Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура
Аннотация
Введение. В статье обосновывается необходимость введения понятия «компетенции НОЦ», связанная с появлением нового вида партнерства образования, науки и бизнеса – научно-образовательных центров мирового уровня. Возникновение новых позиций в рамках НОЦ и их динамичные изменения ставят и задачу непрерывной работы с компетенциями. Статья представляет анализ методологических результатов работы группы компетенций в рамках стратегических сессий научно-образовательного центра Нижегородской области, исследований и подходов к определению компетенций.
Материалы и методы. В качестве методологической основы исследования применялись системный и деятельностный подходы. Для решения задач, поставленных авторами работы, использовались общенаучные, психолого-педагогические и практические методы научного поиска. Применялись теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, научная теоретизация. Для анализа использовались материалы, собранные рабочей группой «Компетенции» в рамках стратегических сессий НОЦ Нижегородской области.
Результаты исследования. В статье дано определение понятия «компетенция НОЦ», для формулировки которого применялся деятельностный подход. Выделены виды компетенций НОЦ – мета-компетенции (по ключевым видам деятельности научно-образовательного центра: исследовательская, инновационная, предпринимательская, инженерно-технологическая, образовательная) и сквозные компетенции, наличие которых является необходимым и достаточным у команды проекта НОЦ для того, чтобы замкнуть предпринимательский контур проекта и сделать его успешным на мировом рынке. Определена структура компетенции НОЦ, включающая мотивационную, когнитивную, операционную и векторную компоненты. Представлено описание структуры сквозных компетенций.
Обсуждение и заключения. Сделаны выводы о том, что описание структуры сквозных компетенций НОЦ может применяться в целях совершенствования компетенций профессионалов, занимающихся созданием и продвижением проектов мирового уровня в структуре НОЦ. Определены условия, которые необходимо обеспечить для достижения обозначенных целей.Об авторах
А. Н. СорокинРоссия
Сорокин Александр Николаевич – кандидат исторических наук, доцент, руководитель исследовательского центра «Человек, природа, технологии», заведующий кафедрой отечественной истории
Тюмень
Е. И. Яковлева
Россия
Яковлева Елена Ивановна – кандидат философских наук, директор Дзержинского филиала
Нижний Новгород
И. Ф. Фильченкова
Россия
Фильченкова Ирина Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент
Нижний Новгород
Ю. С. Ширяева
Россия
Ширяева Юлия Сергеевна – кандидат экономических наук, доцент
Нижний Новгород
Т. Ф. Краснопевцева
Россия
Краснопевцева Татьяна Федоровна – директор Ресурсного учебно-методического центра
Нижний Новгород
Список литературы
1. Борисова И.И., Едемская С.В., Макарова С.Д. Роль представителей профессионального сообщества в актуализации образовательных программ вузов // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием / под ред. И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, Л.А. Миэринь. СПб., 2019. С. 144-148.
2. Великий Д.С. К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их развития в области школьного и высшего образования // Молодой ученый. 2013. №5(52). С. 674-677. URL: https://moluch.ru/archive/52/6926/ (дата обращения: 22.10.2020).
3. Гительман Л.Д., Кожевников М.В. Центры компетенций – прогрессивная форма организации инновационной деятельности // Инновации. 2013. №10(180). С. 92-98.
4. Дульзон А.А., Васильева О.М. Модель компетенций преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2009. №2(60). С. 29-37.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование в России. 2003. №5. С. 34-42.
6. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т.3, №1. С. 202-230.
7. Ковалевич Д.А., Щедровицкий П.Г. Конвейер инноваций // Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов: [сайт]. [2012]. URL: https://asi.ru/news/49460/ (дата обращения: 17.10.2020).
8. Латухина А.Л., Маринина Ю.А. Профессиональный портрет преподавателя русского языка как иностранного: компетентностный подход // Вестник Мининского университета. 2020. Т.8, №4. С.4.
9. Макарова С.Д., Моисеев И.А. Цифровизация экономики в России как фактор развития предпринимательства // Инновационная экономика: глобальные и региональные тренды: материалы XI Международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2019. С. 91-93.
10. Макарова С.Д., Петрова О.В. «Третья миссия» университетов как составляющая реализации национальных проектов // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: материалы Международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2019. С. 73-75.
11. Методические рекомендации по формированию на базе научно-образовательных центров мирового уровня центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий, а также разработки программ деятельности («дорожных карт») центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий. М., 2019. 30 с.
12. Островский Б. К вопросу о структуре (организационно-деятельностной схеме) компетенций: доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Компетентностные практики образования и новое поколение институтов трансляции» Москва 28 апреля 2014 г. URL: http://www.myshared.ru/slide/836185/ (дата обращения 20.10.2020).
13. Плеханов Е.А. Рефлексия в концепции мыследеятельности Г.П. Щедровицкого // Вестник МГУ. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-v-kontseptsii-mysledeyatelnosti-g-p-schedrovitskogo (дата обращения: 22.10.2020).
14. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. 396 с.
15. Сагитова В.Р. Феномен компетенции: понятие, структура, условия формирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kompetentsii-ponyatie-struktura-usloviya-formirovaniya (дата обращения: 22.10.2020).
16. Сорокин А.Н., Латышев А.С., Грибовский М.В. К истории развития и перспективам эффективной кадровой политики современного конкурентоспособного университета в России // Вестник Томского государственного университета. 2019. №448. С. 150-159.
17. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М.: ГИППО, 2005. 372 с.
18. Трифонов Ю.В., Ширяева Ю.С., Вышинская Е.Н. Менеджмент знаний и развитие современной организации // Экономика и предпринимательство. 2015. №3(56). С. 519-523.
19. Трифонов Ю.В., Жариков А.В., Ширяева Ю.С. Развитие инновационного образования на основе корпоративных университетов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. №4(16). С. 103-105.
20. Хуторский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос: интернет-журнал. 2005. №4.
21. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Щедровицкий Г.П. Мышление – Понимание – Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. С. 64-125.
22. Alexander R.J. Education as Dialogue: Moral and pedagogical choices for a runaway world. York, The Hong Kong Institute of Education in conjunction with Dialogos UK, 2006.
23. Bagaric V., Mihaljevic Djigunovic J. Defining communicative competence // Metodika. 2007. Vol. 8, br. 1. Pp. 94-103. Available at: http://hrcak.srce.hr/file/42651 (accessed: 05.10.2020).
24. Barnett Ronald (ed.). The future University. Ideas and Possibilities. Routledge. 2011. 233 p.
25. Boyatzis R.E. The competent manager: A model for effective performance. New York: John Wiley and Sons, Inc., 1982. 308 p.
26. Brian K. OECD Insights Human Capital How what you know shapes your life: How what you know shapes your life. OECD Publishing, 2007. 50 p.