Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Наличие домашнего питомца, доброжелательность и развитие эмпатии у подростков

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-10

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению взаимосвязи между наличием домашнего животного и развитием эмпатии у российских подростков. Рассматривается, как наличие домашнего питомца влияет на формирование доброжелательного отношения к животным, как наличие домашнего питомца влияет на развитие компонентов эмпатии у подростков и как доброжелательное отношение к животным связано с эмпатией. 
Материалы и методы. Доброжелательное отношение к животным изучалась при помощи опросника Pet AttitudesScale, жестокость по отношению к животным – при помощи опросника Cruelty to Animals Inventory в адаптации автора статьи. Эмпатия изучалась при помощи опросника Interpersonal Rectivity Index в адаптации Т.Д. Карягиной, Н.В. Кухтовой. В исследовании приняли участие 138 подростков в возрасте 12-15 лет (средний возраст 13,81), из них 89 (64,5%) – мальчики. 
Результаты исследования. Девочки выражают более доброжелательное отношение к животным, чем мальчики. Те подростки, у которых есть домашние животные, также показали более доброжелательное к ним отношение. Жестокость по отношению к животным проявляли 45,8% тех подростков, у кого нет домашних питомцев, и 49,0% тех, у кого домашние животные есть (различия статистически не значимы). У подростков, у которых есть домашние животные, лучше выражена децентрация. Различия значимы на уровне тенденции. Доброжелательное отношение к животным положительно связано с более развитой эмпатией у подростков: способность к децентрации, эмпатической фантазии и эмпатической заботы.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты показывают, что наличие домашнего животного положительно сказывается на развитии доброжелательного отношения к животным у подростков. В свою очередь, доброжелательное отношение к животным связано с более высоким уровнем развития эмпатии. Однако сам факт наличия домашнего питомца не обязательно приводит к развитию эмпатии. Важным обстоятельством является формирование доброжелательного отношения к животным.

Об авторе

И. В. Волкова
Российская академия образования
Россия

Волкова Ирина Владимировна – главный аналитик Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании

SPIN-код: 9742-9840, Researcher ID: B-6469-2016

Москва



Список литературы

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М: Издательство Московского университета, 1982. 200 с.

2. Варга А.Я., Федорович Е.Ю. О психологической роли домашних питомцев в семье // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. №3. С. 22-34.

3. Волкова И.В. Надежность и конструктная валидность опросников отношения к животным и жестокости к животным у детей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12, №4. С. 67-78.

4. ВЦИОМ. Аналитический обзор №4040. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10030 (дата обращения: 18.05.2019).

5. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: дис. ... канд. психол. наук. М., 1977. 178 с.

6. Карягина Т.Д., Кухтова Н.В. Тест эмпатии М. Дэвиса: содержательная валидность и адаптация в межкультурном контексте // Консультативная психология и психотерапия. 2016. №4. С. 33-61. DOI: 10.17759/cpp.2016240403.

7. Batson C.D., Chang J., Orr R., Rowland J. Empathy, attitudes, and action: Can feeling for a member of a stigmatized group motivate one to help the group // Personality and Social Psychology Bulletin. 2002. Vol. 28, no. 12. Pp. 1656-1666. DOI: 10.1177%2F014616702237647.

8. Chopik W.J., O’Brien E., Konrath S.H. Differences in Empathic Concern and Perspective Taking Across 63 Countries // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2016. Vol. 48, no. 1. Pp. 23-38. DOI: 10.1177%2F0022022116673910.

9. Davis M. Measuring individual differences in empathy: evidence for a multidimensional approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. No. 44. Pp. 113-126.

10. Dadds M. R., Whiting C., Bunn P. et al. Measurement of cruelty in children: The Cruelty to Animals Inventory // Journal of Abnormal Child Psychology. 2004. No. 32. Pp. 321-334. DOI: 10.1023/B:JACP.0000026145.69556.d9.

11. Daly B., Morton L. L. An investigation of human-animal interactions and empathy as related to pet preference, ownership, attachment, and attitudes in children // Anthrozoos. 2006. Vol. 19, no. 2. Pp. 113-127.

12. Hawkins R.D., Williams J.M., Scottish Society For The Prevention Of Cruelty To Animals Scottish Spca. Childhood Attachment to Pets: Associations between Pet Attachment, Attitudes to Animals, Compassion, and Humane Behaviour // International journal of environmental research and public health. 2017. Vol. 14, no. 5. P. 490. DOI: 10.3390/ijerph14050490.

13. Maruyama M. The Effects of Animals on Children’s Development of Perspective-Taking Abilities. Ann Arbor, USA: ProQuest Dissertations Publishing, 2010. 147 p.

14. Nakao H., Itakura S. An integrated view of empathy: Psychology, philosophy, and neuroscience // Integrative Psychological & Behavioral Science. 2009. Vol. 43, no.1. Pp. 42-52. DOI: 10.1007/s12124-008-9066-7.

15. Noorden Т., Haselager G., Cillessen А., Bukowski W. Empathy and Involvement in Bullying in Children and Adolescents: A Systematic Review // Journal of Youth and Adolescence. 2015. No. 44. Pp. 637-657.

16. Poresky R. H. Companion Animals and other Factors Affecting Young Children’s Development // Anthrozoös. 1996. Vol. 9, no. 4. Pp. 159-168. DOI: 10.2752/089279396787001437.

17. Purewal R., Christley R., Kordas K. et al. Companion Animals and Child/Adolescent Development: A Systematic Review of the Evidence // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2017. Vol. 14, no. 3. Pp. 234. DOI: 10.3390/ijerph14030234.

18. Signal T., Taylor N., Maclean A.S. Pampered or pariah: does animal type influence the interaction between animal attitude and empathy? // Psychology, Crime & Law. 2017. Vol. 24, no. 5. Pp. 527-537. DOI: 10.1080/1068316X.2017.1399394.

19. Taylor N., Signal T. Empathy and attitudes to animals // Anthrozoos: A Multidisciplinary Journal of The Interactions of People & Animals. 2005. Vol. 18. Pp. 18-27. DOI: 10.2752/089279305785594342.

20. Templer D.I., Salter C.A., Dickey S. et al. The Construction of a Pet Attitude Scale // The Psychological Record. 1981. No. 31. Pp. 343-348.

21. Vizek Vidovic V., Vlahovic Stetic V., Bratko D. Pet ownership, type of pet, and socio-emotional development of school children // Anthrozoos. 1999. No. 12. Pp. 211-217.

22. Zhou Q., Eisenberg N., Losoya S. H et al. The relations of parental warmth and positive expressiveness to children’s empathy-related responding and social functioning: A longitudinal study // Child Development. 2002. No. 73. Pp. 893-915.


Просмотров: 97


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)