Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Психологическая природа интеллигентности офицера

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-12

Полный текст:

Аннотация

Введение. Исходя из современных социальных тенденций, актуальным становится запрос не только на профессионально подготовленных людей, но и на уровень их общей культуры, системы ценностей и в конечном счете интеллигентности. При этом в программных документах по образованию нет места интеллигенции и воспитанию интеллигентов, хотя данная задача является весьма логичной для педагогической практики развитого общества. В настоящей работе представлен опыт авторского анализа психологической природы интеллигентности офицера. Последовательно рассматривая сущность и структуру такого сложного явления, констатируется строение и реальное функционирование ценностей, позволяющих характеризовать субъекта как интеллигента.
Материалы и методы. В качестве основной методологии исследования авторами используются адаптированные для решения задач настоящей работы социологический (И.С. Кон]), аксиологический (М.С. Каган, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев), историографический (А.В. Попов), системный (И.В. Блауберг, Л.С. Выготский, В.А. Лекторский, В.Н. Садовский, С.Л. Рубинштейн, М.С. Каган, С.П. Курдюмов, Н.В. Кузьмина, В.С. Степин) и функциональный подходы (П.К. Анохин, В.А. Штофф, Н. Винер). Основными методами исследования явились: гипотетико-дедуктивный метод; анализ, синтез, сравнение, аналогия и абстрагирование; системный метод и моделирование. 
Результаты исследования. Авторами выявлены и обоснованы структурные психологические качества интеллигентности как субъектной характеристики офицера, а также рассмотрены основные механизмы формирования ценностей интеллигента.
Обсуждение и заключения. Необходимыми условиями интеллигентности выступают уровень образованности (самообразованности) офицера, его интеллектуальности, воспитанность и развитая система ценностей, субъектное обладание особой формой экзистенциальной оценки – отнесение каждого конкретного факта, входившего в его поле зрения, к общим смысложизненным проблемам бытия, уважения чужих ценностей и готовности к диалогу с начальниками и подчиненными, представителями других социальных групп, других культур, других национальностей, вероисповеданий и профессий, которая порождает диалогический поиск выбора оптимальных форм и способов деятельности. Системообразующими признаками интеллигентности офицера выступают его образованность и воспитанность, идейная убежденность в собственных ценностях и готовность к самопожертвованию ради них.

Об авторах

П. Ю. Наумов
Федеральное государственное казенное учреждение здравоохранения «Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации»
Россия

Наумов Петр Юрьевич – кандидат педагогических наук, старший помощник начальника отделения правового обеспечения

Балашиха



Ф. В. Повшедная
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Повшедная Фаина Викторовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики

Нижний Новгород



Список литературы

1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. 196 с.

2. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. №8. С. 39-53.

3. Винер Н. Творец и Будущее. М.: АСТ, 2003. 732 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996. 512 с.

5. Гутиева М. А. Формирование осетинской военной интеллигенции и ее участие в войнах России: дис. ... канд. ист. наук. Нальчик, 1999. 192 с.

6. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. №8. С. 85-98.

7. Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете. СПб., 2000. С. 130-133.

8. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.

9. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры: учебное пособие. 2-е изд., пер. и доп. М., 2018. 499 с. Серия 22. Антология мысли.

10. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.

11. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. 414 с.

12. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. С. 97-138.

13. Кон И.С. Размышления об американской интеллигенции // Новый мир. 1968. №1. С. 173-197.

14. Корупаев А.Е. Очерки интеллигенции в России. Ч. 2. Очерки истории интеллигенции. М., 1995. С. 35-36.

15. Лихачев Д.С. Я вспоминаю / предисл. Н.Г. Самвеляна. M.: Прогресс, 1991. 256 с.

16. Лекторский В.А., Садовский В.Н. О принципах исследования систем // Вопросы философии. 1960. №8. С. 67-79.

17. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. №4. С. 4-36.

18. Лушников A.M. Военная интеллигенция: исторический подход к содержанию термина // Интеллигенция и политика: тезисы Межрегиональной научной теоретической конференции. Иваново, 18-19 апреля 1991 года. Иваново, 1991. С. 93.

19. Месснер Е., Вакар С., Вербицкий Ф. и др. Российские офицеры // Офицерский корпус русской армии: Опыт самопознания. М., 2000. 49 с.

20. Наумов П.Ю., Утюганов А.А. Ценность как разновидность субъектно-объектных отношений (системный анализ) // Вестник университета (государственный университет управления). М.: Изд-во ГУУ, 2013. №22. С. 246-251.

21. Наумов П.Ю., Новиков Н.С. Жизнь или смерть: ценностные константы и экзистенциальная миссия «Человека войны» // В мире научных открытий. 2015. №9-4(69). С. 1361-1375.

22. Попов А.В. Генезис, формирование и развитие системы ценностей военной интеллигенции России (X – начало XX века): автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2012. 43 с.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 458 с.

24. Степин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Вопросы философии. 2012. №5. С. 18-26.

25. Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.

26. Чукин С.Г., Наумов П.Ю. Справедливость сегодня: нелегкий выбор между распределением и признанием. Статья первая // Идеи и идеалы. 2015. Т. 1, №2(24). С. 46-58.

27. Чукин С.Г., Наумов П.Ю. Справедливость сегодня: нелегкий выбор между распределением и признанием. Статья вторая // Идеи и идеалы. 2016. Т. 1, №3(29). С. 81-92.

28. Чукин С.Г. «Хорошее общество» и его противники: к проблеме концептуализации ценностей в социальной науке // Вопросы философии. 2009. №5. С. 36-47.

29. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.; Л., 1966. 302 с.

30. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.01.2020).


Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)