Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Исследование сформированности профессионально важных качеств психолога, необходимых для ресоциализации подростков, подвергшихся религиозно-экстремистскому воздействию

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-9

Полный текст:

Аннотация

Введение. Интерес экстремистских объединений и деструктивных религиозных движений к индоктринации и вербовке подростков исследователями объясняется особенностями возрастного и психосексуального развития, которые делают подростков сензитивными к входу в деструктивный религиозный культ. Подросток – ценный демографический и социальный ресурс для религиозно-политических организаций, исповедующих крайние взгляды, поскольку именно в этом возрасте резистентность к деструктивным психологическим воздействиям низка как никогда, в то время как личностные потребности в самовыражении особенно обострены. Поскольку пребывание в деструктивном религиозном культе зачастую влечет за собой различные нарушения психологического здоровья и социальной дезадаптации, подростки особенно остро нуждаются в процессе ресоциализации, который включает в себя различные терапевтические, коррекционные и реабилитационные мероприятия, направленные на восстановлении социально-психологического статуса бывших членов деструктивных культов. В свою очередь, это влечет за собой необходимость специальной подготовки психологов к реализации данного процесса, выявление особых профессиональных качеств, влияющих на эффективность процесса ресоциализации, с целью их развития у специалистов сферы социальной реабилитации.

Материалы и методы. Цель исследования – выявление уровня сформированности у психологов профессионально важных качеств, необходимых для эффективной ресоциализации подростков группы риска. В эмпирическом исследовании приняли участие 161 испытуемый-психолог: сотрудники образовательных организаций, психолого-реабилитационных центров, специалисты частной практики и центров психологической помощи. Возрастной диапазон выборки – от 25 до 53 лет. 94,37% выборки составили женщины. Основой для выводов послужили результаты математико-статистической обработки полученных данных, выполненной с помощью компьютерной программы SPSS Statistics 22 и Excel 2016. Были использованы психодиагностические методики: «Социальные нормы просоциального поведения» И.А. Фурманова, Н.В. Кухтовой, тест «СОИНТ» Н.Ф. Калиной, А.С. Лазуркина, методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко»; методика «Оценка суггестивности» О.П. Елисеева.

Результаты исследования. При высоких показателях просоциальных поведенческих установок испытуемые показали достаточно низкие показатели социального интеллекта, низкие показатели критического мышления, психологические маркеры симптомов эмоционального выгорания, выражающиеся в показателях психосоматических и психовегетативных нарушений в сфере эмоционального состояния личности специалиста, что может снизить способность специалиста к проявлению эмпатии, являющейся важным компонентом структуры профессионально важных качеств психолога.

Обсуждение и заключения. Результаты выявили факторы сдерживания личностного и профессионального роста психологов данной сферы и эффективности профессиональной деятельности по ресоциализации подростков, поскольку компетентность субъектов системы ресоциализации (социально-педагогическая, психологическая и профессиональная) во многом определяет эффективность процесса ресоциализации несовершеннолетних. Выявленные проблемы профессионального саморазвития могут быть использованы для создания и организации специальных условий, способствующих развитию системы профессиональных компетенций, обозначая направления работы специалистов.

Об авторе

С. Е. Сергеев
Российский Государственный Социальный Университет
Россия

Сергеев Сергей Евгеньевич – аспирант

Москва



Список литературы

1. Абдымомунова Б.А. Ресоциализация несовершеннолетних воспитанников интернатных учреждений и их проблемы // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 29 дек. 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 3-7.

2. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал.1992. №5. С. 104.

3. Аникин В.И., Сурма И.В. Национальная безопасность России: новые подходы в меняющемся мире // Вопросы безопасности. 2016. №3. С. 1-18.

4. Анцибор Ю.А. Профессиональная деятельность педагога-психолога по психологическому сопровождению адаптации воспитанников в суворовских военных училищах: дис. … канд. психол. наук: 19.00.03. Тверь, 2016. 271 с.

5. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. 264 с.

6. Вайле С.П. Экстремизм в современной России: тенденции и перспективы // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. №1(19). С. 59-62. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ekstremizm-v-sovremennoy-rossii-tendentsii-i-perspektivy/viewer. (дата обращения: 21.10.2020).

7. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие / под ред. И.Б. Гриншпуна. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 464 с.

8. Волков Е.Н. Тесты критического мышления: вводный обзор // Психологическая диагностика. 2015. №3. С. 5-23. URL: https://evolkov.net/critic.think/tests/Critic.Think.Tests.Volkov.E.2015.pdf. (дата обращения: 21.10.2020).

9. Дубровина И.В. Содержание работы школьного психолога // Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. 303 с. URL: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000017/index.shtml (дата обращения: 21.10.2020).

10. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001. 560 с.

11. Зимин В.А. In nomine Domini. Восприятие просоциального поведения в России: исторический анализ // Психология социология и педагогика. 2013. №4. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/04/2097 (дата обращения: 21.10.2020).

12. Кисляков П.А., Сергеев С.Е. Деструктивное влияние религиозно-экстремистских и террористических организаций на личность несовершеннолетних // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16, №5(144). С. 86-95.

13. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ; «Академия, 2004. 336 с.

14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с. URL: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_21192.pdf (дата обращения: 21.10.2020).

15. Ковтуненко Л.В. Концепция ресоциализации несовершеннолетних осужденных в педагогической среде воспитательной колонии: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 2018. 430 с.

16. Котоманова О. В. О равных правах и возможностях руководителей (мужчин и женщин) // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. Вып. 5: Психология, социальная работа. С. 130-134.

17. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. М., 1995. №1. С. 195-200.

18. Лунева О.В. История исследования социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2008. №4. С. 177-182. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2009/1/Luneva/39.pdf (дата обращения: 21.10.2020).

19. Олифиренко Е.В. Молодежный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления: на материалах Северо-Кавказского федерального округа: дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. Черкесск, 2012. 224 с.

20. Петрова Е.А., Сергеев С.Е., Третьякова Н.В. Профессиональные трудности психолого-педагогического сопровождения подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16, №6(145). С. 5-13. URL: https://rgsu.net/netcat_files/multifile/5219/6/UZ_6_2017_V_PEChAT_.pdf (дата обращения: 21.10.2020).

21. Погребняк Н.М. Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации: монография. М., 2016. 149 с.

22. Пронина Т.С. Религия и идентичность: "Homo Post-sovieticus" в поисках себя // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. №3. С. 161-174.

23. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 573 с.

24. Ресоциализация подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников экстремистской и террористической идеологии: методическое пособие / Н.В. Уварина, Л.А. Глазырина, Н.А. Пахтусова, Е.В. Рябинина, А.В. Савченков, Е.В. Щетинина. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2018. 221 с. URL: http://www.resurs-center.ru/sites/default/files/resocializaciya_podrostkov.pdf (дата обращения: 21.10.2020).

25. Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные культы // Журнал практического психолога. 2000. №1-2. С. 35-39.

26. Руденко С.В. Особенности социального интеллекта в структуре интуитивно-чувственного отражения психологов // Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология. 2018. №1. С. 81-88.

27. Сергеев С.Е. Профессионально важные качества психолога, необходимые для ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному религиозному воздействию // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов / под общ. ред. Д.В. Сочивко. Рязань, 2019. С. 152-159.

28. Сергеев С.Е. Психологические факторы профессиональной деятельности психолога по ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному религиозному воздействию // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2019. Т. 18, №3(152). С. 77-84. URL: https://rgsu.net/netcat_files/multifile/5219/14/UZ_3_2019_V_PEChAT_.pdf (дата обращения: 21.10.2020).

29. Смирнов А.М. Самосудные расправы в подростковой и молодежной среде // Социологические исследования. 2017. №6. С. 108-116. URL: http://socis.isras.ru/article/6733 (дата обращения: 21.10.2020).

30. Смыслова В.Н. Влияние миграционных процессов на состояние преступности экстремистской направленности в условиях радикализации и роста протестной активности в России и зарубежных странах // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7, №4А. С. 283-297. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-law-2017-4/29-smyslova.pdf (дата обращения: 21.10.2020).

31. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 21.10.2020).

32. Христинина Е.В. К вопросу о статистике экстремизма в Российской Федерации // Научные исследования и разработки студентов: материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции (Чебоксары, 29 июня 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 119-122. ISBN 978-5-9500416-9-3.

33. Чеснокова И.А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2005. 260 c.

34. Шегаев И.С., Манойло А.В. Особенности борьбы с международным терроризмом в условиях его интернационализации // PolitBook. 2017. №1. С. 145-165. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/81597249/ (дата обращения: 21.10.2020).

35. Шинкаренко Ю.В. Подросток в мире «собственных культур» // Мир психологии. 2017. №1(89). С. 129-133.

36. Шувалов А.В. Психологическое здоровье и образование человека // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 1. Сер. Акмеология образования. Психология развития. Вып. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-i-obrazovanie-cheloveka/viewer (дата обращения: 21.10.2020).

37. Smith A.G. How Radicalization to Violent Extremism Occurs in the United States: What Research Sponsored by the National Institute of Justice Tells Us // National Criminal Justice Reference Service. 2018. NCJ №250171. Р. 27. Available at: https://www.ojp.gov/library/abstracts/how-radicalization-violent-extremism-occurs-united-states-what-research-sponsored (accessed: 21.10.2020).

38. Barry C.M., Prenoveau J.M., Morgan C.H. Do Emerging Adults Learn What They Live? The Frequency and Importance of Childhood Family Faith Activities on Emerging Adults' Prosocial Behavior Toward Family, Friends, and Strangers // Emerging Adulthood. 2018. Vol. 6(6). Pp. 411-421. DOI: https://doi.org/10.1177%2F2167696817746038.

39. Kislyakov P., Sergeev S., Strelkov V., Belyakova N., Romanova A. Psychologists and teacher’s conception of destructive impact of extremist organizations on minors // RPTSS 2018 International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2018. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.71.

40. Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Sergeev S.E., Kulikov S.B. Social Justice Based on Religious Forms of Prosociality in Russia // International Journal of Criminology and Sociology. 2020. Vol. 9. Pp. 63-73.

41. Kislyakov P., Shmeleva E., Govin O. Modern Volunteering in the Education of Prosocial Personality Behavior // Education and Science. 2019. Vol. 21(6). Pp. 122-146. DOI: http//doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-122-145.

42. Kislyakov P., Shmeleva Е., Silaeva O., Belyakova N., Savchenko D. Research on prosocial behavior of Russian youth: statement of the problem in the context of security of the individual and society // Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). DOI: https://doi.org/10.2991/csis-18.2019.105.

43. Council of the European Union: The role of the youth sector in an integrated and cross-sectoral approach to preventing and combating violent radicalisation of young people – Conclusions of the Council and of the Representatives of the Governments of the Member States, meeting within the Council (30 May 2016). Available at: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9640-2016-INIT/en/pdf (asccessed: 21.10.2020).

44. Kundnani A. The Muslims are Coming! Islamophobia, Extremism and the Domestic War on Terror. London: Verso Books, 2014.

45. Hooper S. Exclusive: Sharp Increase in Under-18s ‘At Risk’ of Being Radicalised into Jihadists. 23 March 2014. Available at: https://more.bham.ac.uk/euro-islam/2014/04/17/exclusive-sharp-increase-18s-risk-radicalised-jihadists/ (accessed: 21.10.2020).

46. Wijaya Yahya. The Economic Ethics of Christian and Islamic Fundamentalism // Hadsell H., Stückelberger Ch. (eds.) Overcoming Fundamentalism. Ethical Responses from Five Continents Geneva. Globethics.net, 2009. Available at: https://www.globethics.net/documents/4289936/13403236/GlobalSeries_2_OvercomingFundamentalism_text.pdf/ed7e4eb2-70c4-47c0-8f68-164f2d5da9c0 (accessed: 21.10.2020).

47. Norhaidi H. Reformasi, Religious Diversity, and Islamic Radicalism after Soeharto // Journal of Indonesian Social Science and Humanities. 2008. Vol. 1, no. 1. P. 37.

48. Koerner B. Can you turn a terrorist back into a citizen? A Controversial New Program Aims To Reform Homegrown Isis Recruits Back Into Normal Young Americans. Available at: https://www.wired.com/2017/01/can-you-turn-terrorist-back-into-citizen/ (accessed: 21.10.2020).

49. Langone M., Chambers W. Outreach to Ex-Cult Members: The Question of Terminology // Cultic Studies Journal. 1991. Vol. 8, no. 2. P. 134.

50. Thompson R.L. Friction: How Radicalization Happens to Them and Us. By Clark McCauley and Sophia Moskalenko (New York: Oxford University Press, 2011)" // Journal of Strategic Security. 2012. Vol. 4, no. 4. Pp. 195-196. DOI: http://dx.doi.org/10.5038/1944-0472.4.4.10.


Просмотров: 540


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)