-51.

38. Тряпицына А.П. Новая школа и новый учитель: выступление на Педагогической ассамблее // Вестник Герценовского университета. 2010. №3(77). С.23-28.

39. Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 352 с.

40. Федак Е.И., Ценцеря С.В. Инновационная личность. Психолого-педагогическое обоснование // Мир образования – образование в мире. 2011. №1(41). С.150-156.

41. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training // Iejme: Mathematics education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3463-3467.

42. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity // European Research Studies Journal. 2017. Vol. XX. Special Issue. Pp. 541-548. Available at: https://www.um.edu.mt/library/oar//handle/123456789/34988 (accessed: 22.09.2019).

43. Manning K.C., Bearden W.O., Madden T.J. Consumer Innovativeness and Adoption Process // Journal of Consumer Psychology. 1995. No. 4(4). Рp. 329-345.

44. Markova S.M., Depsames L.P., Burova I., Tsyplakova S.A., Chigarov E.L. Role of Education in Development of Professional Values of Specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 22.09.2019).

45. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11. Pp. 489-493.

46. Malinin V.A., Mukhina T.G., Povshednaya F.V. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School - Higher Education" // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018. SGEM2018 Vienna ART Conference Proceedings 19-22 March. 2018. Vol. 5, no. 1.1. Pp. 625-630. DOI: 10.5593/sgemsocial2018H/11/S03.080.

47. Super D.E., Kidd J. Vocational maturity in adulthood: Toward turning a model into a measure // Journal of Vocational Behaviour. 1979. Vol. 14, no. 3. Pp. 255-270.

48. Super D., Watts A.G., Kidd J. Development in Britain. Hobson's Press, 1982.

49. Super D. Assessment in career guidance: Developmental counseling // Personnel and Guidance Journal. 1983. Vol. 61. Pp. 555-561.

50. Super D. Developmental approach // Brown D., Brooks L. (eds) Career choice and development: Applying contemporary theories and practice. San Francisco: Jossey-Bass, 1984.

51. Super D. Work leisure and career development needs and programs of the future // Hall D.T. (ed.) Career Development in Organization. San Francisco: Jossey-Bass, 1985.

52. Sorokoumova S.N., Rong Ju, Buldakova N.V., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13. no. 8. Pp. 5281-5293.

53. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education (IJESE) 2016. Vol.11, no. 10. Pp. 3764-3774.

54. Tkachenko E.V. Professional Education in Russia: Development Problems // Values and Meanings. 2014. Vol. 2(30). Pp. 7-13.


Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)