Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-9

Полный текст:

Аннотация

Введение. Актуальность представленной в статье проблемы обусловлена необходимостью развития речи младших дошкольников. Особое значение в решении данной проблемы имеет использование целесообразно организованной музыкальной деятельности, так как спонтанное развитие речи у детей вызывает отставание от современных требований ускоренного формирования интеллекта. В этой связи проведен педагогический анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению роли музыкальной деятельности дошкольников, который показал, что специального исследования речевого развития младших дошкольников в процессе музыкальной деятельности ранее не проводилось. Цель статьи – выявить наиболее эффективные виды музыкальной деятельности в речевом развитии младших дошкольников.
Материалы и методы. Ведущим методологическим подходом в решении проблемы исследования является деятельностный подход. В ходе исследования применялись следующие методы: логопедическое обследование (слуховое внимание, понимание речи, объем словарного запаса), беседа с родителями и воспитателем, наблюдение за детьми в естественных условиях и при выполнении заданий, анкетирование родителей. Использовались методики, позволяющие оценить понимание разговорной речи, звуковую культуру, связную речь, словарный запас ребенка, сформированность его речевой деятельности и культуры общения: методика диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (Ф.Г. Даскалова), методика изучения уровня речевой коммуникации (В.И. Яшина). Особое внимание уделено воспитательно-развивающему процессу по принципу: слышу – осознаю – воспроизвожу, а также роли видов музыкальной деятельности в речевом развитии младших дошкольников. Исследование проведено на базе МБДОУ «Детский сад №215» и МБДОУ «Детский сад №426» г. Челябинска (начало эксперимента – сентябрь 2017 года, окончание – май 2018 года).
Результаты исследования. Итогом исследования стала реализация авторской программы «Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников», которая включает музыкальные игры, упражнения, детские песенки, сказки с музыкой, игру на детских инструментах, упражнения по вокальному звукоизвлечению, подражание голосам птиц и зверей. 
Обсуждение и заключения. В ходе проведенного исследования выявлены наиболее эффективные виды музыкальной деятельности в речевом развитии младших дошкольников. Представлен анализ результатов экспериментальной работы, подтверждающий эффективность использования в дошкольной образовательной организации выявленных в процессе исследования видов музыкальной деятельности в речевом развитии младших дошкольников. Применение музыки в речевом развитии младших дошкольников достигает более эффективных результатов (музыкальные игры, хороводные песни, которые сопровождаются движением).
Основные положения:

  • доказано, что младший дошкольный возраст является одновременно критическим и сенситивным периодом становления речи как средства общения, что и обусловливает необходимость использования для развития речи речевого общения, сценической речи, слухового внимания и музыкальной деятельности;
  • охарактеризованы виды музыкальной деятельности, оказывающие влияние на развитие речи младших дошкольников;
  • определены основные показатели и средства речевого развития младших дошкольников в процессе музыкальной деятельности;
  • доказано влияние музыкальной деятельности на развитие общей речевой культуры младших дошкольников;
  • представлены результаты диагностического исследования.

Об авторах

З. И. Тюмасева
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Тюмасева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

Челябинск



И. Л. Орехова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Орехова Ирина Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

Челябинск



Е. Б. Быстрай
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Быстрай Елена Борисовна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку

Челябинск



В. И. Павлова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Павлова Вера Ивановна – доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник

Челябинск



Ю. Г. Камскова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Камскова Юлиана Германовна – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

Челябинск



Список литературы

1. Ахунджанова С.А. Особенности форм и функций речи дошкольников в различных ситуациях общения: дис. … канд. психол. наук. М., 1986. 156 с.

2. Блонский П.П. Педология / под ред. В.А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 1999. 288 с.

3. Бодрова Е.В. Пропедевтика обучения иностранному языку детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2015. 179 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. 464 с.

5. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. М.: ПРОМЕТЕЙ, 1989. С. 66-87.

6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. 370 с.

7. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебно-методическое пособие. М.: Социально-политический журнал, 1994. 96 с.

8. Засорина Л.Н. Голос в развивающем обучении. СПб.: Лицей, 1999. 132 с.

9. Засорина Л.Н. Целевая проекция развивающего обучения // Развивающее обучение: вопросы методологии и технологии: материалы II научно-практической конференции. СПб.: ПАНИ, 1998. С. 4-12.

10. Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи // Дошкольное воспитание. 2008. №11. С. 28-31.

11. Пеньевская Л.А. Обучение родному языку // Вопросы обучения в детском саду / под ред. А.П. Усовой. М.: Учпедгиз, 1955. С. 92-125.

12. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», 2013. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=330197 (дата обращения: 19.12.2019).

13. Рейнстейн А.Э. Задачи и средства общения дошкольников с взрослыми и сверстниками. М., 1998. 240 с.

14. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 221 с.

15. Тенкачева Т.Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России // Педагогическое образование в России. 2014. №1. С. 205-208.

16. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. 160 с.

17. Тюмасева З.И., Кушнина Е.Г. Дорога в страну чудес. Комплексная программа и руководство по непрерывному эколого-валеологическому образованию в ДОУ, соответствующая «Концепции непрерывного образования в Челябинской области». Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 159 с.

18. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б. Приоритеты дошкольного образования: культура, экология и здоровье. Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. 149 с.

19. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: PER SE, 2004. 256 с.

20. Флерина Е.А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие / сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2000. С. 380-393.

21. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 1997. С. 240-250.

22. Яшина В.И. Изучение уровня речевой коммуникации // Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования. М., 1999. С. 163-170.

23. Arkhipova M.V., Belova E.E., Gavrikova Y.A., Pleskanyuk T.N., Arkhipov A.N. Reaching Generation Z. Attitude Toward Technology Among the Newest Generation of School Students // Popkova E., Ostrovskaya V. (eds) Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy. ISC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham, 2019. Vol. 726. DOI: 10.1007/978-3-319-90835-9_114.

24. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G., Hizhnaya A.V. The Role of Managerial Competence of an Executive in Improving the Quality of Pre-school Educational Organization // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Vol. 91. Pp. 422-429.

25. Bishop D.V., Adams C. Conversational characteristics of children with semantic-pragmatic disorder. What features lead to a judgement of appropriacy? // British Journal of Disorders of Communication. 1989. Vol. 24(3). Pp. 241-263.

26. Buckley B. The Children’s Communication Skills – From Birth to Five Years. London: Routledge, 2003. 280 p.

27. Bystritskaya E.V., Grigoryeva E.L., Skitnevskiy V.L., Sedov I.A., Reutova O.V., Podlubnaya A.A., Levina L.M. Mechanisms of overcoming scool disadaptation of younger schoolchildren in the multiethnic classroom // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2019. Vol. 7(3). Pp. 445-449.

28. Das Vorschulkind / Arndt М. etc. Berlin: Volk und Wissen, 1984. 222 p.

29. Garvey C. Children's talk. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984. 195 p.

30. Gruzdeva M.L., Smirnova Z.V., Chaikina Z.V., Golubeva O.V., Cherney O.T. Using internet services in teaching methodology // Lecture Notes in Networks and Systems. 2019. Vol. 57. Pp. 1193-1199.

31. Hirler S. Kinder brauchen Musik, Spiel und Tanz: Rhythmik als ganzheitliches Bildungsangebot in der frühkindlichen Erziehung // Frühe Kindheit – die ersten sechs Jahre. 2005. Heft 4. S. 8-13.

32. Hirler S. Sprachförderung durch Rhythmik und Musik. Freiburg: Verlag Herder, 2009. 160 S.

33. Korostelev A.A., Morozova I.M., Gruzdeva M.L., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Chanchina A.V., Maltseva S.M. Modern information and communication technologies in the advanced education of children // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Vol. 8(9). Pp. 2376-2382.

34. Scon D., Boyer M., Moreno S., Besson M., Peretz I., Kolinsky R. Songs as an aid for language acquisition // Cognition. 2008. Vol. 106. Pp. 975-983.


Просмотров: 68


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)