Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Состояние физического и психического здоровья студентов на начальном этапе обучения в вузе

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-9

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена одной из актуальных проблем педагогической психологии – изучению состояния здоровья студентов на начальном этапе обучения в педагогическом вузе. Исходным методологическим основанием научной рефлексии выступает положение Б. Спинозы о целесообразности, в соответствии с которым телесность и психика предстает витальным единством человека целостного. В рамках этой целостности предпринята попытка проанализировать холистическое здоровье на физическом, психическом и личностном уровнях как фрагмент постоянно сменяющихся состояний, происходящих в процессе непрерывного движения человека от ситуативной адаптации к внешним условиям – к надситуативной психологической адаптации – к психологической адаптации личности к внешним условиям, способствующей личностному росту – к психологической адаптации к условиям, созданным самой личностью по удовлетворению ее потребности в самоактуализации генетически заложенных и врожденно приобретенных потенций развития.

Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; психологический эксперимент.

Результаты исследования. Результаты исследования являются основанием для разработки адаптивно-развивающих моделей учебно-профессиональной деятельности студентов на начальном этапе обучения в вузе, включающих пространственные, предметные, санитарно-гигиенические и социально-психологических условия, которые выступают ресурсами профессионального становления, психического, личностного развития, сохранения здоровья учащейся молодежи.

Обсуждение и заключения. Особое внимание в статье уделяется описанию особенностей состояния здоровья первокурсников, которые проявляются: на физическом уровне в наличии у студентов заболеваний сердечно-сосудистой, зрительной, пищеварительной, выделительной, эндокринной систем организма, дисгармонизации физического развития и низких интегральных показателях физического здоровья; на психическом и психологическом уровнях – в наличии у юношей и девушек непатологической и патологической нервно-психической дезадаптации к учебно-профессиональной деятельности, в преобладании умеренной и высокой ситуативной и личностной тревожности, в подверженности к депрессии и тревоге, относительно низких показателях здоровья на поведенческом уровне при относительно высоких показателях ценностно-мотивационного уровня и осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

Об авторах

Д. С. Хонелидзе
Тульский государственный педагогический университет
Россия

Хонелидзе Дарья Сергеевна – аспирант

Тула



Ю. И. Родин
Московский педагогический государственный университет
Россия

Родин Юрий Иванович доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования

Москва



С. Н. Сорокоумова
Российский государственный социальный университет; Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний
Россия

Сорокоумова Светлана Николаевна – доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»; профессор кафедры общей психологии ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний

Москва; Рязань

 



Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

2. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с. (Серия: Библиотека актуальной психологии).

3. Березовская Р.А. Отношение к здоровью: практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. 177 с.

4. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. 1023 с.

5. Ильенков Э.В. Идеальное. И реальность. 1960 – 1979 / автор-составитель Е. Иллеш. М.: Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2018. 528 с.

6. Казин Э.М., Касаткина Н.Е., Семенкова Т.Н. Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. №13(115). С. 254-259.

7. Лебедева О.В., Сорокоумова С.Н. Проблема формирования психологического здоровья детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №1. С. 21-26.

8. Николаевский Р.П., Сорокоумова С.Н. Развитие коммуникативных компетенций у студентов – будущих педагогов: монография. Н. Новгород: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2013. 94 с.

9. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. М.: ТЦ Сфера, 2004. 64 с.

10. Практикум по психологии состояний: учебное пособие / под ред. проф. О.А. Прохорова. СПб: Речь. 2004. С.121-122.

11. Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений» от 03.07.2000 г. №241. URL: https://lslsm.jimdo.com/документация-школы/медицинская-карта/ (дата обращения: 21.07.2020).

12. Психология здоровья: учебник для вузов /под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер. 2006. 607 c.

13. Родин Ю.И. Научные основы здоровьесбережения детей дошкольного возраста. М.: МПГУ, 2019. 300 с.

14. Родин Ю.И., Капралова М.И., Метелкина Д.С. Проблема здоровья человека сквозь призму культуры и образования // Ежемесячный научный журнал Национальной ассоциации ученых. 2015. №2(7). С. 132-135.

15. Сорокоумова С.Н., Елшанский С.П., Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В. Когнитивные стили и персонализация обучения студентов-психологов // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1(30). С. 10.

16. Sorokoumova S.N., Ju Rong, Buldakova N.V., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293.

17. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education (IJESE). 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774.

18. Suvorova O.V., Minaeva E.V., Ivanova N.V., Mamonova E.B., Sorokoumova S.N. Communicative behavior of pedagogics students in relation to the structure of the parental families // Espacios. 2019. Vol. 40, no. 23.

19. Ware J.E., Snow K.K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide. The Health Institute, New England Medical Center, Boston, Mass, 1993. P. 238.


Просмотров: 279


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)