Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Исследование готовности преподавателей вуза к реализации инклюзивной образовательной практики с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-3

Полный текст:

Аннотация

Введение. В данной статье рассмотрены проблемы готовности преподавателей вуза к реализации инклюзивной образовательной практики с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху.

Материалы и методы. Были использованы: анкета по диагностике готовности преподавателей к инклюзии; «Шкала эмоционального отклика» (Ваlаnced Emotional Empathy Scale - BEES) (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн); опросник «Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми» (по В.Г. Маралову).
Результаты исследования. Как показало исследование, только 47,1% респондентов на достаточном уровне владеют знаниями нормативной базы по реализации инклюзивного образования, 23,5% знакомы с опытом внедрения инклюзивного образования в России и за рубежом. 88,2% респондентов согласны с приоритетностью инклюзивного образования в развитии системы образования России, 73,5% позитивно относятся к включению лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху в образовательный процесс вуза. Однако 80,8% респондентов не видят самих себя центром изменений в образовательном пространстве высшей школы. Только 17,6% опрошенных демонстрируют осведомлённость в аспекте психолого-физиологических особенностей развития, специфике коммуникативной и когнитивной деятельности глухих и слабослышащих. 88,2% опрошенных не смогли назвать особые образовательные потребности в средствах адаптации и реабилитации последних.
Обсуждение и заключения. Были выявлены проблемы, сдерживающие развитие готовности преподавателей к работе в условиях инклюзивного образования. Имели место фрагментарность знаний в аспекте психолого-физиологических особенностей развития, непонимание специфики коммуникативной и когнитивной деятельности глухих и слабослышащих, педагогических технологий работы с инвалидами по слуху, особых образовательных потребностей в средствах адаптации и реабилитации. Диагностированы проблемы реализации преподавателями личностно ориентированного подхода в образовании, который является обязательным условием инклюзии. Таким образом, результаты констатирующего исследования позволяют выявить проблемы личной готовности, возникающие у преподавателей высшей школы, имеющих разный опыт «вхождения» в инклюзивную культуру и практику, и на основе этого выстроить программы психологической (методической, образовательной) поддержки в соответствии с их запросом.

Об авторе

М. В. Фомина
Оренбургский государственный медицинский университет
Россия

Фомина Марина Викторовна - кандидат медицинских наук, доцент

Оренбург



Список литературы

1. Богданова Е.В. Структура инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/239/240 (дата обращения: 21.02.2021).

2. Воробьева К.И., Макарова И.А., Блинов Л.В. Аксиологические аспекты инклюзивного образования // Педагогическое образование и наука. 2016. №2. С. 106-109.

3. Горюнова Л.В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №8. С. 166-170. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-prakticheskoy-podgotovki-obuchayuschihsya-po-magisterskoy-programme-pedagogika-inklyuzivnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 21.02.2021).

4. Гребенникова В.М. Нормативно-правовые основы развития инклюзивного образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 785. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15926 (дата обращения: 21.02.2021).

5. Гребенникова В.М. Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Фундаментальные исследования. 2015. №2(19). С. 4292-4297. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37946 (дата обращения: 21.02.2021).

6. Гребенникова В.М., Гребенников О.В., Щербина А.И. Формирование тьюторской позиции педагога в условиях инклюзивного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, №5(3). С. 195-199. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tyutorskoy-pozitsii-pedagoga-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.02.2021). 7. Данилова О.В. Психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии: теоретические основы концепта // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12, №4. С. 107-113. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-107-113.

7. Малофеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. №190. С. 8-15. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/190/malofeev_190_8_15.pdf (дата обращения: 21.02.2021).

8. Масловская С.В., Фомина М.В. Актуальные проблемы информационно-коммуникативной компетентности участников образовательного пространства ВУЗа // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. 2017. №1(18). С. 97-103. URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/1_11-18_Masl_Fom.pdf (дата обращения: 21.02.2021).

9. Масловская С.В., Фомина М.В. Особенности организации тьюторского сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях перехода на ФГОС во

10. нового поколения // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. 2018. № 3(19). С. 47-54. URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/3_5-18_mas.PDF (дата обращения: 21.02.2021).

11. Михайлова Е.А., Фомина М.В. Практики разработки и использования электронных изданий в информационно-образовательной среде вуза // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. 2019. № 1(21). С. 76-83. URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/1_10-19_Mihail.PDF (дата обращения: 21.02.2021).

12. Немирова Н.В., Кантор В.З. Исследование потребностей педагогических коллективов школ в условиях институционализации инклюзивного образования слепых и слабовидящих // Science for Education Today. 2020. №3. С. 28-44. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2003.02.

13. Ромашевская Е.С. Подготовка педагогов к проектированию инклюзивного образовательного пространства: аспекты теории и практики: монография. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. 144 с.

14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института Психотерапии, 2005. 490 с.

15. Фомина М.В., Михайлова Е.А., Каримов И.Ф. Проблемы интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду вуза // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. 2018. №3(19). С. 6-13. URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/3_1-18_fom.PDF (дата обращения: 21.02.2021).

16. Фомина М.В., Масловская С.В. Практики социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. 2018. №4(20). С. 102-110. URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/met4-18-10Fom.PDF (дата обращения: 22.12.2020).

17. Фомина М.В., Гвоздева С.Н. Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху в условиях инклюзивного образования // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. 2019. №1(21). С. 16-24. URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/1_2-19_Fomina.PDF (дата обращения: 22.12.2020).

18. Юдина О.И. Структура готовности педагога к реализации инклюзивного образования// Современные проблемы науки и образования. 2019. №6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29281 (дата обращения: 22.12.2020).

19. Ясин М. Глухие и слабослышащие студенты в системе инклюзивного высшего образования: возможности и барьеры // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17, №4. С. 601-614. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gluhie-i-slaboslyshaschie-studentyv-sisteme-inklyuzivnogo-vysshegoobrazovaniya-vozmozhnosti-i-bariery (дата обращения: 22.12.2020).

20. Aferdita A., Stankovska G. Attitudes of Teachers towards Inclusive Education // IOSR Journal of Humanities and Social Science. 2019. Vol. 24(7). Pp. 78-84. DOI: DOI: 10.9790/0837-2407017884.

21. Amor A.M., Hagiwara M., Shogren, K.A., Thompson J.R., Verdugo M.Á. Burke K.M., Aguayo V. International perspectives and trends in research on inclusive education: A systematic review // International Journal of Inclusive Education. 2019. Vol. 23(12). Pp. 1277-1295. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1445304.

22. Barbosa A.J.G., Campos R.A. Inclusive education in educational magazines: Content and bibliometric analysis // Revista Brasileira de Educacao Especial. 2010. Vol. 16(3). Pp. 479-494. DOI: https://doi.org/10.1590/S1413-65382010000300011.

23. Chrysostomou M., Symeonidou S. Education for disability equality through disabled people’s life stories and narratives: working and learning together in a school-based professional development programme for inclusion // European Journal of Special Needs Education. 2017. Vol. 32(4). Pp. 572-585. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/08856257.2017.1297574.

24. Hemmings B., Woodcock S. Preservice teachers' views of inclusive education: A content analysis // Australasian Journal of Special Education. 2011. Vol. 35(2). Pp. 103-116. DOI: http://dx.doi.org/10.1375/ajse.35.2.103.

25. Kahan D., McKenzie T.L. School Websites: A Physical Education and Physical Activity Content Analysis // Journal of School Health. 2019. Vol. 90(1). DOI: http://dx.doi.org/10.1111/josh.12851.

26. Kantor V.Z., Nikulina G.V., Nikulina I.N. The Impact of the Institutional Learning Environments on the Development of Self-Attitude In Pupils With Vision Deficiency // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2017. Vol. 9(10). Рp. 1912-1917. Available at: https://www.jpsr.pharmainfo.in/Documents/Volumes/vol9Issue10/jpsr09101753.pdf (accessed: 20.12.2020).

27. Lipka O., Meer Y. Academic support model for post-secondary school students with learning disabilities: student and instructor perceptions // International Journal of Inclusive Education. 2019. Vol. 23, no. 2. Pp. 1-16. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2018.1427151.

28. Martínez S.S., Asorey M.F., Parrilla Á. Investigación Participativa con Jóvenes con Discapacidad Visual: Cuando los Relatos de Exclusión e Inclusión Salen a la Calle // Revista Internacional de Educacion para la Justicia Social. 2019. Vol. 8(2). Pp.49-64. DOI: http://dx.doi.org/10.15366/riejs2019.8.2.003.

29. Nilsen S. Inside but still on the outside? Teachers’ experiences with the inclusion of pupils with special educational needs in general education // International Journal of Inclusive Education. 2020. Vol. 24(9). Pp. 980-996. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1503348.

30. Pastore G. Inclusion and social exclusion issues in university education in prison: considerations based on the Italian and Spanish experiences // International Journal of Inclusive Education. 2018. Vol. 22. Pp. 1272-1287. DOI: doi.org/10.1080/13603116.2018.1426050.

31. Pino-Juste M., Criado del Rey J. Teacher motivation: Bibliometric and content analysis // International Journal of Educational Organization and Leadership. 2016. Vol. 23(1). Pp. 25-36. DOI: https://doi.org/10.18848/2329-1656/CGP/v23i01/25-36.

32. Tristani L., Tomasone J., Gainforth H., Bassett-Gunter R. Taking Steps to Inclusion: A Content Analysis of a Resource Aimed to Support Teachers in Delivering Inclusive Physical Education // International Journal of Disability, Development and Education. 2021. Vol. 68(1). Pp. 116-135. DOI: https://doi.org/10.1080/1034912X.2019.1662890.

33. Uzunboylu H., Özcan D. Teaching methods used in special education: A content analysis study // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7(2). Pp. 99-107. DOI: http://dx.doi.org/10.5937/IJCRSEE1902099U.

34. Van Mieghem A., Verschueren K., Petry K., Struyf E. An analysis of research on inclusive education: a systematic search and meta review // International Journal of Inclusive Education. 2020. Vol. 24(6). Pp. 675-689. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2018.1482012.


Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)