Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-1

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье рассматривается актуальность проблемы развития правовой компетенции педагога в решении задач дошкольного правового образования. Необходимость ее развития обосновывается важностью реализации требований, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в области правового воспитания и социальной подготовки ребенка.

Материалы и методы. Применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, экспериментальное исследование уровня развития правовой компетенции педагога дошкольного образования. Целью статьи является разработка модели развития правовой компетенции педагога дошкольного образования.

Результаты исследования. Правовая компетенция педагога дошкольного образования определяется авторами как комплекс компонентов (ценностно-мотивационный, содержательно-правовой, функционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный), сформированность которых обеспечивает более эффективную организацию работы по правовому образованию воспитанников. Предлагаются три уровня ее сформированности (высокий, средний, низкий), представлена их характеристика. Представлены данные по результатам изучения уровня сформированности правовой компетенции педагога дошкольного образования. Разработана модель развития правовой компетенции педагога дошкольного образования, ориентированная на современные ценности системы дошкольного образования, непрерывность личностно-профессионального развития педагога, формирование его правовых установок, способов профессионально-правовой деятельности. Раскрыты педагогические условия ее реализации. Приведены примеры рекомендуемых форм и методов развития правовой компетенции педагога дошкольного образования в условиях дошкольной образовательной организации.

Обсуждение и заключения. В выводах авторы подчеркивают необходимость развития правовой компетенции педагога дошкольного образования как составляющей их профессиональной компетентности, высокий уровень сформированности которой является основанием для формирования правовой компетенции воспитанников. В качестве перспективы дальнейших исследований авторы обозначают апробацию модели развития правовой компетенции педагога дошкольного образования и проверку педагогических условий ее реализации в условиях дошкольной образовательной организации.

Об авторах

И. Б. Бичева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия
Бичева Ирина Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент

Researcher ID: J-8611-2017, AuthorID: 57188858853, SPIN код: 7592-5895

Нижний Новгород



С. Н. Казначеева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Казначеева Светлана Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент

SPIN код: 1004-4580

Нижний Новгород



Список литературы

1. Андриади И.П. Компетентность и ответственность авторитетного учителя и процессы, ее определяющие // Педагогическое образование и наука. 2018. №3. С. 120-125.

2. Аникина А.С. Правовая компетентность как актуальный результат педагогического образования // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / под научной редакцией Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 118-121.

3. Бичева И.Б., Бикеева А.В. Особенности воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста // Наука и практика регионов. 2019. №4(17). С. 53-57.

4. Бичева И.Б., Гладкова Н.Е. Актуальность правового воспитания в дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2017. №5(29). С. 45-49.

5. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие профессиональной компетентности специалистов педагогического образования в построении карьеры // Наука и практика регионов. 2019. №1(14). С. 63-66.

6. Бичева И.Б., Ханова Т.Г., Потанина П.Ю., Гладкова Н.Е. Особенности формирования правовой компетентности будущего педагога дошкольного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2017. №5. С. 32-35.

7. Гутак О.Я., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как метод и технология продуктивно-инновационного решения задач профессионально-педагогической деятельности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. №5(74). С.154-162.

8. Давыдов Г.П., Обухов В.М. Правовое воспитание в системе работы дошкольной организации. М.: Педагогика, 2014. С. 25.

9. Дэкон В.Н., Гутак О.Я., Черных Т.А. Педагогические основы социализации личности в модели научно-исследовательской деятельности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. №6(75). С. 211-218.

10. Ишкильдина Г.Р. Правовая компетентность личности в период модернизации современного российского общества // Евразийский юридический журнал. 2012. №10(53). С. 126-129.

11. Казначеева С.Н., Бичева И.Б., Казначеев Д.А. Особенности проектирования модели компетенций персонала организации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. №1(43). С. 186-192.

12. Камалдинова Э.Ш. Конвенция ООН о правах ребенка и проблемы ее реализации в сфере образования и воспитания (к концепции подхода) // Конвенция о правах ребенка: теоретико-прикладные проблемы реализации. М.: Педагогика, 2013. 124 с.

13. Киндяшова А.С., Волкова Н.Р. Правовая компетентность как структурный элемент компетентности педагога // Современные проблемы науки и образования. 2017. №6. С. 151.

14. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 1.

15. Kozyreva O.A. The Principle of Continuity in Teacher Training // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2019. № 3-1. С. 181-184.

16. Ларюшкин С.А., Сваталова Т.А. Когнитивный аспект правовой компетентности педагогов дошкольного образования, формируемый в системе дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №1(26). С. 40-45.

17. Майер А.А. Изменяющееся дошкольное образование в современном мире: от теории к практике // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: V Международная научно-практическая конференция / отв. ред. А.И. Улзытуева. Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. С. 82-84.

18. Мартынова С.А. Понятие и специфика правовой компетентности педагогов дошкольной образовательной организации // Вестник науки и образования. 2020. №9-1(87). С. 77-79.

19. Матвиевская Е. Г., Муратова А. А. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №9. С. 83-88.

20. Микаилов Д.А. Сущность формирования правовой компетентности будущего бакалавра педагогики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22, №1. С. 128-131.

21. Сваталова Т.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в свете требований Профессионального стандарта педагога: учебное пособие. Челябинск, 2019. 125 с.

22. Рябышева Е.Н, Плаксина Н.И. Особенности развития правовой компетентности современного специалиста // JSRP. 2015. №1(21). С.13-19.

23. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-3. С. 240-243.

24. Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Волгоград: Учитель, 2011. 123 с.

25. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G., Hizhnaya A.V. The Role of Managerial Competence of an Executive in Improving the Quality of Pre-school Educational Organization // Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_47.

26. Belinova N.V., Bicheva I.B., Vershinina A.Y., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Innovation and education: technologies and perspectives // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 12, no. 4. Special Issue. Pp.1307-1313. DOI: http://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP4/20201607.

27. Bulaeva M.N., Vaganova O.I., Vorobyov N.B., Chaikina Z.V., Shobonova L.Y. Technology of Pedagogical Workshops in Professional Education // Popkova E. (eds) Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15160-7_43.

28. Fedina N.V., Burmykina I.V., Zvezda L.M., Pikalova O.S., Skudnev D.M., Voronin I.V. Use of Distance Learning Technologies in the Course of Implementing Educational Programs in Preschool Education // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 11. Pp. 7561-7571. DOI: https://doi.org/10.12973/ejmste/80095.

29. Gruzdeva M.L., Vaganova O.I., Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V., Chanchina A.V. Modern Educational Technologies in Professional Education // Popkova E. (eds) Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73. Springer, Cham, 2020. Pp. 1097-1103. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15160-7_110.

30. Gryaznova E.V., Treushnikov I.A., Goncharuk A.G. The role of information culture in the formation of a cultural ideal // Perspektivy Nauki i Obrazovania. 2020. Vol. 43(1). Pp. 379-388. DOI: 10.32744/pse.2020.1.27.

31. Korotun A.V., Bogdanova Ye.N. Developing legal competence of a contemporary specialist in conditions of digitalization of education // Proceedings of the International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. DOI: https://dx.doi.org/10.2991/assehr.k.200509.008.

32. Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykh C.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Forecasting the Development of Professional Education // Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. Pp. 452-459. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_51.

33. Morozova E.E., Rudenko I.V., Nikinova N.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Belova N.Y. Innovative development of preschool organizations in the region ecological educational space // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Vol. 8, no. 1. Pp. 1719-1722. Available at: https://www.ijrte.org/download/volume-8-issue-1/ (accessed: 05.06.2020).

34. Munkler H. Der kompetente Burger // Ansgar Klein, Rainer Schmalz-Bruns (Hrsg.). Politische Beteiligung und Burgerengagement in Deutschland. Bonn, 1997. Pp. 153-172.

35. Romanova S.A., Gulaya T.M., Gerasimenko T.L. Legal regulation of educational activities in public schools // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2018. Vol. 9, no. 1(31). Pp. 265-277. DOI: https://doi.org/10.14505//jarle.v9.1(31).32.

36. Serkina N., Romanova S., Romanova M. The Change of Social Management Paradigm in Conditions of Globalization // Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference (IBIMA). Milan, Italy, 2018. Pp. 6538-6542. Available at: https://ibima.org/accepted-paper/the-change-of-social-management-paradigm-in-conditions-of-globalization-2/ (accessed: 05.06.2020).

37. Trubina G.P., Zeer E.F., Malashenko M.V. Socially-oriented approach to education as a condition of successful socialization // Education Sciences and Psychology. 2017. Vol. 19, no. 6. P. 9. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-6-9-32.

38. Vaganova O.I., Tsyganova L.V., Chelnokova E.A., Lapshova A.V., Turchina L.A. Technology "Debate" as a tool for communicative competence development // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, no. 27. Pp. 367-375. DOI: https://doi.org/10.34069/ai%2F2020.27.03.40.

39. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Kaznacheeva S.N., Kutepova L.I., Kutepov M.M. Practically-Oriented Technologies in Professional Education // Popkova E. (eds) Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73. Springer, Cham, 2020. Pp. 433-439. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15160-7_44.


Просмотров: 455


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)