Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

СТАТЬЯ ОТОЗВАНА: Роль педагогических вузов в решении проблемы рациональной организации профориентационной работы

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-5

Аннотация

СТАТЬЯ ОТОЗВАНА

Введение. В статье рассматриваются потенциальные возможности педагогических вузов в решении проблемы профориентационной работы в стране. Описывается современное состояние профориентации, оцениваются причины её низкой эффективности, раскрывается роль начального этапа школьного обучения как базового для формирования надпрофессиональных навыков.

Материалы и методы. Базой исследования стали публикации, монографии, диссертации отечественных и зарубежных ученых в области организации профориентационной работы, проведен сравнительный анализ данных социологических опросов, использовались методы анализа, синтеза и моделирования социально-педагогического пространства. 

Результаты исследования. Установлено, что неэффективная организация профориентационной работы приводит к ошибкам в выборе профессии. Это является неблагоприятным фактором не только личностного роста, но и наносит ущерб экономике страны, что диктует необходимость развития нового направления деятельности в условиях педагогических вузов, которые, имея необходимый кадровый и производственный потенциал, могут стать региональными центрами профориентации, осуществляя методическое руководство и координационную деятельность, сопровождая и поддерживая профориентационную работу школ, реализуя программы комплексной профориентационной диагностики, а также программы подготовки специалистов профориентационного консультирования (советников по профориентации). Эти специалисты, осуществляя квалифицированную системную деятельность в различных образовательных учреждениях, смогут работать по информационному, учебно-воспитательному, диагностическому, консультационному, посредническому и др. направлениям. Авторы доказывают необходимость системно-деятельностного подхода к профориентационной работе, элементы которой должны быть взаимосвязаны и возглавляемы.

Обсуждение и заключения. В статье предложена новая модель организации профориентационной работы, доказана необходимость применения системно-деятельностного подхода, базирующегося на преемственности всех ступеней образования. Основные положения статьи могут стать основой актуальных, педагогически обоснованных профориентационных проектов, учитывающих и социально-экономические интересы государства, и потребности субъектов профориентационного выбора.

Об авторах

А. С. Курбатова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Курбатова Алла Сергеевна – кандидат философских наук, доцент, преподаватель

Нижний Новгород

Researcher ID: J-6587-2017,

Author ID: 784507,

SPIN код: 1921-9546



С. А. Зайцева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Зайцева Светлана Александровна кандидат психологических наук, доцент, преподаватель

Нижний Новгород

Researcher ID: J-1883-2017,

AuthorID: 658282,

SPIN код: 6318-5868



Список литературы

1. Анализ положения выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России. URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/Analiz%20polojeniya%20vepucknikov_VNII%20tpuda.pdf (дата обращения: 20.05.2020).

2. Антипьев А.Г., Захаров Н.Н. Профориентация молодёжи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Вестник Прикамского социального института. 2012. №2. С. 20-25.

3. Бичева И.Б. Информационная культура как фактор социокультурного развития будущего педагога // Нижегородское образование. 2017. №1. С. 118-122.

4. Голубева О.В., Каткова О.В., Корнева Т.А. и др. Влияние социальных факторов на выбор педагогической профессии // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №8(42). С. 197-202.

5. Деханова П.Ю. Профориентация в контексте теории поколений // Научный форум: Педагогика и психология: сборник статей по материалам IV международной заочной научно-практической конференции. М.: Изд-во «МЦНО», 2017. №2(4). С. 28-33.

6. Дунаева Н.И., Суворова О.В. Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1. С. 8.

7. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Концептуальные основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №4(25). С. 10.

8. Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/welcome2.html (дата обращения: 20.05.2019).

9. Куликова Т.А., Пронина Н.А. Система профориентационных мер как средство повышения осознанности выбора профессионального пути // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, №2(27). С. 189-193.

10. Курбатова А.С., Пухова А.Г., Беляева Т.К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы науки и образования. 2019. №1(37). С. 251-261. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.1.18.

11. Курбатова А.С., Рубцова Н.В., Калачев Е.Ю. Проблемы и перспективы профориентационной работы в современных условиях // Азимут научных исследований: психология и педагогика. 2019. Т.8, №4(29). С. 119-122.

12. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа – вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С.14.

13. Поступи онлайн: Родители назвали самую нежеланную профессию для своих детей. URL: https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/roditeli-nazvali-samuyu-nezhelannuyu-professiyu-dlya-svoih-detey/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения: 23.03.2019).

14. Профессиональная карьера современной молодежи: оценки ситуации. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9289 (дата обращения: 16.01.2019).

15. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. М.: МГППУ, 2010.

16. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебное пособие для вузов. М.: Просвещение, 2008.

17. Пряжников Н.С. Психология профессионального самоопределения. URL: http://testme.org.ua/article/item/231 (дата обращения: 10.11.2019).

18. Пухова А.Г. и др. Влияние демографического фактора на региональный рынок труда // Государственный советник. 2019. №1. С. 33-39.

19. Разумова М.В. Профориентация в России: становление, проблемы и перспективы // Профессиональное образование и общество. 2014. №3(11). С. 49-57.

20. Резапкина Г.В. Тупиковые тренды профориентации // Школьные технологии. 2016. №5. С. 129-132.

21. Родионова Е.Л., Прохорова И.В. Педагогические условия профессионального становления педагога: практико-ориентированный подход: учебное пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. 34 с.

22. Селиванова З.К. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков // Социологические исследования. 2017. №5(397). С. 51-56.

23. Страна профессионалов. URL: https://pro.mininuniver.ru/ (дата обращения: 10.11.2019).

24. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Педагогическая одаренность: психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения // Перспективы науки и образования. 2019. №1(37). С. 262-274.

25. Центр тестирования и развития: «Гуманитарные технологии»: Билет в будущее: школьники смогут примерить профессии на себя. URL: https://proforientator.ru/publications/articles/bilet-v-budushchee-shkolniki-smogut-primerit-professii-na-sebya.html (дата обращения: 23.03.2019).

26. WORLDSKILLS RUSSIA займётся профориентацией школьников по поручению Президента Владимира Путина. URL: https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/worldskills-russia-zajmyotsya-proforientacziej-shkolnikov-po-porucheniyu-prezidenta-vladimira-putina.html (дата обращения: 15.04.2019).

27. Arkhipova M.V., Belova E.E., Gavrikova Y.A., Mineeva O.A. Research on Teacher Career Motivation in the Russian Pedagogical University Context // Anikina Z. (eds) Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. GGSSH 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham, 2019. Vol. 907. Pp. 105-115. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_13.

28. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic Testing as a Tool for Optimizing the Process of Control over the Results of Educational Training Activities // Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham, 2018. Vol. 622. Pp. 194-200. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_25.

29. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Samerkhanova E.K., Filchenkova I.F., Demidova N.N. New Design of University Educational Ecosystem in the Context of Modernisation of Teacher Education in Russia // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. 2018. Vol. 23, no. 1. Pp. 52-63. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230105.

30. Griffin-Pierson S. The Competitiveness Questionnaire: A measure of two components of competitiveness // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 1990. Vol. 23(3). Pp. 108-115.

31. Knyazeva T.N., Semenova L.E., Chevachina A.V., Batuta M.B., Sidorina E.V., Vasilyeva E.N., Petyukova O.N. Perception of the family as a factor of emotional well-being of adolescents // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, no. 3. Pp. 349-355.

32. Kurbatova A.S., Bicheva I.B., Ivanova N.V., Zaitseva S.A., Krasilnikova L.V. Career guidance problem as a systemic problem in Russian society // REVISTA INCLUSIONES. 2020. Vol. 7. Pp. 158-173.

33. Robertson P.J. Positive psychlogy: A movement to reintegrate career counselling within counselling psychology? // Counselling Psychology Review. 2015. Vol. 30(3). Pp. 26-35.

34. Smetanina T.A. Human institution: Idea and reality // Voprosy Filosofii. 2018. Vol. 5. Pp. 215-217.

35. Super D.E. Assessment in Career Guidance: Toward Truly Developmental Counseling // Personnel and Guidance Journal. 1983. Vol. 61, no. 9. Pp. 555-562. DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.1111/j.2164-4918.1983.tb00099.x

36. Super D.E., Kidd J.M. Vocational maturity in adulthood: Toward turning a model into a measure // Journal of Vocational Behavior. 1979. Vol. 14, no. 3. Pp. 255-270. DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.1016/0001-8791(79)90054-X.

37. Suvorova O.V. The model of a polysubject communicative-cognitive environment of an educational institution // University Bulletin (State University of Management). 2011. Vol. 14. Pp. 127-131.

38. Zhang L. The Way to Wealth and the Way to Leisure: The Impact of College Education on Graduates’ Earnings and Hours of Work // Research in Higher Education. 2008. Vol. 49, no. 3. Pp. 199-213.


Рецензия

Просмотров: 1047


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)