Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Оценка будущими бакалаврами направления подготовки «Физическая культура» сформированности универсальных компетенций

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-3

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье проведены: анализ научных работ в области педагогики высшей школы по формированию универсальных компетенций; экспериментальное исследование по оценке сформированности универсальных компетенций у будущих бакалавров. Современное профессиональное педагогическое сообщество постоянно демонстрирует, что наличие универсальных компетенций является определяющим для выпускников высшей школы. В данный момент отсутствует четкое представление о формировании и оценке универсальных компетенций, в частности для бакалавров физической культуры.

Материалы и методы. Нами разработаны материалы для оценки будущими бакалаврами универсальных компетенций и проведено экспериментальное исследование. Определены для каждой из универсальных компетенций среднее значение оценки, стандартное отклонение, доверительный интервал для среднего значения оценки, представлены результаты корреляционного анализа.

Результаты исследования. Полученные нами данные показали, что средние значения оценок будущими бакалаврами направления подготовки «Физическая культура» универсальных компетенций (способность: поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; строить индивидуальную траекторию саморазвития; воспринимать межкультурное разнообразие общества; формулировать круг задач, достигать цели, выбирая оптимальные пути решения; умение вести деловую коммуникацию на иностранном языке) находятся в пределах 2,97 балла – 3,86 балла по 5-балльной шкале.

Обсуждение и заключения. Проведенное нами исследование показывает, что уровень сформированности универсальных компетенций студентов направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» недостаточен. Формирование универсальных компетенций возможно в процессе не только учебной, но и научно-исследовательской деятельности, на производственных практиках, в рамках внеучебной работы. Сформированность универсальных компетенций у будущих бакалавров в учебном процессе высшей школы будет способствовать повышению уровня знаний, умений, опыта творческой деятельности в профессиональной сфере: поиску и критическому анализу информации; умению правильно ставить цели и определять круг задач; эффективно вести коммуникацию в трудовом коллективе – не только с российскими, но и с зарубежными партнерами; управлению своим временем и формированию своей индивидуальной траектории развития; поддержанию необходимого уровня физической активности для достижения профессиональных и социальных целей. Результаты оценки сформированности универсальных компетенций будущих бакалавров рассматриваются нами как возможность совершенствования современной основной образовательной программы. 

Об авторах

Г. А. Кручинина
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Кручинина Галина Александровна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и управления образовательными системами

Нижний Новгород



Л. В. Филонов
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Филонов Леонид Викторович – старший преподаватель кафедры игровых видов спорта факультета физической культуры и спорта

Нижний Новгород



Список литературы

1. Андронникова О.О., Беззубова Н.С. Методологические подходы к выделению универсальных компетенций, формируемых в воспитательном пространстве вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. №1. С. 85-89.

2. Багичева Н.В., Старкова Д.А. Межкультурные проекты как средство формирования универсальных компетенций студентов // Педагогическое образование в России. 2019. №9. С. 13-21.

3. Байденко В.И. Болонский процесс: современный этап // Высшее образование в России. 2015. №10. С. 52-60.

4. Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования// Ярославский педагогический вестник. 2018. №5. С. 117-126.

5. Гаджиева Г.Д., Раджабова Р.В. Реализация потенциала интерактивных технологий в формировании универсальных компетенций студентов // Мир науки, культуры, образований. 2019. №5. С. 118-120.

6. Греф рассказал, каким видит «человека будущего» // МИА «Россия сегодня». 2019. 25 сентября. URL: https://ria.ru/20190925/1559105008.html/ (дата обращения: 04.05.2020).

7. Зайцева М.А., Энзельт Н.В. Формирование универсальных компетенций студентов в процессе воспитательной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. №5. С. 156-166.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 22.

9. Иванова Е.О. Формирование универсальных компетенций студентов в процессе научно-исследовательской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. №5. С. 146-155.

10. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ //Ярославский педагогический вестник. 2018. №5. С. 127-135.

11. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Формирование правовой компетентности студентов вуза с использованием метода проектов в условиях информатизации высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №1(16). С. 107-111.

12. Петрова Н.Н., Абсалямова С.Г. Изменения в характере и содержании труда в эпоху цифровой экономики // Техника и технология транспорта. 2017. №4(5). С. 15.

13. Поляк Д.А., Осадчая Л.А. Формирование универсальных компетенций бакалавров физической культуры // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. №5(159). C. 222-228.

14. Спенсер Лайм М., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы: пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. 384 с.

15. Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №3. С. 123-128.

16. Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики // Социально-политические исследования. 2019. №1. С. 110-118.

17. Тарханова И.Ю., Харисова И.Г. Образовательные технологии формирования универсальных компетенций студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2018. №5. С. 136-145.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/99 (дата обращения: 06.05.2020).

19. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. №8. С. 34-44.

20. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. №4. С. 1.

21. 2009 World Conference on Higher Education: the New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development: communiqué. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000183277 (accessed: 06.05.2020).

22. Cox J. 5 Steps to Building a Student Portfolio: Tracking students' work with portfolios can help them focus. Available at: https://www.thoughtco.com/steps-building-a-student-portfolio-4172775 (accessed: 06.05.2020).

23. Cox J. How to Promote Student Growth. Available at: https://www.thoughtco.com/promoting-student-growth-2081952 (accessed: 06.05.2020).

24. Fernández José. El trabajo por competencias en el prácticum: cómo organizarlo y cómo evaluarlo // Revista Electrónica de Investigación Educativa. 2005. Vol. 7, núm. 2.

25. Gangani N.T., McLean G.N., Braden R.A. A Competency‐Based Human Resource Development Strategy // PIQ. 2006. Vol. 19, no. 1. Pp. 127-139. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1937-8327.2006.tb00361.x.

26. Gruzdev M., Kasakova E., Kuznetsova I., Tarkhanova I. University graduates' soft skills: the employers’ opinion // European journal of contemporary education. 2018. Vol. 7(4). Pp. 690-698.

27. Kamińska M. Axiological foundations of civic education – the role of teachers // Sroczyński W. (ed.) Essays on Education. South Jordan, 2015. Pp. 51-65.

28. Kelly M. Getting Started With Student Portfolios: What to include, how to grade, and why to assign portfolios. Available at: https://www.thoughtco.com/getting-started-with-student-portfolios-8158 (accessed: 06.05.2020).

29. Kelly M. What to Include in a Student Portfolio. Available at: https://www.thoughtco.com/student-portfolio-items-8156 (accessed: 06.05.2020).

30. Le Boterf G. Ingeniería de las competencias. Gestión, 2000; Barcelona, 2001. 462 p.

31. Martín E., Moreno A. Competencia para aprender a aprender. Madrid: Alianza Editorial, 2007.

32. Meador D. The Purpose of Building a Portfolio Assessment. Available at: https://www.thoughtco.com/the-purpose-of-building-a-portfolio-assessment-3194653 (accessed: 06.05.2020).

33. Prashant Sharma. Soft Skills: Personality Development for Life Success. BPB Publications, 2018. 236 p.

34. Rothman Miriam. Employer Assessments of Business Interns // Higher Education, Skills and Work-Based Learning. 2017. Vol. 7, no. 4. Pp. 369-380. DOI: https://doi.org/10.1108/HESWBL-05-2017-0029.

35. The Future of Education and Skills: Education 2030. Available at: https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20(05.04.2018).pdf (accessed: 06.05.2020).

36. Valeyeva N. S., Valeyeva E. R., Kupriyanov R. Metacognition and metacognitive skills: intellectual skills development technology // Railean E., Elçi A., Elçi A. Metacognition and Successful Learning Strategies in Higher Education. IGI Global, 2017. Pp. 63-84. DOI: 10.4018/978-1-5225-2218-8.ch004.

37. Winterton J., Delamare-Le Deist F., Stringfellow E. Typology of knowledge, skills and competences: clarification of the concept and prototype. Available at: https://www.cedefop.europa.eu/files/3048_en.pdf (accessed: 06.05.2020).


Просмотров: 292


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)