Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Исследование кадрового потенциала национальной гвардии Российской Федерации

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-1

Полный текст:

Аннотация

Введение. Формирование и укрепление кадрового потенциала войск национальной гвардии Российской Федерации невозможно без формирования определенной духовно-нравственной составляющей. Данная составляющая непосредственно связана и, более того, определяется спецификой военной службы в войсках национальной гвардии как особого вида деятельности. В ходе рассмотрения ценностной составляющей кадрового потенциала необходимо не только определить наиболее значимые, но и оценить уровень их значимости для субъектов военно-профессиональной деятельности. Оценка значимости ценностей военной службы, на наш взгляд, может быть решена в ходе социологического анализа данной проблемы. Это связано с тем, что в данном случае наиболее целесообразно рассмотрение оценок значимости тех или иных ценностей, выявление причин, факторов и условий, влияющих на такие оценки как минимум одной из социальных групп – курсантов, которые обучаются в военном институте.
В данной статье представлен обзор ряда методик оценки кадрового потенциала военной организации, описанных в российских и зарубежных научных изданиях, рассмотрена приемлемость использования данных методик в системе военных и силовых структур, в том числе и в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для оценки кадрового потенциала военной организации проведена апробация методики оценки кадрового потенциала на основе определения иерархических ценностных структур, описаны результаты исследования на базе Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.
Материалы и методы. Анализ ответов респондентов на вопросы социологической анкеты, проведение факторного анализа, проведение процедуры многомерного шкалирования полученных факторов с использованием процедуры Alscal, обобщение и структурирование полученных результатов.
Результаты исследования. Общий список публикаций, изученных в рамках проведенного научного исследования, составил 1387 российских и зарубежных работ. Содержание отобранных научных работ позволяет дать характеристику наиболее распространенным методам оценки кадрового потенциала (регрессионный анализ, использование критерия Манна-Уитни, анализ иерархий ценностных структур).
Обсуждение и заключения. Проведенный анализ по выявлению иерархии ценностных структур у опрашиваемых показал, что основу последних составляют корпоративные и профессиональные ценности, в различной степени оказывающие влияние на стабильность и уровень кадрового потенциала личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации.

Об авторах

В. В. Косухин
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Косухин Валерий Викторович – начальник НВИ ВНГ РФ

Новосибирск



А. В. Кравец
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Кравец Александр Витальевич – кандидат социологических наук, доцент

Новосибирск



А. А. Утюганов
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Утюганов Алексей Анатольевич – доктор психологических наук, доцент

Новосибирск



А. А. Лаптев
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Лаптев Алексей Анатольевич – кандидат педагогических наук

Новосибирск

 



Список литературы

1. Афиногенова Е.А. Жизненные приоритеты и ценности молодых // США: Экономика. Политика. Идеология. 1994. №1(289). С. 97-103.

2. Вызулин Е.А., Мусина Н.И., Мухина Т.Г. Педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в ведомственных общеобразовательных организациях МВД России // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной электронной научно-практической конференции. Казань, 2016. С. 225-229.

3. Горшков Р.К. Формирование инновационного потенциала предприятия: ресурсный подход // Проблемы современной экономики. 2004. №4(12). С. 86-88.

4. Дьяченко М.И., Кондыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 187 с.

5. Запесоцкий A.C. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор // Социологические исследования. 2006. №12. С. 98.

6. Карманов А.И. Проблемы гуманитаризации подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях МО РФ // Военная мысль. 1997. №1. С. 15-29.

7. Кравец А.В., Утюганов А.А. Социальная природа ценностей и проблема организации и интериоризации ценностей и ценностных ориентаций в структуру личности // Вестник университета. 2016. №3. С. 230-235.

8. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, динамика и строение смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.

9. Максимова Л.В., Гнездилов Е.А., Максимов И.С. «Кадровый потенциал» и «трудовой потенциал»: различия в определении понятий // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. №2(5). С. 40-44.

10. Малинин В.А., Мухина Т.Г, Елисеева Н.Ю. Миссия современной школы – духовно-нравственное воспитание молодежи // Вестник Мининского университета. 2017. №4(21). С. 6.

11. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психологический журнал. 1994. Т. 14, №4. С. 44-63.

12. Маслоу А.Г. Психология бытия. М.: «Рефл-бук», 1997. 459 с.

13. Мещерякова Е.И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностное становление курсантов // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. №4. С. 174.

14. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1(26). С. 3.

15. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Модель подготовки курсантов МВД России к научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-5. С. 121-128.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 255 с.

17. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2001. 350 с.

18. Сухарев С.А. От оценки к управлению кадровым потенциалом // Вестник Омского университета: Экономика. 2012. №3. С. 107-110.

19. Утюганов А.А., Фролова Л.В. Формирование ценностей у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сборник научных статей IX Межвузовской научно-практической конференции с международным участием: в 3-х частях / под общей редакцией С.А. Куценко. Новосибирск, 2018. Часть 1. С. 223-226.

20. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. С. 167-171.

21. Фролова Л.В. Проблема формирования и развития патриотических ценностей у курсантов военного вуза // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Часть 2: Гуманитарное знание в профессиональной деятельности офицеров внутренних войск МВД России / под общ. ред. С.А. Куценко. Новосибирск, 2016. С. 397-401.

22. Федеральный закон от 03.07.2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201607030007?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 25.01.2021).

23. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. №7.

24. Цыплакова С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы // В мире научных открытий. 2013. №3.1(39). С. 154-164.

25. Шаповалов И.В., Сорокоумова С.Н. Формирование профессиональной ответственности будущих офицеров национальной безопасности: понятие, структура, условия и средства // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, №2-1. С. 127-133.

26. Castelli P., Wan Abdul Rahman W.A. The impact of empathy on leadership effectiveness among business leaders in the United States and Malaysia // International Journal of Business, Economics and Management. 2013. No. 3. Pp. 83-97.

27. Greene J.O., Burleson B.R. (eds.) Handbook of communication and social interaction skills. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Inc., 2003. 1032 p.

28. Kirillova O.V., Kirillova T.V., Abramova L.A., Gavrilova I.V., Vaibert M.I. Psychological and Pedagogical Support of the Formation of Professional World Outlook of the University Students // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6, no. 2. Pp. 280-288. DOI: http://dx.doi.org/10.13187/ejced.2017.2.280.

29. Luthra A., Dahiya R. Effective Leadership is all About Communicating Effectively: Connecting Leadership and Communication // International Journal of Management & Business Studies. 2015. No. 3(5). Pp.43-48.

30. McAdams D.P., Guo J. Narrating the Generative Life // Psychological Science. 2019. No. 26(4). Pp. 475-483.

31. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training // Iejme: Mathematics education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3463-3467.

32. Oberg K. Culture Shock: Adjustment to Now Cultural Environments // Practical Anthropology. 1960. Vol. 7. Pp. 32-44.

33. Okoro E., Washington M.C., Thomas O. The Impact of Interpersonal Communication Skills on Organizational Effectiveness and Social Self-Efficacy: A Synthesis // International Journal of Language and Linguistics. 2017. No. 3(4). Pp. 28-32.

34. Paivio S.C., Angus L.E. Narrative processes in emotion-focused therapy for trauma. Washington: American Psychological Association, 2018. 278 p.

35. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: The Free Press, 1973. 438 p.

36. Super D. Developmental approach // Brown D. (ed.) Theory and Practice of Counseling psychology. Jossey-Bass, 1984.

37. Ward C., Kennedy A. Crossing cultures: The relationship between psychological and socio-cultural dimensions of cross-cultural adjustment // Asian Contributions to Cross-Cultural Psychology. Thous and Oaks, CA, 1996. Pp. 289-306.

38. Woods T. Practice educators’ experiences of facilitating and assessing student values and ethics learning: constructing dialogue // Social Work Education. 2015. No. 34(8). Pp. 936-951.


Просмотров: 75


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)