Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-11

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу проблемы психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию. По мере обострения социальных проблем тематика безопасности личности и устойчивости к возникающим угрозам и рискам занимает все большее место в научной литературе. Сегодня мы можем наблюдать различные нарушения процессов социокультурной идентификации, которые снижают адаптационный потенциал личности. Обратной стороной доступности в глобальной информационной среде является повышение степени опасности, возникновение новых факторов риска и угроз информационно-психологического воздействия. Особую тревогу вызывают факты вступления российской молодежи в террористические группировки, а также факты вовлечения молодежи в деструктивные протестные движения и акции.
Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; контент-анализ. 
Результаты исследования. Рассмотрены подходы к определению содержания категории психологической устойчивости личности и различных её аспектов: эмоциональная устойчивость, нравственная устойчивость, моральная устойчивость, устойчивость форм поведения, устойчивость к аддиктивным факторам, социокультурная устойчивость. Выделены инвариантные показатели, детерминирующие психологическую устойчивость личности в различных контекстах противодействия социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию: социокультурная идентичность, основанная на взглядах, убеждениях, установках, согласованных с моральными нормами и духовными ценностями; мотивация личности на самоактуализацию, достижение успеха, на открытость и приверженность социуму; субъективное благополучие и жизнестойкость; критичность мышления и способность к прогнозированию рисков и угроз; владение конструктивными копинг-стратегиями; адаптационный личностный потенциал, выраженный в овладении методами саморегуляции, обеспечивающими успешность адаптации к изменяющейся социокультурной среде.
Обсуждение и заключения. Проведенное теоретическое исследование, позволило заключить, что психологическая устойчивость личности является сложным и многомерным феноменом, раскрывающимся в морально-нравственной, социально-психологической и системно-деятельностной перспективе. Делается вывод о необходимости актуализации в системе образования задачи формирования психологической устойчивости и личностного адаптационного потенциала, включая формирование знаний о себе как личности, о своих психологических возможностях и механизмах саморегуляции, разъяснение моральных, нравственных норм и ценностей.

Об авторах

П. А. Кисляков
Российский государственный социальный университет
Россия

Кисляков Павел Александрович – доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии

Researcher ID E-4701-2016, Scopus Author ID 56348736600

Москва



А.-Л. С. Меерсон
Российский государственный социальный университет
Россия

Меерсон Айзек-Лейб Соломонович – студент 4 курса факультета психологии

Москва



П. А. Егорова
Нижегородский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Егорова Полина Александровна – аспирант

Нижний Новгород



Список литературы

1. Агузумцян Р.В. Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. 2009. №2(19). С. 40-44.

2. Адамян Л. И. Связь саногенной рефлексии с показателями психологической устойчивости личности // Теория и практика общественного развития. 2012. №3. С. 73-76.

3. Андреев И.В. Формирование психологической устойчивости студентов к негативному влиянию интернет-технологий: автореф. дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород, 2008. 25 с.

4. Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.Е. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. 2008. №2. С. 52-60.

5. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. М.: Акрополь, 2018. 212 с.

6. Астахова А.А., Кошкарова Ю.А. Формирование психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел к деструктивным информационным воздействиям как составляющая профессионального мастерства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. №3. С. 25-27.

7. Баландин М.М. Условия формирования психологической устойчивости у старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2003. 16 с.

8. Баранов Е.Г. Информационно-психологическая устойчивость личности: сущность и психологическое содержание // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. №1. С. 58-64.

9. Богатова Е.Б. Устойчивость личности к информационному воздействию как центральное психологическое образование эпохи глобализации // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 1154-1155.

10. Гадаборшева З.И. Показатели психологической устойчивости личности студента в образовательной среде вуза // Вестник университета. 2014. №8. С. 234-236.

11. Гамова Е.М. Формирование нравственно волевой устойчивости подростков к виктимизации // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. №3. С. 186-194.

12. Дарвиш О.Б. Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности // Сибирский педагогический журнал. 2008. №7. С. 362-370.

13. Деткова И.В., Леонтьева А.В., Ковалева Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков // Казанский педагогический журнал. 2016. №2-2(115). С. 378-382.

14. Зыкина Е.И. Методика развития нравственной устойчивости у студентов – будущих юристов на занятиях по английскому языку // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. 2015. №3(67). С. 129-130.

15. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Media education in training students to provide information and psychological security // Медиаобразование. 2018. №1. С. 107-116.

16. Кононенко Т.В. Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2004. 17 с.

17. Кордон Т.А. Формирование социальной устойчивости будущих педагогов // Образование и саморазвитие. 2009. №6(16). С. 189-192.

18. Крупник Е.П., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. 2000. Т. 21, №6. С. 12-23.

19. Литвишков В.М., Вилкова А.В. Нравственная устойчивость несовершеннолетних осужденных как педагогическая проблема // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. №8(171). С. 24-27.

20. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Лебедева О.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе гуманистических ценностей // Инициативы XXI века. 2016. №1. С. 66-72.

21. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Психология глобальных рисков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 402 с.

22. Павлова И.И. Формирование нравственной устойчивости у подростков // Интеграция образования. 2006. №2. С. 84-91.

23. Пегова А.В., Пегова А.В. Характер двигательной активности молодых людей и устойчивость к «технологическим» зависимостям // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. №11(93). С. 94-97.

24. Рыжов В.В., Телепова Н.Н. Механизм деструктивных изменений личности под воздействием аддиктивных факторов и формирование психологической устойчивости личности к аддикции // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №3. С. 40.

25. Сажин A.B. Психосемантические методы исследования нравственной устойчивости личности // Современные исследования социальных проблем. Вып. 1. Красноярск: Издательство «Научно-инновационный центр», 2011. С. 106-111.

26. Смирнов В.М., Коповой А.С. Специфика негативного воздействия современных информационных технологий на личность старшеклассника в контексте трансформации характера социального взаимодействия // Пензенский психологический вестник. 2016. №1. С. 78-86.

27. Сорокоумова С.Н., Елшанский С.П., Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В. Когнитивные стили и персонализация обучения студентов-психологов // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1(30). С. 10.

28. Сорокоумова С.Н., Исаев В.П. Развитие иерархической системы духовно-нравственного сознания у студентов социономических специальностей // Приволжский научный журнал. 2013. №4(28). С. 223-226.

29. Стрункина Т.С., Шмелева Е.А. Социокультурные потребности и социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников // Социализация и реабилитация в современном мире: сборник научных статей. М.: Перо, 2017. С. 597-605.

30. Усенкова Е.В. Сущность процесса формирования нравственной устойчивости подростков, склонных к аддиктивному поведению, в педагогической теории и практике // Научное мнение. 2013. №6. С.158-163.

31. Хусаинова С.В. Концепция психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2018. №5(130). С. 219-223

32. Черненилов В.И. Психологическая устойчивость личного состава органов внутренних дел к деструктивным информационно-психологическим воздействиям // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. №3(66). С. 3-6.

33. Чуносов М.А. Психолого-педагогический аспект формирования у несовершеннолетних морально-ценностной устойчивости к идеологии экстремизма // Обзор. НЦПТИ. 2018. №2(13). С. 34-38.

34. Шиняев К.А. Особенности психологической устойчивости личности старшеклассника в зависимости от образовательной среды // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, №2. С. 160-162.

35. Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Социокультурные потребности личности в формировании способности противостоять возникающим угрозам и рискам // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Психология способностей и одаренности» (Ярославль, 21-22 ноября 2019 г.). Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2019. С. 538-540.

36. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Стрункина Т.С. Социокультурная идентичность в формировании устойчивости молодежи к возникающим угрозам и рискам // Научный поиск. 2019. №3.1. С. 76-80.

37. Al-Salkhi M.J. Spiritual intelligence and its relation with psychological stability of a sample of students from the college of arts and sciences in the university of petra // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2019. Vol. 18(3). Pp. 142-163. DOI: 10.26803/ijlter.18.3.8.

38. Darvishzadeh K., Bozorgi Z.D. The relationship between resilience, psychological hardiness, spiritual intelligence, and development of the moral judgement of the female students // Asian Social Science. 2016. Vol. 12(3). Pp. 170-176. DOI: 10.5539/ass.v12n3p170.

39. Ganguly R., Perera H.N. Profiles of psychological resilience in college students with disabilities // Journal of Psychoeducational Assessment. 2019. Vol. 37(5). Pp. 635-651. DOI: 10.1177/0734282918783604.

40. Hall A.N., Gow K.M., Penn M.L., Jayawickreme E. Strength and weakness of character: Psychological health and resilience // Continuity versus creative response to challenge: The primacy of resilience and resourcefulness in life and therapy. Australia: Queensland University of Technology. Nova Science Publishers, Inc., 2011. Pp. 175-194.

41. Kass J.D. A person-centered approach to psychospiritual maturation: Mentoring psychological resilience and inclusive community in higher education. Concord, USA: Palgrave Macmillan, 2017. 384 p. DOI: 10.1007/978-3-319-57919-1.

42. Kotzé M., Kleynhans R. Psychological well-being and resilience as predictors of first-year students' academic performance // Journal of Psychology in Africa. 2013. Vol. 23(1). Pp. 51-59. DOI: 10.1080/14330237.2013.10820593.

43. Li Z.-S., Hasson F. Resilience, stress, and psychological well-being in nursing students: A systematic review // Nurse Education Today. 2020. Vol. 90. Article 104440. DOI: 10.1016/j.nedt.2020.104440.

44. Mao Y., Yang R., Bonaiuto M., Ma J., Harmat L. Can Flow Alleviate Anxiety? The Roles of Academic Self-Efficacy and Self-Esteem in Building Psychological Sustainability and Resilience // Sustainability. 2020. Vol. 12(7). Article 2987. DOI: 10.3390/su12072987.

45. Oldfield J., Stevenson A., Ortiz E. Promoting resilience in street connected young people in Guatemala: The role of psychological and educational protective factors // Journal of Community Psychology. 2020. Vol. 48(2). Pp. 590-604. DOI: 10.1002/jcop.22272.


Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)