Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Обзор психологических исследований вандализма детей и подростков как основа проектирования программ профилактики в образовательной среде

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-6

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье представлен обзор российских и зарубежных исследований вандализма среди детей и подростков, который выполнен с целью выделить личностные и средовые детерминанты вандальной активности учащихся, а также определить возможности их учета при разработке способов превенции вандального поведения.

Материалы и методы. Анализ, обобщение и структурирование результатов исследований, теоретического материала и практических рекомендаций по проблеме вандального поведения молодежи.

Результаты исследования. Общий список публикаций составил 1499 российских и зарубежных работ. Содержание отобранных в соответствии с выделенными критериями 44 публикаций позволяет дать характеристику сущности вандализма и его видов, возрастным, гендерным и личностным предикторам вандального поведения, протективным и провокативным факторам вандализма в образовательной и семейной среде, а также направлениям его профилактики.

Обсуждение и заключения. Проведенный анализ дает возможность рассматривать вандализм как форму агрессивного поведения детей и подростков и наметить перспективы разработки программы профилактики вандализма среди учащихся. В качестве перспектив исследования выделяется необходимость более подробного эмпирического изучения ситуативных факторов и социально-психологических детерминант, которые выступают пусковым механизмом вандального поведения, а также учет российских социокультурных условий.

Об авторах

Е. Н. Волкова
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Россия

Волкова Елена Николаевна – доктор психологических наук, профессор

Санкт-Петербург

Researcher ID: G-8595-2015




Е. А. Митицина
ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»
Россия

Митицина Елена Александровна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и сопровождения развития ребенка

Псков

 

 



Список литературы

1. Блинова О.А., Оболенская А.Г. Профилактика подросткового кибервандализма // Подросток в мегаполисе: продолженное взросление: сборник трудов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. А.А. Бочавер. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. С. 26-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42539554 (дата обращения: 04.05.2020).

2. Ватова Л.С. Психологические особенности личностей вандалов из среды молодежи и коррекционно-профилактической работы с ними // Психологическая наука и образование. 2002. №4. С. 27-37. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2002/n4/Vatova.shtml (дата обращения: 10.05.2020).

3. Волкова Л.А. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. №6-1. С. 120-124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vandalizm-i-graffiti-kak-odna-iz-form-proyavleniya-deviatsii-sredi-molodezhi (дата обращения: 10.05.2020).

4. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Модель профилактики и предупреждения вандального поведения при деформациях и деструкциях ценностной сферы молодежи // Образование и наука. 2015. №1(3). С. 71-86. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-71-86.

5. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Эмоциональное благополучие младшего школьника в семье: нарушения семейного воспитания и риски вандализма // Педагогическое образование в России. 2015. №11. С. 138–144. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1086/23.pdf (дата обращения: 04.05.2020).

6. Воробьева И.В., Кружкова О.В., Руденкин Д.В. Вандализм молодежи как особенность и риск современной социализации // Педагогическое образование в России. 2017. №11. С. 30-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vandalizm-molodezhi-kak-osobennost-i-risk-sovremennoy-sotsializatsii (дата обращения: 04.05.2020).

7. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Возможности диагностики мотивов вандального поведения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. №42(259). С. 35-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17112838 (дата обращения: 10.05.2020).

8. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Психология вандального поведения. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36940266 (дата обращения: 16.05.2020).

9. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Роль ценностно-поведенческих деструкций в мотивационной готовности подростка к вандальному поведению // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6, №4. С. 46-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21004646 (дата обращения: 16.05.2020).

10. Гурова О.В. Вандальное поведение подростков как правовая и психологическая проблема // Образование и наука. 2018. Т. 20, №10. С. 76-94. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-76-94.

11. Гурова О.В. Кружкова О.В. Вандализм как деструктивная стратегия реализации субъектности подростка // Педагогическое образование в России. 2017. №3. С. 115-121. DOI: 10.26170/po17-03-18.

12. Гурова О.В. Школьный графический вандализм: механизм возникновения и реализации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-9. С. 284-295. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30538960 (дата обращения: 04.05.2020).

13. Кружкова О.В., Воробьева И.В., Гурова О.В. Графический вандализм в школах: семантика и особенности расположения // Психология когнитивных процессов. 2017. №6. С. 153-157. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30372091 (дата обращения: 10.05.2020).

14. Литвинов А.В. Детское лицо вандализма. Что может сделать школа для предотвращения этой социальной беды // Народное образование. 2012. №4(1417). С. 204-212. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-litso-vandalizma-chto-mozhet-sdelat-shkola-dlya-predotvrascheniya-etoy-sotsialnoy-bedy/viewer (дата обращения: 16.05.2020).

15. Фетискин Н.П. Типологии девиантных новообразований в детско-молодежных группах // Ярославский психологический вестник. 2017. №1(37). С. 60-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30305719 (дата обращения: 10.05.2020).

16. Чиркова Т.И. Этюды методологического анализа факторов психологии разрушения // Научно-педагогическое обозрение. 2014. №4(6). С. 78-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22309733 (дата обращения: 04.05.2020).

17. Bazrafshan M.-R., Abdi A., Masmouei В. The relation of social happiness and adjustment with vandalistic behavior of the children and young adults in the families under supervision of welfare office // Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2018. Vol. 12, no. 8. Pp. LC5-LC9. DOI: https://doi.org/10.7860/JCDR/2018/35184.11916.

18. Beard K.Y., Sugai G. First step to success: An early intervention for elementary children at risk for antisocial behavior // Behavioral Disorders. 2004. Vol. 29, no. 4. Pp. 396-409. DOI: https://doi.org/10.1177/019874290402900407.

19. Bradshaw C.P., Milam A.J., Furr-Holden C.D.M. The school assessment for environmental typology (SAFETY): An observational measure of the school environment // American Journal of Commynity Psychology. ‏2015. Vol. 56, no. 3-4. Pp. 280-292. DOI: https://doi.org/10.1007/s10464-015-9743-x .

20. Burt S.A., Hyde L.W., Frick P.J., Jaffee S.R., Shaw D.S., Tremblay R. Commentary: Childhood conduct problems are a public health crisis and require resources: a commentary on Rivenbark et al. // Journal Child Psychology and Psychiatry. 2018. Vol. 59, no. 6. Pp. 711-713. DOI: https://doi.org/10.1111/jcpp.12930.

21. Carrasco M.A., Barker E.D., Tremblay R.E. Eysenck's personality dimensions as predictors of male adolescent trajectories of physical aggression, theft and vandalism // Personality and Individual Differences. 2006. Vol. 41, no. 7. Pp. 1309-1320. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2006.05.005 .

22. Cox M., Pritchard C. Comparison of problematic behaviours of 10th and 11th year Southern English adolescents. Part 2: Current drink, drug and sexual activity of children with smoking parents // International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2007. Vol. 19, no. 2. Pp. 141-153. DOI: https://doi.org/10.1515/IJAMH.2007.19.2.141.

23. Csemy L., Hrachovinova T., Cap P. Aggressive behaviour of adolescents: prevalence and analysis of the role of family, peer and school-related factors // Ceskoslovenska Psychology. 2014. Vol. 58, no. 3.‏ Pp. 242-253.

24. Ervasti J., Kivimaki M., Puusniekka R., Luopa P., Pentti J., Suominen S., Vahtera J., Virtanen M. Association of pupil vandalism, bullying and truancy with teachers' absence due to illness: a multilevel analysis // Journal of School Psychology. 2012. Vol. 50, no. 3. Pp. 347-361. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2011.11.006 .

25. Horowitz T., Tobaly D. School vandalism: individual and social context // Adolescence. 2003. Vol. 38, no. 149. Pp. 131-139.

26. Johnson K.D. School vandalism and break-ins. Problem-oriented guides for police. Problem-specific guides series. Washington: US Department of Justice, 2005. Available at: https://rems.ed.gov/docs/COPS_SchoolVandalismandBreakins.pdf (accessed: 25.05.2020).

27. Kruzhkova O.V., Vorobyeva I.V., Zhdanova N.E. Adolescent vandalism: the role of the parent-child relationship in the development of destructive behavior // Psychology in Russia – State of Art. 2018. Vol. 11, no. 3. Pp. 168-182. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2018.0312.

28. Lacourse E., Cote L., Nagin D.S. A longitudinal-experimental approach to testing theories of antisocial behavior development // Development and Psychopathology. 2002. Vol. 14, no. 4. Pp. 909-924. DOI: https://doi.org/10.1017/S0954579402004121.

29. Lucia S., Killias M. Is animal cruelty a marker of interpersonal violence and delinquency? Results of a swiss national self-report study // Psychology of Violence. 2011. Vol. 1, no. 2. Pp. 93-105. DOI: https://doi.org/10.1037/a0022986.

30. Maneiro L., Cutrin О., Sobral J. Family violence exposure and antisocial behavior: Parenting mediation // Avances en psicologia juridica y forense: ‏ Coleccion Psicologia y Ley. 2016. Vol. 13. Pp. 211-221.

31. Moyo G., Khewu N.P.D., Bayaga A. Disciplinary practices in schools and principles of alternatives to corporal punishment strategies // South African Journal of Education. 2014. Vol. 34, no. 1. Pp. 779. DOI: https://doi.org/10.15700/201412120952.

32. Nijhof K.S., Scholte R.H.J., Overbeek G. Friends and adolescents delinquency. The moderating role of social status and reciprocity of friendships // Criminal Justice and Behavior. 2010. Vol. 37, no. 3. Pp. 289-305. DOI: https://doi.org/10.1177/0093854809355776.

33. Nordmarker A., Hjärthag F., Perrin-Wallqvist R., Archer T. The roles of gender and personality factors in vandalism and scrawl-graffiti among Swedish adolescents // PsyСh Journal. 2016. Vol. 5, no. 3. Pp. 180-190. DOI: https://doi.org/10.1002/pchj.133.

34. Ridenour T.A., Caldwell L.L., Coatsworth J. D., Gold M.A. Directionality between tolerance of deviance and deviant behavior is age-moderated in chronically stressed youth // Journal of Child & Adolescent Substance Abuse. 2011. Vol. 20, no. 2. Pp. 184-204. DOI: https://doi.org/10.1080/1067828X.2011.555278.

35. Ritakallio M., Kaltiala-Heino R., Kivivuori J., Luukkaala T., Rimpelä M. Delinquency and the profile of offences among depressed and non-depressed adolescents // Criminal Behaviour and Mental Health. 2006. Vol. 16, no. 2. Pp. 100-110. DOI: https://doi.org/10.1002/cbm.620.

36. Scholte R.H.J., Engels R.C.M.E., de Kemp R.A.T. Differential parental treatment, sibling relationships and delinquency in adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2007. Vol. 36, no. 5. Pp. 661-671. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-006-9155-1.

37. Storvoll E.E., Wichstrøm L. Do the risk factors associated with conduct problems in adolescents vary according to gender? // Journal Adolescence. 2002. Vol. 25, no. 2. Pp. 183-202. DOI: https://doi.org/10.1006/jado.2002.0460.

38. Storvoll E.E., Wichstrom L., Kolstad A. Structure of conduct problems in adolescence // Scandinavian Journal of Psychology. 2002. Vol. 43, no. 1. Pp. 81-91. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9450.00271.

39. Torrente G., Vazsonyi A.T. Personality, parenting and deviance among Sspanish adolescents // Anales de Psicologia. 2012. Vol. 28, no. 3. Pp. 654-664. DOI: https://doi.org/10.6018/analesps.28.3.155951.

40. Van Lier P.A.C., Vitaro F., Barker E.D., Koot H.M., Tremblay R.E. Developmental links between trajectories of physical violence, vandalism, theft, and alcohol-drug use from childhood to adolescence // Journal of Abnormal Child Psychology. 2009. Vol. 37, no.4. Pp. 481-492. DOI: https://doi.org/10.1007/s10802-008-9289-6.

41. Van Ouytsel J., Ponnet K., Walrave M. The associations of adolescents' dating violence victimization, well-being and engagement in risk behaviors // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 55. Pp. 66-71. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2016.12.005.

42. Vilalta C.J., Fondevila G. School vandalism in Mexico // Journal of School Violence. 2018. Vol. 17, no. 3. Pp. 392-404. DOI: https://doi.org/10.1080/15388220.2017.1355809.

43. Vorobyeva I.V., Kruzhkova O.V., Zhdanova N.E. Vandalism as a form of defensive and coping behavior in adolescents // Rossiyskiy Psikhologicheskiy Zhurnal. 2016. Vol. 13, no. 3. Pp. 277-292. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2016.3.16.

44. Wang C., Kieu Anh Do, Bao L. Ecological influences on Chinese adolescents' problem behaviors: a multilevel analysis // Journal of Family Issues. 2018. Vol. 39, no. 9. Pp. 2545-2571. DOI: https://doi.org/10.1177/0192513X18757828.


Просмотров: 42


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)