Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Европа как «другой» русского историософского сознания: от средневековья к модерну

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-11

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье рассматривается феномен восприятия Западной Европы как «другого» в отечественной интеллектуальной традиции.  Цель данного исследования состоит в анализе и выявлении особенностей отечественного историософского сознания при переходе российской цивилизации от средневековья к модерну в контексте идеи восприятия Европы как «другого».

Материалы и методы. Основным материалом для представленной статьи является монография нижегородских исследователей Л.Е. Шапошникова, О.В. Парилова, С.Н. Пушкина «Проблема соотношения общечеловеческого и национального в истории русской мысли». Кроме того, материалом исследования являются работы и статьи как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященные рассматриваемой нами проблеме. В данной статье использовались методы историко-философского анализа, интерпретации, сравнения и обобщения.

Результаты исследования. В средневековую эпоху главной консолидирующей силой общества была религия, которая идентифицировала «другого» в качестве католической Западной Европы. В эпоху правления императора Николая I «другим» является все тот же Запад, но уже Запад революционный с его лозунгом «Свобода, равенство, братство». В свою очередь министр народного просвещения – граф С.С. Уваров – в качестве альтернативы предложил следующую триаду: «Православие, самодержавие, народность». Формирование русской народности в этот период проходило под сильным давлением Запада, то есть «другого» русской цивилизации. Следствием случившегося в XVII в. старообрядческого раскола стало разрушение православного единства. Источником сакрализации монархической власти в России было православие. Однако, нанеся удар последнему, самодержавие взяло курс на западный абсолютизм. Для определенных социальных кругов, придерживающихся традиций древнерусского православия, государственная власть стала идентифицироваться с «другим», что привело к расколу не только в религии (православии), но и в народности. Формируется прозападная элита, которая оказывается в пустыне собственного исторического самосознания, утратив связь с православием и традиционной народной культурой. В результате историософские проекты, создаваемые как властью, так и интеллигенцией, только вносят дополнительный раскол, будучи не в силах восстановить утраченное единство.

Обсуждение и заключения. Авторам исследования удалось провести систематический и полноценный историко-философский анализ источников и литературы, посвященных данной теме. В рамках исследования представлены основные концепции, объясняющие феномен российского национального самосознания, что дает возможность рассмотреть и оценить ключевые идеи отечественных мыслителей. В результате авторам удалось осуществить комплексный и систематичный историко-философский анализ развития идеи русского национального самосознания сквозь призму концепции восприятия Западной Европы как «другого» России.

Об авторах

Д. В. Семикопов
Нижегородская духовная семинария
Россия

Семикопов Даниил Викторович – проректор по учебной работе Нижегородской духовной семинарии, доцент кафедры философии и теологии Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, заведующий филиалом ГБУК НО НГИАМЗ «Исторический парк «Россия – моя история»», кандидат философских наук

Нижний Новгород



А. А. Захряпин
ГБУК НО НГИАМЗ
Россия

Захряпин Александр Алексеевич – администратор филиала ГБУК НО НГИАМЗ «Исторический парк «Россия – моя история»», магистр богословия

Нижний Новгород



Список литературы

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016. 416 с.

2. Атнашев Т., Велижев М., Зорин А. «Особый путь»: от идеологии к методу. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 488 с.

3. Брубейкер Р. Этничность без групп. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с.

4. Валицкий А. В кругу консервативной утопии. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 704 с.

5. Вдовин А.И. Русская нация в XX веке. Русское, советское, российское в этнополитической истории России. М.: РГ-Пресс, 2019. 712 с.

6. Геллнер Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма. М.: Московская школа политических исследований, 2003. 252 с.

7. Зорин А. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 416 с.

8. Иванов А.А. Вызов национализма: Лозунг «Россия» для русских» в дореволюционной общественной мысли. СПб.: Владимир Даль, 2016.212 с.

9. Карамзин Н.М. Сочинения: в 2-х томах. Т.1. Л.: Художественная литература, 1964. 591 с.

10. Кедури Э. Национализм. СПб.: Алетейя, 2010. 134 с.

11. Магун А. Единство и одиночество. Курс политической философии Нового времени. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 544 с.

12. Мурашов В.И. Национальная идея: патриотизм, государство, идеология. М.: ИТРК, 2020. 64 с.

13. Миллер А.И. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

14. Национализм. Полемика 1909–1917 / сост. М.А. Колеров. 2-е изд. М.: Модест Колеров, 2015. 304 с. (Исследования по истории русской мысли. Том 18).

15. Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – Новое время. M: «Индрик», 2008. 304 с.

16. Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004. 464 с.

17. Соловьев А.В. «Святая Русь» (очерк развития религиозно-общественной идеи) // Сборник русского археологического общества в Королевстве СХС. Белград, 1927. С. 77-113.

18. Соловей Т.Д., Соловей В.Д. Несостоявшаяся революция: Исторические смыслы русского национализма. М.: АСТ, 2011. 542 с

19. Тесля А.А. Истинно русские люди. История русского национализма. М.: Группа компаний «Рипол классик» / Панглосс, 2019. 319 с.

20. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб.: Алетейя, 1998. 307 с.

21. Хрох М. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе // Нации и национализм. М., 2002. С. 121-145.

22. Шапошников Л.Е., Парилов О.В., Пушкин С.Н. Проблема соотношения общечеловеческого и национального в истории русской мысли. Нижний Новгород: Мининский университет; Москва: ФЛИНТА, 2020. 324 с.

23. Berlin I. Russian Thinkers. London: The Hogarth Press, 1978. 334 p.

24. Greenfeld L. Nationalism: Five Roads to Modernity. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1992.

25. Hingley R. The Russian Mind. The Bodley Head, London, 1977. 248 p.

26. Historical Perspective // Russian Nationalism. Past and Present / Ed. G Hosking, R. Service. Basingstoke (Hants.): Palgrave, 1998. PP. 149-177.

27. Lieven A. The Weakness of Russian Nationalism // Survival. Summer 1999. Vol. 41. №2. PP. 53-70.


Просмотров: 502


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)