Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-7

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению особенностей навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проблема изучения грамматического строя речи занимает ведущее место в современных научно-практических исследованиях, а вопрос о механизмах формирования грамматических закономерностей языка у детей с общим недоразвитием речи и выработке на этой основе рекомендаций логопедического воздействия является особо актуальным. В том числе важно изучать особенности навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи как одной из категорий грамматического строя. Исходя из этого, целью исследования стало изучение особенностей навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи. В соответствии с целью описан ход исследования, проанализированы его результаты, сформулированы выводы, на основе которых разработаны рекомендации логопедического воздействия.
Материалы и методы. Изучение особенностей навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи осуществлялось в несколько этапов. На этапе анализа, синтеза, обобщения и сравнения данных научной литературы были изучены основные теоретические и практические труды ведущих специалистов, занимающихся проблемой формирования и развития навыков словоизменения при нормальном речевом развитии и нарушенном. На этапе констатирующего эксперимента дошкольникам предлагался тест, направленный на определение уровня сформированности навыков словоизменения. На заключительном этапе использовались эмпирические методы обработки эмпирических данных (количественный и качественный анализ).
Результаты исследования. В результате исследования было выявлено, что навыки словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи преимущественно сформированы на уровне ниже среднего, тогда как у их сверстников с нормальным речевым развитием – на высоком. Гипотеза исследования, которая предполагала, что навыки словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием характеризуются несогласованием в роде, числе, падеже существительных и прилагательных, ошибками в употреблении форм числа и рода глаголов, была подтверждена.
Обсуждение и заключения. По результатам проведенного исследования мы сделали вывод о необходимости логопедической работы по преодолению недоразвития навыков словоизменения, в результате чего были разработаны логопедические рекомендации по развитию навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи, которые входят в комплексную логопедическую работу по развитию устной речи.

Об авторах

Ю. А. Баженова
Вятский государственный университет
Россия

Баженова Юлия Александровна – старший преподаватель кафедры дефектологии

Киров



Ю. С. Мохова
Вятский государственный университет
Россия

Мохова Юлия Сергеевна – студент 4 курса факультета педагогики и психологии

Киров



Список литературы

1. Алмазова А.А., Орлова О.С. Лингвистические аспекты изучения речевых нарушений // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: статья в сборнике статей. М.: Спутник+, 2014. С. 4-15.

2. Аристова Л.С. Особенности согласования прилагательных с существительными у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Аллея науки. 2018. №5(21). С. 1037-1040.

3. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. М.: Парадигма, 2010. 96 с.

4. Баранова Г.А., Бабошкина Т.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвития речи 3 уровня // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2018. №2. С. 81-88.

5. Беляева О.С. Особенности нарушений грамматической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи // Развитие инклюзивного высшего образования в Сибирском федеральном округе: сборник трудов I Всероссийской научно-практической конференции / отв. Редактор Д.В. Лапин. Новосибирск, 2018. С. 36-39.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.

7. Вершинина Е.В., Волокитина Т.В. Сформированность способов словоизменения глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научный альманах. 2016. №2-2(16). С. 68-72.

8. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня // Логопед. 2006. №1. С. 34-40.

9. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 680 с.

10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 472 с.

11. Глухов В.П. Психолингвистика: учебник для вузов. М.: Издательство В. Секачев, 2014. 344 с.

12. Двуреченская О.Н., Минеева Е.Д. Особенности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. С. 72-74.

13. Доброва Г.Р. Лексико-семантические сверхгенерализации в детской речи: всегда ли проявление лингвокреативности? // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности: статья в журнале. 2016. № 14. С. 103-114.

14. Жогло К.О. Экспериментальное изучение навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Т. 2. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 182-184.

15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. 316 с. ISBN 5-89396-085-8.

16. Жулина Е.В., Романова А.А. К вопросу о нарушениях словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018.№ 61-4. С. 101-103.

17. Зализняк А.А. «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М.: Языки славянской культуры, 2002. 752 с.

18. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964. 350 с.

19. Запорожец К.С. Методы и приемы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. №2(76). С. 101-104.

20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Союз, 2001. 218 с.

21. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, Академия, 2008. 310 с.

22. Лепская Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М.: РГГУ, 2017. 311 с.

23. Логинова Е.А. Основные направления логопедической работы по профилактике и коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников // Специальное образование: материалы XIV международной научно-практической конференции / отв. редактор Л.М. Кобрина. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. С. 162-168.

24. Манчук К.Е. Экспериментальное исследование особенностей состояния операций словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: материалы V Всероссийской научно-практической и методической заочной конференции. Киров: ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет, 2018. С. 272-279.

25. Меженцева Г.Н., Мартынова Н.В. Особенности операций словоизменения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Мир педагогики и психологии. 2020 №1(42). С. 32-37.

26. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. М.: Детство-Пресс, 2019. 544 с.

27. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-пресс, 2010. 448 с.

28. Росина Н.Л., Шаклеина Н.В. Направления профилактики предпосылок дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. С. 78-83.

29. Рябова Е.И. Особенности грамматического строя у дошкольников с ОНР II и III уровня // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. С. 155-157.

30. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). М.: Классикс стиль, 2003. 160 с.

31. Столярова И.В. Явление сверхгенерализации в речи ребенка // Детская речь: проблемы и наблюдения: межвузовский сборник научных трудов. СПб., 1989. С. 110-118.

32. Толстопятова А.В., Дзюбань А.В. К проблеме словоизменения существительных среднего рода у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2019. С. 127-132.

33. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития: учебное пособие. М.-Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 256 c.

34. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000. 148 с.

35. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.

36. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка. М: Владос, 2017. 240 с.

37. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». М., 1998. С. 176-194.

38. Batterink L., Neville H.J. The Human Brain Processes Syntax in the Absence of Conscious Awareness // Journal of Neuroscience. 2013. No. 33(19). Pp. 8528-8533. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.0618-13.2013.

39. Caglar-ryeng O., Eklund K., Nergård-nilssen T. Lexical and grammatical development in children at family risk of dyslexia from early childhood to school entry: a cross-lagged analysis // Journal of Child Language. Cambridge University Press. 2019. No. 46(6). Pp. 1-25. DOI: 10.1017/S0305000919000333.

40. Clark M.G., Lum J. Procedural memory and speed of grammatical processing: Comparison between typically developing children and language impaired children // Research in Developmental Disabilities. 2017. Vol. 71. Pp. 237-247. DOI: 10.1016/j.ridd.2017.10.015.

41. Ding N., Melloni L., Zhang H., Tian X., Poeppel D. Cortical tracking of hierarchical linguistic structures in connected speech // Nature Neuroscience. 2015. No. 19. Pp. 158-164. DOI: 10.1038/nn.4186.

42. Fourakis M. Extensions to the Speech Disorders Classification System (SDCS) // Clinical Linguistics & Phonetics. 2010. Vol. 24(10). Pp. 795-824. DOI: 10.3109/02699206.2010.503006.

43. Hasselaar J., Letts C., McKean C. Case marking in German-speaking children with specific language impairment and with phonological impairment // Clinical Linguistics & Phonetics. 2019. Vol. 33. Pp. 117-134. DOI: 10.1080/02699206.2018.1505955.

44. Hasselaar J., Letts C., McKean C. Verb morphology in German-speaking children with developmental language disorder and phonological impairment // Clinical Linguistics & Phonetics. 2019. No. 21. Pp. 1-21. DOI: 10.1080/02699206.2019.1692076.

45. Hubers F., Snijders M. T., Hoop H. How the brain processes violations of the grammatical norm: An fMRI study // Brain and Language. 2016. Vol. 163. Pp. 22-31. DOI: 10.1016/j.bandl.2016.08.006.

46. Konstantzou K. Development of Grammatical Aspect in Specific Language Impairment: Evidence from an Experimental Design with Video Stimuli // Procedia Computer Science. 2015. Vol. 65. Pp. 510-518. DOI: 10.1016/j.procs.2015.09.124.

47. Pratt C., Tunmer E.W., Bowey A.J. Children's capacity to correct grammatical violations in sentences // Journal of Child Language. Cambridge University Press. 1984. No. 11(1). Pp. 129-141. DOI: 10.1017/S0305000900005626.

48. Quinn S., Donnelly S., Kidd E. The relationship between symbolic play and language acquisition: A meta-analytic review // Developmental Review. 2018. Vol. 49. Pp. 121-135. DOI: 10.1016/j.dr.2018.05.005.

49. Sahin T.N., Pinker St., Halgren E. Abstract Grammatical Processing of Nouns and Verbs in Broca's Area: Evidence from FMRI // Cortex. 2006. Vol. 42(4). Pp. 540-562. DOI: 10.1016/S0010-9452(08)70394-0.

50. Terband H., Maassen B., Maas E. A Psycholinguistic Framework for Diagnosis and Treatment Planning of Developmental Speech Disorders // Folia Phoniatr Logop. 2019. No. 71. Pp. 216-227. DOI: 10.1159/000499426.

51. Thordardottir E. Grammatical morphology is not a sensitive marker of language impairment in Icelandic in children aged 4-14 years // Journal of Communication Disorders. 2016. Vol. 62. Pp. 82-100. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2016.06.001.

52. Van der Lely H., Pinker St. The biological basis of language: insight from developmental grammatical impairments // Trends in Cognitive Sciences. 2014. Vol. 18(11). Pp. 586-595. DOI: 10.1016/j.tics.2014.07.001.


Просмотров: 218


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)