Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-4

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье автор анализирует концептуальные положения организации профессионального воспитания будущего учителя в пространстве педагогического университета. Анализируются современные тренды социокультурного пространства и изменения в образовательной действительности, происходящие в настоящем времени. Период мощного роста технологизации и глобализации, возникновение пандемии позволяют говорить о небывалом темпе изменений и перемен в обществе, когда мы вышли уже за рамки образа пресловутого VUCA world к миру неизвестному и непредсказуемому. Автор анализирует сущность воспитательного результата и воспитательного пространства. В статье излагаются рассуждения о феномене цели в профессиональном воспитании учителя, сущностным ядром которого является профессиональное мировоззрение будущего учителя, вбирающего сложный феномен его профессионального бытия.
Материалы и методы. В статье применяются методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования. Целью статьи является определение концептуальных положений профессионального воспитания будущего учителя.
Результаты исследования. Цель профессионального воспитания будущего учителя определяется как формирование профессионального мировоззрения на основе развития базового духовно-нравственного императива личности. Методология организации профессионального воспитания в пространстве педагогического университета определяется методологическим единством конвенционального, пространственного, событийного и аксиологического подходов. Принципами профессионального воспитания автор определяет принцип свободы и осознанности, веры, конвенции поколений, совместного проживания образовательной действительности. Средовым решением реализации профессионального воспитания является конвенциональное со-бытие преподавателя и студента.
Обсуждение и заключения. В выводах автор подчеркивает необходимость исследования педагогических условий реализации конвенциональных практик в образовательном пространстве педагогического университета, а также поиска способов преодоления проблем организации профессионального воспитания будущего учителя, что составляет перспективу дальнейших исследований. Статья адресована научному педагогическому сообществу, исследователям образования в высшей школе, организаторам воспитательной деятельности в педагогических университетах.

Об авторе

С. В. Фролова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Фролова Светлана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики

Reseacher ID M-8234-2016

SPIN код: 7776-7061

Нижний Новгород



Список литературы

1. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 630 с.

2. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. №3. С. 152-236.

3. Батищев Г.С. Единство деятельности и общения // Принципы материалистической диалектики как теории познания. М.: Наука, 1984. С. 194-210.

4. Батищев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. №3. С. 95-129.

5. Джексон Ф. Жизнь в классе / пер. с англ. Р. Устьянцева, Т. Соколовой. М.: Изд. дом ГУ – ВШЭ, 2016. 248 с.

6. Лейбниц Г.В. Монадология. URL: https://archive.is/20050501042128/http://www.philos.msu.ru/libfiles/Leibn_Momad.txt (дата обращения: 26.02.2021).

7. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. Том 14. С. 21-27.

8. Мануйлов Ю.С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. Том 15. С. 83-84.

9. Примерная программа воспитания в образовательных организациях высшего образования URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FUMO/440000/Meeting_FUMO_01102020.pdf (дата обращения: 26.02.2021).

10. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А. М. Корбута. М.: Изд. дом ГУ – ВШЭ, 2010. 304 с.

11. Ставропольский Ю.В. Социально-психологический генезис «я» с позиции философии символического интеракционизма // Известия Саратовского университета Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 4. С. 76-81.

12. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. «Конвенция поколений» в новом мире образования // Высшее образование в России. 2018. №7. С. 28-38.

13. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Открытое педагогическое образование будущего. М., 2020. 348 с.

14. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Проблема этических норм в профессиональном образе учителя: сравнительный анализ // Перспективы науки и образования. 2018. №3(33). С. 74-78.

15. Фролова С.В. Профессиональное воспитание в образовательном пространстве педагогического вуза: основы проектирования: учебное пособие. Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 157 с.

16. Фролова С.В., Базарнова Н.Д., Саватеева Д.А. Формирование профессионального мировоззрения будущего учителя как миссия педагогического университета // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-4. С. 247-250

17. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 2.

18. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 72.

19. Хайдеггер М. Очерки философии. О событии // Вопросы философии. 2006. №11. С.164-166.

20. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. №10. С. 112-123.

21. Хесле В. Об отношении морали и политики. Часть I // Политические исследования. 2013. №4. С. 45-61.

22. Altbach Ph. G., Reisberg L., Rumbley L.E. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution. A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. Paris: UNESCO, 2009. 246 p.

23. Fedorov A., Ilaltdinova E., Guseva L., Frolova S. Convention of Generations in the Modern Educational Environment // Journal of Intergenerational Relationships. 2020. DOI: https://doi.org/10.1080/15350770.2020.1791780.

24. Hösle V. Der philosophische Dialog. München, 2006. in German

25. Hösle V. Die Krise der Gegenwart und die Verantwortung der Philosophie. Transzendentalpragmatik, Letztbegründung, Ethik. München, 1990. in German

26. Hösle V. Moral und Politik. Grundlagen einer Politischen Ethik für das 21. Jahrhundert. München, 1997. in German

27. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top Qualities of Great Teachers: National and Universal // Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 677. Springer, Cham, 2018. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6_6.

28. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago, 1934. Pp. 135-144, 164-178, 192-200.

29. Mead G.H. Social Consciousness and the Consciousness of Meaning // Psychological Bulletin. 1910. No. 7. Pp. 397-405.

30. Mead G.H. The Child and the Environment // Transactions of the Illinois Society for Child-Study. 1898. No. 3. Pp. 1-11.

31. Mead G.H. The Social Self // Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1913. No. 10. Pp. 374-380.

32. Metzinger T. Being No One: the self-model theory of subjectivity. Cambridge, MA: MIT Press, 2003. 714 p.

33. Metzinger T. Introduction: Consciousness research at the end of the twentieth century // Metzinger T. (ed.) Neural Correlates of Consciousness – Empirical and Conceptual Questions. Cambridge, MA: MIT Press, 2000.

34. Metzinger T. The subjectivity of subjective experience: A representationalist analysis of the first-person perspective // Metzinger T. (ed.) Neural Correlates of Consciousness – Empirical and Conceptual Questions. Cambridge, MA: MIT Press, 2000.

35. Metzinger T. (ed.) Neural Correlates of Consciousness – Empirical and Conceptual Questions. Cambridge, MA: MIT Press, 2000.

36. Silberman H.F. Semposium on Current Research on Classroom Behavior of Teachers and Its Implications for Teacher Education // Journal of Teacher Education. 1963. No. 14. P. 253.

37. Thomas M. Virtual Teaching in the Time of COVID-19: Rethinking Our WEIRD Pedagogical Commitments to Teacher Education // Frontiers in Education. 2020. Vol. 5. No. Article: 595574. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/feduc.2020.595574.

38. Wilkes K.V. Real People – Personal Identity without Thought Experiments. Oxford: Clarendon Press, 1988.


Просмотров: 151


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)