Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Деловая игра как метод подготовки курсантов МЧС

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-1

Полный текст:

Аннотация

Введение. Подготовка курсантов в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России к ликвидации пожаров является актуальной задачей, качественное выполнение которой может реализовываться с использованием игровых форм обучения.

Материалы и методы. Реализация игровых форм обучения предложена в форме деловой игры, для разработки методики которой применялись основные положения теории игрового и контекстного обучения. В сценарии деловой игры реализованы дидактические принципы проблемного и рефлексивного методов обучения.

Результаты исследования. Для разработки методики и сценария деловой игры, для реализации подготовки курсантов в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ сформированы цели, разработаны требования к учебно-методическому обеспечению и материально-техническому оснащению. В качестве основных сформулированы профессионально-педагогические и игровые цели, для реализации которых сформирован актуальный сценарий пожара, сопровождающийся сложной обстановкой, требующей участия всего перечня штатных и нештатных должностей для его локализации и последующей ликвидации. Сценарий деловой игры включает 3 этапа ее проведения, направленных на получение обучаемыми знаний и навыков работы в конкретных должностях пожарно-спасательного подразделения в условиях развития пожара и воздействия его опасных факторов. К основным задачам деловой игры относится формирование навыков взаимодействия между должностными лицами в процессе ликвидации пожара, умения организовать работу подчиненных лиц и пожарно-спасательных подразделений, а также получение опыта анализа своих действий и действий участников деловой игры для оценки положительных и отрицательных аспектов совместной работы и достижения поставленной профессиональной и учебной цели.

Обсуждение и заключения. Эффективность практических занятий в форме деловой игры обуславливается активным погружением обучаемых в профессиональную среду, сопровождающимся возникновением дополнительной игровой мотивации и высоким уровнем усвоения курсантами получаемых знаний, умений и навыков в условиях формирования индивидуального и группового опыта совместной деятельности в экстремальной среде реального пожара.

 

Об авторе

В. В. Булгаков
Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России
Россия

Булгаков Владислав Васильевич – кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника

Иваново



Список литературы

1. Апишова А.Р., Маматов А., Исмаилов А.Э. Особенности проведения занятий с применением игровых методов // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2018. №12. C. 122-124.

2. Белорожев О.Н. Деловая игра как метод подготовки курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях // Педагогическое образование в России. 2016. №2. С. 98-102.

3. Белорожев О.Н. Педагогические условия формирования способности курсантов к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях // Педагогическое образование в России. 2017. №4. С. 95-99.

4. Благинин С.А., Кочережникова А.О. Повышение качества обучения по дисциплине «расследование и экспертиза пожаров» // Вопросы педагогики. 2020. №6-1. С. 56-60.

5. Борисова Е.В., Сангаджиева Н.А. Деловые игры в подготовке специалистов МЧС // Гуманитарный вестник. 2015. №2(33). С. 38-40.

6. Булгаков В.В. Повышение качества теоретической подготовки курсантов с помощью информационно-коммуникационных технологий // Открытое образование. 2019. Т. 23, №5. С. 44-53.

7. Булгаков В.В. Рефлексия как способ повышения качества подготовки курсантов // Ежегодная международная научно-техническая конференция Системы безопасности. 2019. №28. С. 348-351.

8. Вербицкий А.А. О категориальном аппарате теории контекстного образования // Высшее образование в России. 2017. №6. С. 57-67.

9. Дмитриева С.В., Трефилов В.А. Деловая игра как средство формирования экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской компетенции бакалавров направления подготовки «техносферная безопасность» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. №7. С. 118-120.

10. Зайцев А.Н., Работкина О.Е. Деловая игра как форма интерактивного обучения в вузе МЧС России при формировании практических навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2016. Т. 2, №1(7). С. 114-116.

11. Зиннуров Ф.К., Марданов Д.Р. Средства реализации контекстного подхода при подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе подготовки и проведения деловых игр // Вестник экономической безопасности. 2019. №4. С. 400-402.

12. Касьянова Н.С. Использование деловых игр в формировании компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №1(37). С. 42-48.

13. Коноваленко Е.П. Роль инновационных форм подготовки курсантов образовательных учреждений МЧС России с ценностным отношением к будущей профессии // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. №1(49). С. 64-74.

14. Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Багиров Р.Н., Фролова О.И., Брынза Н.С. Фабрика процессов – новый формат организации образовательного процесса в высшем учебном заведении // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, №5. С. 37-41.

15. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-3. С. 169-172.

16. Малый И.А., Булгаков В.В. Обобщенный опыт контекстной подготовки кадров в ведомственных образовательных организациях МЧС России: организация, особенности подготовки и перспективы // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, №3(24). С. 266-270.

17. Мальцева Т.В., Сепиашвили Е.Н., Макаренко Ю.Б. К вопросу о методическом обеспечении ролевых и деловых игр // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. №1(29). С. 53-58.

18. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 г.: государственный доклад. М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. 259 с. URL: https://www.mchs.gov.ru/uploads/document/2020-05-21/e69e310b09363f0e94ca105ab2fe5c75.pdf (дата обращения: 07.07.2020).

19. Пермяков А.А. Процессуальные доминанты деловой игры в учебном процессе вуза МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2018. №2(39). С. 23-28.

20. Порошин А.А., Шишков М.В., Стрельцов О.В., Лазарева Э.В., Рюмина С.И. Методика оценки готовности к профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования ГПС МЧС России // Актуальные проблемы пожарной безопасности: сборник материалов XXVIII международной научно-практической конференции. Ногинск: ВНИИПО МЧС России, 2016. С. 7-16.

21. Приказ МЧС России от 16 октября 2017 №444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71746130/ (дата обращения: 27.06.2020).

22. Пыжова Н.Н. Понятие «оперативный интеллект» и его роль в принятии управленческих решений // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. Т. 13, №10. С. 197-112.

23. Рахимов М.М. Дидактические основы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №4(21). С. 379-382.

24. Репьев А.Г. Деловая игра как активная форма проведения занятий (опыт обучения деятельности участковых уполномоченных полиции) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, №1(80). С. 84-89.

25. Судакова М.В. Использование технологии «деловая игра» в современном образовательном процессе // Наука и Образование. 2020. №1. С. 55-62.

26. Шнайдер Н.В., Шнайдер А.В., Романова И.Н. Сюжетно-ролевая игра как средство активизации познавательной деятельности курсантов в Уральском институте ГПС МЧС России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №5-2. С. 145-149.

27. Alinier G., Verjee M. Learning through play // In Clinical Simulation: Education, Operations and Engineering. 2019. Pp. 157-169. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-815657-5.00012-7.

28. Maidl U., Stascheit J. Operational intelligence // World Tunneling. 2014. Vol. 66. Pp. 11-13.

29. Monsalve E., Toro M., Mazo R. et al. SimulES-W: A collaborative game to improve software engineering teaching // Computacion y Sistemas. 2018. Vol. 22, no. 3. Pp. 953-983. DOI: https://doi.org/10.13053/CyS-22-3-2711.

30. Plass J., Homer B., Kinzer C. Foundations of Game-Based Learning // Educational Psychologist. 2015. Vol. 50, no. 4. Pp. 258-283. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2015.1122533.

31. Roebuck J. Reflexive practice to enhance student learning// Journal of Learning Design. 2007. Vol. 2, no. 1. Pp. 77-91. DOI: https://doi.org/10.5204/jld.v2i1.30.

32. Seidel A., Weidle F., Börner C. et al. Learn&play: Co-designing a game-based learning scenario for engineering mechanics // Proceedings of the European Conference on Games-based Learning. 2019. October. Pp. 1033-1037. DOI: https://doi.org/10.34190/GBL.19.098.

33. Shterenzon V., Hudyakova S., Shpan'kov A. Psychological Preconditions for Personality-Oriented Training of the Cadets of Institute of Emergency of Russia // Scientific Research and Development. Socio-Humanitarian Research and Technology. 2019. Vol. 8, no. 3. Pp. 39-45. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5d8879a53a9cb7.91181733.

34. Skelton J., Wiskn C., Fitzmaurice D. Role Play As a Teaching Methodology // O Ensino De Linguas Para Fins Especifcos. 2015. November. Pp. 264-269. DOI: https://doi.org/10.13140/RG.2.1.4287.9449.

35. Stanovich K.E. The Comprehensive Assessment of Rational Thinking // Educational Psychologist. 2016. Vol. 51, no. 1. Pp. 23-34. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2015.1125787.


Просмотров: 50


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)