Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-6

Полный текст:

Аннотация

Введение. В настоящее время в образовании все больший акцент ставится на развитии познавательных способностей детей, их собственной познавательной, творческой активности. Решение данной задачи уже на первом этапе общего образования связывается с применяемыми технологиями обучения. Несмотря на достаточно большой объем имеющихся публикаций по данной проблеме, более глубокого изучения требуют вопросы раскрытия развивающих возможностей проектной деятельности по экологической тематике, внедрения таких проектов в образовательную практику дошкольных учреждений. Цель настоящей работы состоит в выявлении педагогических условий успешного развития познавательных способностей старших дошкольников в проектной деятельности с экологическим содержанием. 
Материалы и методы. Исследование познавательных способностей детей осуществлялось с использованием следующих диагностических методик: «Необычное дерево» (автор – Н.Е. Веракса); «Четвертый лишний» (автор – В.В. Холмовская); «Нелепицы» (автор – Р.С. Немов); «Дополнение фраз» (автор – Е.Л. Агаева). Профессиональную компетентность педагогов в аспекте исследуемой проблемы определяли в ходе устного опроса.
Результаты исследования. Проектная деятельность по экологической тематике имеет большие возможности в развитии познавательных способностей дошкольников в связи с тем, что: предусматривает решение проблемы, в основе которой лежит противоречивая ситуация; подразумевает, что проблема является отправной точкой для развития ситуации; предполагает преобразование ситуации; предусматривает выражение отношения к окружающей действительности.
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста осуществляется в первую очередь за счет овладения интеллектуальными операциями. Включение детей в проектную деятельность по экологической тематике способствует развитию умственных операций анализа, обобщения и классификации по существенным признакам, способности устанавливать логические связи и отношения, существующие в окружающей действительности, причинно-следственные связи.
Обсуждение и заключения. Педагогическими условиями, обеспечивающими развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в деятельности по осуществлению проекта, является отбор природоведческой информации, отвечающей факторам новизны, сложности, наличия в ней противоречия, а также реализация педагогической технологии, основанной на целостном подходе к организации решения детьми задач поисково-исследовательского и творческого характера путем включения в разные виды деятельности, последовательном освоении умения ориентироваться в потоке информации, конструировать собственное знание.

Об авторе

Л. М. Гримовская
Смоленский государственный университет
Россия

Гримовская Людмила Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент

Смоленск



Список литературы

1. Баранова Э.А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников // Вестник Мининского университета. 2014. №3(7). С. 1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/491 (дата обращения: 30.01.2020).

2. Белолуцкая А.К. Проектная деятельность как фактор формирования диалектического мышления старшеклассников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. №4(30). С. 65-73.

3. Быстрай Е.Б., Артеменко Б.А. Роль проектной методики в процессе познавательного развития дошкольников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции. Нижневартовск, 2017. С. 33-36.

4. Веракса Н.Е. Диагностическая методика «Необычное дерево» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. №2. С. 60-63. URL: https://sdo-journal.ru/journalnumbers/diagnosticheskaja-metodika-neobychnoe-derevo.html (дата обращения: 17.01.2020).

5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.

6. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Способы эколого-ориентированной деятельности обучающихся: теоретический аспект // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8, №4(29). С.11-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-ekologo-orientirovannoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-teoreticheskiy-aspekt/viewer (дата обращения: 21.02.2020).

7. Винокурова Н.Ф., Мартилова Н.В. Глобальное экологическое образование: вектор педагогических инноваций для устойчивого будущего // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). С. 19. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/204 (дата обращения: 12.01.2020).

8. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Система познавательных проектов и ее влияние на развитие познавательной компетентности дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №3(14). С. 48-50.

9. Гримовская Л.М. Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений в проектной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, выпуск 1(19). С. 88-94.

10. Головина О.А. Роль экологического образования в разностороннем развитии детей // Детский сад: теория и практика. 2017. №3. С. 18-27.

11. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. М., 2012. 142 с.

12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2008. 368 с.

13. Дружинина М.В., Морозова О.Н. Компетентность педагогов дошкольного образования в проектной деятельности // Инновации в образовании. 2018. №3. С. 33-41.

14. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980. №2. С. 107-114.

15. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. 2003. №3. С. 20-24.

16. Замошникова Н.Н. Метод проектов в обучении математике как средство развития познавательного интереса младших школьников: автореф. дис… канд. пед. наук. Омск, 2006. 23 с.

17. Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В. Экологическое образование дошкольников. Липецк, 2019. 118 с.

18. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. 277 с.

19. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Образовательные проекты в детском саду и начальной школе (на основе интеграции экологического образования и эстетического воспитания) // Инновации в дошкольном и начальном образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Барнаул, 2015. С. 69-75.

20. Матвеева А.В. Формирование экологической компетентности учащихся средствами проектной технологии // Вестник Мининского университета. 2015. №2(10). С. 19. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/51 (дата обращения: 16.01.2020).

21. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: Белый ветер, 2000. 286 с.

22. Морозова Л.Д. Теория и практика проектной деятельности в дошкольном образовании. СПб., 2018. 114 с.

23. Ниязова А.А. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2019. С. 35-38.

24. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. 224 с.

25. Рыжова Н.А. Проект как современная форма взаимодействия педагога и ребенка // Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. 2014. №1. С. 15-19.

26. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. М.: Национальный книжный центр, 2017. 240 с.

27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://firo.ranepa.ru/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.01.2020).

28. Черткоева В.Г. Роль педагога в организации проектной деятельности дошкольников // Kant. 2018. №1(26). С. 102-105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-v-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-doshkolnikov/viewer (дата обращения: 06.12.2019).

29. Шадриков В.Д. О системе интеллектуальных операций в структуре способностей и интеллекта // Акмеология. 2014. №1(49). С. 25-36.

30. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / ред.-сост. Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2007. 384 с.

31. Cline Starr. What Would Happen If I Said Yes?..: A Guide to Creativity for Parents and Teachers. D.O.K. Publishers, East Aurora, New York, 1989. 124 р.

32. Fielding K.S. and Hornsey M.J. A social identity analysis of climate change and environmental attitudes and bihaviors: Insights and opportunities // Frontiers in psychology. 2016. Vol. 7, no. 298. Рр. 1-12. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00121. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.00121/full (accessed: 14.01.2020).

33. First Year Implementations of a Project-Based Learning Approach: the Need for Addressing Teachers’ Orientations in the Era of Reform / M.A.P. Rogers [et al.] // International Journal of Science and Mathematical Education. 2010. Vol. 9, no. 4. Pp. 893-917. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s10763-010-9248-x (aссessed: 06.01.2020).

34. Holm M. Project-Based Instruction A Review of the Literature on Effectiveness in Prekindergarten through 12th Grade Classrooms // InSight: Rivier Academic Journal. 2011. Vol. 7, no. 2. Pp. 1-13. Available at: https://www.researchgate.net/publication/329000774 (aссessed: 06.01.2020).

35. Markham T., Larmer J., Ravitz J. Project-Based Learning Handbook: A Guide to Standards-Focused Project-Based Learning for Middle and High School Teachers. Novato, CA: Buck Institute for Education, 2003. Available at: https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=1613760 (aссessed: 15.01.2020).


Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)