Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-10

Полный текст:

Аннотация

Введение. Информационное общество меняет многие привычные феномены общества традиционного. К таковым относится, прежде всего, культура, которая выступает в качестве показателя того, что цивилизация переходит на новый этап развития. В информационную эпоху в культуре происходят существенные изменения. В трудах ученых разрабатывается категориальный аппарат, позволяющий описывать и изучать новые явления. Категория «информационная культура» является одним из таких новшеств в научной литературе. Однако, как показывают исследования, единого подхода в понимании сущности этого феномена до сих пор не сложилось.

В исследовании информационной культуры достаточно хорошо проработаны вопросы ее соотношения с обществом, личностью, представлены возможные социальные последствия ее развития и внедрения во все сферы жизни и деятельности человека. Однако слабым местом или «белым пятном» остается изучение ее природы, сущностных, атрибутивных, субстратных свойств.

Целью данной статьи является обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры.

Материалы и методы. В качестве основных методов исследования были использованы метод аналитического обзора, анализ, группировка, обобщение, сравнение, субстратный подход.

Результаты исследования. Проведенный анализ работ, посвященных философско-культурологическому исследованию информационной культуры, показал, что исследователи природы и сущности информационной культуры как категории философии культуры уделяют недостаточно внимания разработке ее субстратно-атрибутивной модели. Целостных системных исследований, результатом которых является построение субстратно-атрибутивной модели информационной культуры, практически нет.

Обсуждение и заключения. Исследованные модели информационной культуры не в полной мере отражают ее природу, сущностные черты и качества, позволяющие понять причины и механизмы ее влияния на ход цивилизационных, социальных и антропологических изменений. Поэтому разработка субстратно-атрибутивной модели информационной культуры обусловлена необходимостью выявления причин возможных изменений родовых качеств человека, происходящих под ее воздействием как социокультурного феномена.

Об авторе

С. В. Афанасьев
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Афанасьев Сергей Владимирович – аспирант кафедры философии и теологии

Нижний Новгород



Список литературы

1. Афанасьев С.В. Информационная культура: типологический анализ // Философская мысль. 2018. №1. С. 59-70. DOI: 10.25136/2409-8728.2018.1.21885. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_21885.html (дата обращения: 05.03.2020).

2. Афанасьев С.В. Информационный субстрат информационной культуры: субстратно-атрибутивная модель // Философия и культура. 2018. №1. С.71-88. DOI: 10.7256/2454-0757.2018.1.23916. URL: http://e-notabene.ru/pfk/article_23916.html (дата обращения: 05.03.2020).

3. Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Ставрополь, 2001. 21 с.

4. Голубева С.Л. Трансформация культуры в системе интернет-коммуникаций: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. СПб., 2016. 28 с.

5. Игнатов М.А. Феномен отчуждения человека в дискурсе информационно-сетевой культуры: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Белгород, 2011. 22 с.

6. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. 288 с.

7. Львов А.А. Археология субъекта информационного общества: антропологический аспект: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. СПб., 2015. 26 с.

8. Микерина Т.В. Информационная культура и кризис социокультурной идентичности в условиях глобализации: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. СПб., 2010. 23 с.

9. Мусс А.И.. Опыт концептуализации модели человека в когнитивной науке: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. СПб., 2018. 254 с.

10. Павлов А.В. Философия культуры в постпостмодернизме: критический анализ: автореф. дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.13. М., 2019. 28 с.

11. Полякова Г.В. Информационная культура в современном обществе: философские аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2015. 35 с.

12. Реутов А.С. Визуальные исследования современной культуры: феноменологический аспект: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Н. Новгород, 2018. 35 с.

13. Сапунова А.А. Техника как антропологическая дивергенция и конвергенция в эволюционном контексте: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. М., 2019. 24 с.

14. Струков Д.Н. Авторское "Я" в культуре информационного общества: философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Ставрополь, 2009. 21 с.

15. Сухоруких А.В. Аксиология инноваций в современной образовательной культуре: автореф. дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.13. Курск, 2020. 36 с.

16. Туйчизода Насрулло. Телевидение как вид экранной культуры и его роль в трансформирующемся обществе: на примере таджикского телевидения: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Душанбе, 2019. 26 с.

17. Шипицин А.И. Компьютерные социальные сети в контексте виртуализации современной культуры: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13. Волгоград, 2014. 23 с.

18. Amershi B. Culture, the process of knowledge, perception of the world and emergence of AI // AI and Society. 2020. Vol. 35(2). Рp. 417-430. DOI: https://doi.org/10.1007/s00146-019-00885-z.

19. Aura E.S. Postmodernism and the Simulacrum of Religion in Universities // Journal for the Study of Religions and Ideologies. 2016. Vol. 15(45). Рp.76-95.

20. Baranovas R. Virtuality and the Problem of Agency in Object-Oriented Ontology // Open Philosophy. 2020. Vol. 3(1). Рp. 233-241.

21. Castells M. Materials for an exploratory theory of the network society // British Journal of Sociology. 2008. Vol. 51(1). Рp. 5-24. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-4446.2000.00005.x.

22. Coeckelbergh M. New Romantic Cyborgs: Romanticism, Information Technology, and the End of the Machine. Reviewed By. Dave Seng // Philosophy in Review. 2018. Vol. 38(1). Рp. 11-13.

23. Deleuze Gilles. Vom Archiv zum Diagramm // Wöpking J., Christoph E., Schneider B. (eds.) Diagrammatik-Reader. De Gruyter, 2016. Pp. 169-172. DOI: https://doi.org/10.1515/9783050093833-025.

24. Drake B., Yuthas K. It'sonly Words – Impacts of Information Technology on Moral Dialogue // Journal of Business Ethics. 2000. Vol. 23(1). Рp. 41-59.

25. Gualeni S. De-Roling from Experiences and Identities in Virtual Worlds // Journal of Virtual Worlds Research. 2017. Vol. 10(2).

26. Gualeni S. The Experience Machine: Existential Reflections on Virtual Worlds // Journal of Virtual Worlds Research. 2016. Vol. 9(3).

27. Heersmink R.A Virtue Epistemology of the Internet: Search Engines, Intellectual Virtues and Education // Social Epistemology. 2018. Vol. 32(1). Рp. 1-12.

28. Kolin K.K. Humanitarian aspects of information security // Informatics and Applications. 2016. Vol. 10, no. 3. Pp. 111-121. DOI: https://doi.org/10.14357/19922264160315.

29. Kopytin A.I. & Gare A. Toward an Ecological Civilization – An Interview with Arran Gare // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. 2020. Vol. 1. Рp. 1-10.

30. Le cyberspace et le rêve américain: une Magna Carta pour l'ère de la connaissance / Esther Dyson, George Gilder, George Keyworth, Alvin Toffler, Michel Bourdeau & Stéphane Marchand // Cahiers Philosophiques. 2015. Vol. 2(141). Рp. 111-129.

31. Matthew K. & Bielby J. (eds.) Information Cultures in the Digital Age. Wiesbaden, Germany: Springer VS, 2016.

32. McDonald M, Gough B. & Wearing S. Social Psychology, Consumer Culture and Neoliberalism: A Response to Phelps and White // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2019. Vol. 49(3). Рp. 394-400.

33. Nechvatal J. Immersive Ideals / Critical Distances : Study of the Affinity Between Artistic Ideologies in Virtual Reality and Previous Immersive Idioms. LAP Lambert Academic Publishing AG & Co KG, 2010.

34. Rakitov A.I. Higher Education and Artificial Intelligence: Euphoria and alarmism // Higher Education in Russia. 2018. Vol. 27, no. 6. Pp. 41-49.

35. Ramirez Erick Jose & La Barge Scott. Real moral problems in the use of virtual reality // Ethics and Information Technology. 2018. Vol. 4. Рp. 249-263.

36. Stapleton L. Zarathustra and Beyond: Exploring Culture and Values Online // AI and Society. 2013. Vol. 28(1). Рp. 95-105.

37. Ursul A.D. Science And Education In the Conditions of Formation of the Global World // Wisdom. 2019. Vol. 13(2). Рp. 127-134.

38. Vella D. & Gualeni S. Virtual Subjectivity: Existence and Projectuality in Virtual Worlds // Techné: Research in Philosophy and Technology. 2019. Vol. 23(2). Рp. 115-136.

39. Wagoner B., Jensen E. Culture and Social Change: Transforming Societies Through the Power of Ideas. NC: Information Age Publishing, 2012. 358 p.

40. Wallace R. Culture and the Trajectories of Developmental Pathology: Insights From Control and Information Theories // Acta Biotheoretica. 2018. Vol. 66(2). Рp. 79-112.

41. Watts P. Roland Barthes' Cinema / Edited by D. Andrew, Y. Citton, V. Debaene, and S. D. Iorio. Oxford University Press, 2016. 216 p.

42. Wittkower D. (ed.) 2019 Computer Ethics – Philosophical Enquiry (CEPE) Proceedings. Available at: https://digitalcommons.odu.edu/cepe_proceedings/ (accessed: 05.03.2020).


Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)