Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-4

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье обосновывается необходимость введения понятия «компетенции НОЦ», связанная с появлением нового вида партнерства образования, науки и бизнеса – научно-образовательных центров мирового уровня. Возникновение новых позиций в рамках НОЦ и их динамичные изменения ставят и задачу непрерывной работы с компетенциями. Статья представляет анализ методологических результатов работы группы компетенций в рамках стратегических сессий научно-образовательного центра Нижегородской области, исследований и подходов к определению компетенций.

Материалы и методы. В качестве методологической основы исследования применялись системный и деятельностный подходы. Для решения задач, поставленных авторами работы, использовались общенаучные, психолого-педагогические и практические методы научного поиска. Применялись теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, научная теоретизация. Для анализа использовались материалы, собранные рабочей группой «Компетенции» в рамках стратегических сессий НОЦ Нижегородской области.

Результаты исследования. В статье дано определение понятия «компетенция НОЦ», для формулировки которого применялся деятельностный подход. Выделены виды компетенций НОЦ – мета-компетенции (по ключевым видам деятельности научно-образовательного центра: исследовательская, инновационная, предпринимательская, инженерно-технологическая, образовательная) и сквозные компетенции, наличие которых является необходимым и достаточным у команды проекта НОЦ для того, чтобы замкнуть предпринимательский контур проекта и сделать его успешным на мировом рынке. Определена структура компетенции НОЦ, включающая мотивационную, когнитивную, операционную и векторную компоненты. Представлено описание структуры сквозных компетенций.

Обсуждение и заключения. Сделаны выводы о том, что описание структуры сквозных компетенций НОЦ может применяться в целях совершенствования компетенций профессионалов, занимающихся созданием и продвижением проектов мирового уровня в структуре НОЦ. Определены условия, которые необходимо обеспечить для достижения обозначенных целей.

Об авторах

А. Н. Сорокин
Тюменский государственный университет
Россия

Сорокин Александр Николаевичкандидат исторических наук, доцент, руководитель исследовательского центра «Человек, природа, технологии», заведующий кафедрой отечественной истории

Тюмень



Е. И. Яковлева
ННГУ им. Н.И.Лобачевского
Россия

Яковлева Елена Ивановнакандидат философских наук, директор Дзержинского филиала

Нижний Новгород



И. Ф. Фильченкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Фильченкова Ирина Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент

Нижний Новгород



Ю. С. Ширяева
ННГУ им. Н.И.Лобачевского
Россия

Ширяева Юлия Сергеевна – кандидат экономических наук, доцент

Нижний Новгород



Т. Ф. Краснопевцева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Краснопевцева Татьяна Федоровна – директор Ресурсного учебно-методического центра

Нижний Новгород



Список литературы

1. Борисова И.И., Едемская С.В., Макарова С.Д. Роль представителей профессионального сообщества в актуализации образовательных программ вузов // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием / под ред. И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, Л.А. Миэринь. СПб., 2019. С. 144-148.

2. Великий Д.С. К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их развития в области школьного и высшего образования // Молодой ученый. 2013. №5(52). С. 674-677. URL: https://moluch.ru/archive/52/6926/ (дата обращения: 22.10.2020).

3. Гительман Л.Д., Кожевников М.В. Центры компетенций – прогрессивная форма организации инновационной деятельности // Инновации. 2013. №10(180). С. 92-98.

4. Дульзон А.А., Васильева О.М. Модель компетенций преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2009. №2(60). С. 29-37.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование в России. 2003. №5. С. 34-42.

6. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т.3, №1. С. 202-230.

7. Ковалевич Д.А., Щедровицкий П.Г. Конвейер инноваций // Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов: [сайт]. [2012]. URL: https://asi.ru/news/49460/ (дата обращения: 17.10.2020).

8. Латухина А.Л., Маринина Ю.А. Профессиональный портрет преподавателя русского языка как иностранного: компетентностный подход // Вестник Мининского университета. 2020. Т.8, №4. С.4.

9. Макарова С.Д., Моисеев И.А. Цифровизация экономики в России как фактор развития предпринимательства // Инновационная экономика: глобальные и региональные тренды: материалы XI Международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2019. С. 91-93.

10. Макарова С.Д., Петрова О.В. «Третья миссия» университетов как составляющая реализации национальных проектов // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: материалы Международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2019. С. 73-75.

11. Методические рекомендации по формированию на базе научно-образовательных центров мирового уровня центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий, а также разработки программ деятельности («дорожных карт») центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий. М., 2019. 30 с.

12. Островский Б. К вопросу о структуре (организационно-деятельностной схеме) компетенций: доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Компетентностные практики образования и новое поколение институтов трансляции» Москва 28 апреля 2014 г. URL: http://www.myshared.ru/slide/836185/ (дата обращения 20.10.2020).

13. Плеханов Е.А. Рефлексия в концепции мыследеятельности Г.П. Щедровицкого // Вестник МГУ. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-v-kontseptsii-mysledeyatelnosti-g-p-schedrovitskogo (дата обращения: 22.10.2020).

14. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. 396 с.

15. Сагитова В.Р. Феномен компетенции: понятие, структура, условия формирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kompetentsii-ponyatie-struktura-usloviya-formirovaniya (дата обращения: 22.10.2020).

16. Сорокин А.Н., Латышев А.С., Грибовский М.В. К истории развития и перспективам эффективной кадровой политики современного конкурентоспособного университета в России // Вестник Томского государственного университета. 2019. №448. С. 150-159.

17. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М.: ГИППО, 2005. 372 с.

18. Трифонов Ю.В., Ширяева Ю.С., Вышинская Е.Н. Менеджмент знаний и развитие современной организации // Экономика и предпринимательство. 2015. №3(56). С. 519-523.

19. Трифонов Ю.В., Жариков А.В., Ширяева Ю.С. Развитие инновационного образования на основе корпоративных университетов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. №4(16). С. 103-105.

20. Хуторский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос: интернет-журнал. 2005. №4.

21. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Щедровицкий Г.П. Мышление – Понимание – Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. С. 64-125.

22. Alexander R.J. Education as Dialogue: Moral and pedagogical choices for a runaway world. York, The Hong Kong Institute of Education in conjunction with Dialogos UK, 2006.

23. Bagaric V., Mihaljevic Djigunovic J. Defining communicative competence // Metodika. 2007. Vol. 8, br. 1. Pp. 94-103. Available at: http://hrcak.srce.hr/file/42651 (accessed: 05.10.2020).

24. Barnett Ronald (ed.). The future University. Ideas and Possibilities. Routledge. 2011. 233 p.

25. Boyatzis R.E. The competent manager: A model for effective performance. New York: John Wiley and Sons, Inc., 1982. 308 p.

26. Brian K. OECD Insights Human Capital How what you know shapes your life: How what you know shapes your life. OECD Publishing, 2007. 50 p.


Просмотров: 476


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)