Обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры
Аннотация
Введение. Информационное общество меняет многие привычные феномены общества традиционного. К таковым относится, прежде всего, культура, которая выступает в качестве показателя того, что цивилизация переходит на новый этап развития. В информационную эпоху в культуре происходят существенные изменения. В трудах ученых разрабатывается категориальный аппарат, позволяющий описывать и изучать новые явления. Категория «информационная культура» является одним из таких новшеств в научной литературе. Однако, как показывают исследования, единого подхода в понимании сущности этого феномена до сих пор не сложилось.
В исследовании информационной культуры достаточно хорошо проработаны вопросы ее соотношения с обществом, личностью, представлены возможные социальные последствия ее развития и внедрения во все сферы жизни и деятельности человека. Однако слабым местом или «белым пятном» остается изучение ее природы, сущностных, атрибутивных, субстратных свойств.
Целью данной статьи является обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры.
Материалы и методы. В качестве основных методов исследования были использованы метод аналитического обзора, анализ, группировка, обобщение, сравнение, субстратный подход.
Результаты исследования. Проведенный анализ работ, посвященных философско-культурологическому исследованию информационной культуры, показал, что исследователи природы и сущности информационной культуры как категории философии культуры уделяют недостаточно внимания разработке ее субстратно-атрибутивной модели. Целостных системных исследований, результатом которых является построение субстратно-атрибутивной модели информационной культуры, практически нет.
Обсуждение и заключения. Исследованные модели информационной культуры не в полной мере отражают ее природу, сущностные черты и качества, позволяющие понять причины и механизмы ее влияния на ход цивилизационных, социальных и антропологических изменений. Поэтому разработка субстратно-атрибутивной модели информационной культуры обусловлена необходимостью выявления причин возможных изменений родовых качеств человека, происходящих под ее воздействием как социокультурного феномена.
Об авторе
С. В. АфанасьевРоссия
Афанасьев Сергей Владимирович – аспирант кафедры философии и теологии
Нижний Новгород
Список литературы
1. Афанасьев С.В. Информационная культура: типологический анализ // Философская мысль. 2018. №1. С. 59-70. DOI: 10.25136/2409-8728.2018.1.21885. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_21885.html (дата обращения: 05.03.2020).
2. Афанасьев С.В. Информационный субстрат информационной культуры: субстратно-атрибутивная модель // Философия и культура. 2018. №1. С.71-88. DOI: 10.7256/2454-0757.2018.1.23916. URL: http://e-notabene.ru/pfk/article_23916.html (дата обращения: 05.03.2020).
3. Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Ставрополь, 2001. 21 с.
4. Голубева С.Л. Трансформация культуры в системе интернет-коммуникаций: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. СПб., 2016. 28 с.
5. Игнатов М.А. Феномен отчуждения человека в дискурсе информационно-сетевой культуры: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Белгород, 2011. 22 с.
6. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. 288 с.
7. Львов А.А. Археология субъекта информационного общества: антропологический аспект: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. СПб., 2015. 26 с.
8. Микерина Т.В. Информационная культура и кризис социокультурной идентичности в условиях глобализации: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. СПб., 2010. 23 с.
9. Мусс А.И.. Опыт концептуализации модели человека в когнитивной науке: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. СПб., 2018. 254 с.
10. Павлов А.В. Философия культуры в постпостмодернизме: критический анализ: автореф. дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.13. М., 2019. 28 с.
11. Полякова Г.В. Информационная культура в современном обществе: философские аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2015. 35 с.
12. Реутов А.С. Визуальные исследования современной культуры: феноменологический аспект: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Н. Новгород, 2018. 35 с.
13. Сапунова А.А. Техника как антропологическая дивергенция и конвергенция в эволюционном контексте: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. М., 2019. 24 с.
14. Струков Д.Н. Авторское "Я" в культуре информационного общества: философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Ставрополь, 2009. 21 с.
15. Сухоруких А.В. Аксиология инноваций в современной образовательной культуре: автореф. дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.13. Курск, 2020. 36 с.
16. Туйчизода Насрулло. Телевидение как вид экранной культуры и его роль в трансформирующемся обществе: на примере таджикского телевидения: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Душанбе, 2019. 26 с.
17. Шипицин А.И. Компьютерные социальные сети в контексте виртуализации современной культуры: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Волгоград, 2014. 23 с.
18. Amershi B. Culture, the process of knowledge, perception of the world and emergence of AI // AI and Society. 2020. Vol. 35(2). Рp. 417-430. DOI: https://doi.org/10.1007/s00146-019-00885-z.
19. Aura E.S. Postmodernism and the Simulacrum of Religion in Universities // Journal for the Study of Religions and Ideologies. 2016. Vol. 15(45). Рp.76-95.
20. Baranovas R. Virtuality and the Problem of Agency in Object-Oriented Ontology // Open Philosophy. 2020. Vol. 3(1). Рp. 233-241.
21. Castells M. Materials for an exploratory theory of the network society // British Journal of Sociology. 2008. Vol. 51(1). Рp. 5-24. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-4446.2000.00005.x.
22. Coeckelbergh M. New Romantic Cyborgs: Romanticism, Information Technology, and the End of the Machine. Reviewed By. Dave Seng // Philosophy in Review. 2018. Vol. 38(1). Рp. 11-13.
23. Deleuze Gilles. Vom Archiv zum Diagramm // Wöpking J., Christoph E., Schneider B. (eds.) Diagrammatik-Reader. De Gruyter, 2016. Pp. 169-172. DOI: https://doi.org/10.1515/9783050093833-025.
24. Drake B., Yuthas K. It'sonly Words – Impacts of Information Technology on Moral Dialogue // Journal of Business Ethics. 2000. Vol. 23(1). Рp. 41-59.
25. Gualeni S. De-Roling from Experiences and Identities in Virtual Worlds // Journal of Virtual Worlds Research. 2017. Vol. 10(2).
26. Gualeni S. The Experience Machine: Existential Reflections on Virtual Worlds // Journal of Virtual Worlds Research. 2016. Vol. 9(3).
27. Heersmink R.A Virtue Epistemology of the Internet: Search Engines, Intellectual Virtues and Education // Social Epistemology. 2018. Vol. 32(1). Рp. 1-12.
28. Kolin K.K. Humanitarian aspects of information security // Informatics and Applications. 2016. Vol. 10, no. 3. Pp. 111-121. DOI: https://doi.org/10.14357/19922264160315.
29. Kopytin A.I. & Gare A. Toward an Ecological Civilization – An Interview with Arran Gare // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. 2020. Vol. 1. Рp. 1-10.
30. Le cyberspace et le rêve américain: une Magna Carta pour l'ère de la connaissance / Esther Dyson, George Gilder, George Keyworth, Alvin Toffler, Michel Bourdeau & Stéphane Marchand // Cahiers Philosophiques. 2015. Vol. 2(141). Рp. 111-129.
31. Matthew K. & Bielby J. (eds.) Information Cultures in the Digital Age. Wiesbaden, Germany: Springer VS, 2016.
32. McDonald M, Gough B. & Wearing S. Social Psychology, Consumer Culture and Neoliberalism: A Response to Phelps and White // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2019. Vol. 49(3). Рp. 394-400.
33. Nechvatal J. Immersive Ideals / Critical Distances : Study of the Affinity Between Artistic Ideologies in Virtual Reality and Previous Immersive Idioms. LAP Lambert Academic Publishing AG & Co KG, 2010.
34. Rakitov A.I. Higher Education and Artificial Intelligence: Euphoria and alarmism // Higher Education in Russia. 2018. Vol. 27, no. 6. Pp. 41-49.
35. Ramirez Erick Jose & La Barge Scott. Real moral problems in the use of virtual reality // Ethics and Information Technology. 2018. Vol. 4. Рp. 249-263.
36. Stapleton L. Zarathustra and Beyond: Exploring Culture and Values Online // AI and Society. 2013. Vol. 28(1). Рp. 95-105.
37. Ursul A.D. Science And Education In the Conditions of Formation of the Global World // Wisdom. 2019. Vol. 13(2). Рp. 127-134.
38. Vella D. & Gualeni S. Virtual Subjectivity: Existence and Projectuality in Virtual Worlds // Techné: Research in Philosophy and Technology. 2019. Vol. 23(2). Рp. 115-136.
39. Wagoner B., Jensen E. Culture and Social Change: Transforming Societies Through the Power of Ideas. NC: Information Age Publishing, 2012. 358 p.
40. Wallace R. Culture and the Trajectories of Developmental Pathology: Insights From Control and Information Theories // Acta Biotheoretica. 2018. Vol. 66(2). Рp. 79-112.
41. Watts P. Roland Barthes' Cinema / Edited by D. Andrew, Y. Citton, V. Debaene, and S. D. Iorio. Oxford University Press, 2016. 216 p.
42. Wittkower D. (ed.) 2019 Computer Ethics – Philosophical Enquiry (CEPE) Proceedings. Available at: https://digitalcommons.odu.edu/cepe_proceedings/ (accessed: 05.03.2020).