Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Применение международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в системе комплексного изучении детей раннего возраста с синдромом Дауна

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-5

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме комплексного изучения раннего развития детей с синдромом Дауна на основе принципов Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Проведен анализ сопоставимости параметров описания актуального уровня развития ребенка с нормальным и нарушенным онтогенезом в популярных методиках диагностики раннего развития с параметрами описания, принятыми в новой классификационной системе МКФ. Представлен опыт обработки и интерпретации результатов психолого-педагогического изучения когнитивной, речевой и двигательной сферы детей раннего возраста в контексте выраженности ограничений их повседневной жизнедеятельности и здоровья. Описана методика установления функционального и реабилитационного диагноза, а также процедура документального оформления результатов проведенного психолого-педагогического изучения с учетом классификационных категорий, принятых в МКФ. Определена значимость полученных результатов для взаимодействия междисциплинарной команды специалистов в рамках Службы ранней помощи.
Материалы и методы. При написании статьи применялись методы изучения отечественных и зарубежных литературных источников; обобщение и систематизация результатов изучения когнитивной, речевой и двигательной сферы детей раннего возраста с синдромом Дауна; экспериментальные методики и шкалы оценки своевременности развития детей в раннем возрасте.

Результаты исследования. Рассмотрено многообразие подходов к изучению развития детей с нормальным и нарушенным развитием в раннем онтогенезе. На основе изучения отечественных и зарубежных литературных источников были отобраны наиболее распространенные методики комплексной оценки когнитивной, речевой и двигательной сферы детей раннего возраста с нарушениями развития и проведена оценка их сопоставимости с параметрами описания, принятыми в классификационной системе доменов МКФ. Анализ данных показал, что в процессе изучения отдельных или системных показателей раннего развития детей раннего возраста с синдромом Дауна могут применяться любые знакомые специалисту диагностические средства, прошедшие процедуру экспериментальной апробации и валидизации. При этом в модификации нуждается лишь процесс обработки, интерпретации и окончательного оформления результатов тестирования в протоколе, в то время как стимульный материал и процедура проведения исследования не нуждается в какой-либо модификации.

Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что МКФ может эффективно применяться на всех этапах изучения детей раннего возраста не только с синдромом Дауна, но и любыми вариантами нарушенного развития. Внедрение МКФ профилей в процесс документального оформления результатов первичной диагностики и динамического наблюдения обеспечивает согласованность взаимодействия специалистов Службы ранней помощи как внутри организации, так и на межведомственном уровне.

Об авторе

Л. С. Граматикополо
Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

Граматикополо Людмила Савельевна – аспирант кафедры логопедии

Москва



Список литературы

1. Бабаян В.В., Виноградов А.Ф., Зубарева Г.М. Состояние здоровья детей с синдромом Дауна // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2013. №1. С. 24-28.

2. Барашнев Ю.И., Бахарев В.А., Новиков П.В. Диагностика и лечение врожденных и наследственных заболеваний у детей. М.: ТриадаХ, 2004. 560с.

3. Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2004. 336 с.

4. Ивенских И.В., Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. 2018. №1. С. 12.

5. Казьмин А.М. Участие: теоретические аспекты и оценка в практике ранней помощи // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4, №2. С. 115-127.

6. Ковалева Г.А., Бусаркова Н.В. Сравнительное изучение общения дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2010. №1. С. 18-24.

7. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. №1839. URL: http://government.ru/docs/24425/ (дата обращения: 02.11.2020).

8. Лаутеслагер П. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения / пер. с англ. О.Н. Ертановой при участии Е.В. Клочковой. 2-е изд. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. 344 с.

9. Левченко И.Ю., Волковская Т.Н., Ковалева Г.А. Психологическая помощь в специальном образовании: учебник. М.: Инфра-М, 2018. 314 с.

10. Левченко И.Ю., Сорокоумова С.Н. Комплексный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста: монография / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 2012. 118 с.

11. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: книга для родителей. М.: АРКТИ, 2006. 72 с.

12. Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации // Дефектология. 2007. №6. С. 60-68.

13. Ермолаева Е.Е., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж., Самарина Л.В.О ранней помощи детям и их семьям // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15, №2. С. 4-18.

14. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям. М.: Институт общегуманитарных исследований, Ассоциация Даун Синдром, 2001. 80 с.

15. Прибушеня О.В., Гусина Н.Б. Диагностика синдрома Дауна в I триместре беременности при многоплодии // Пренатальная диагностика. 2013. №2. С. 103-110.

16. Приходько О.Г. и др. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям. М.: Парадигма, 2018. 377 с. Серия «Раннее развитие и коррекция».

17. Приходько О.Г., Югова О.В. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. М.: ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”», 2015. 145 с.

18. Разенкова Ю.А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. №2. С. 35-44.

19. Ребенок с синдромом Дауна. Новое руководство для родителей / под ред. С.Дж. Скаллеран. 2-е изд. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. 424 с.

20. Самарина Л.В. Построение программ раннего вмешательства на основе международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья // Hормализация жизни и социальное сопровождение детей и взрослых с нарушениями в развитии [Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник] / под ред. В.Л. Рыскиной. СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2015. Вып. 6. С. 47-58.

21. Семенова Н.А., Чубарова А.И. Физическое развитие детей первого года жизни с синдромом Дауна, находящихся на воспитании в семье // Вопросы современной педиатрии. 2012. №4. С. 128-132.

22. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет / под ред. Ю.И. Барашнева. М.: Триада-Х, 2007. 280 с.

23. Служба раннего вмешательства: методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи / сост. Л.В. Блохина, С.В. Калинина, Н.И. Морозова, Л.В. Самарина, Т.И. Сивухина, И.И. Торопова. 2-е изд., доп. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010. 197 с.

24. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2003. 128 с.

25. Современные подходы к болезни Дауна / под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. М.: Педагогика, 1991. 331 с.

26. Сорокоумова С.Н. и др. Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовательном пространстве: коллективная монография. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2020. 222 с.

27. Сорокоумова С.Н., Суворова О.В., Мухина Т.Г. Психологическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2016. №5. С. 106-114.

28. Уиндерс П.С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна: руководство для родителей и специалистов / пер. с англ. Н.С. Грозной. 2-е изд. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2011. 294 с.

29. Урядницкая Н.А. Cиндром Дауна: особенности нейроанатомии // Синдром Дауна ХХI век. 2012. №1. С. 10-13.

30. Чубарова А.И., Семенова Н.А., Катюхина А.В. Медицинское наблюдение за ребенком с синдромом Дауна // Синдром Дауна ХХI век. 2010. №2. С. 11-14.

31. Björck-Åkesson E. et al. The International Classification of Functioning, Disability and Health and the version for children and youth as a tool in child habilitation/early childhood intervention — Feasibility and usefulness as a common language and frame for practice // Disability and Rehabilitation. 2010. Vol. 32(S1). Pp. 125-138.

32. Brazelton T.B., Cramer B.G. The earliest relationship. Parents, infants and the drama of early attachment. London, 1990. 280 p.

33. Brouwers N. Structural challenges to implementation of early intervention of the biopsychosocial model // International Journal of Disability Management. 2014. Vol. 9. Р. 1. DOI: https://doi.org/10.1017/idm.2014.65.

34. Buckley F. Modelling Down syndrome // Down Syndrome Research and Practice. 2008. Vol. 12(2). Pp. 98-102.

35. Engel G.L. The clinical application of the biopsychosocial model // American Journal of Psychiatry. 1980. Vol. 137(5). Pр. 535-544.

36. Guralnick M.J. Inclusion as a core principle in the early intervention system // Guralnick M.J. The Developmental Systems Approach to Early Intervention. Paul H. Brookes Pub. Co., Baltimore, MD; London, 2005. Pр. 59-69.

37. Moore D.G., Oates J.M., Hobson R.P., Goodwin J. Cognitive and social factors in the development of infants with Down syndrome // Down Syndrome. Research and Practice. 2002. Vol. 8(2). Pр. 43-52. DOI: https://doi.org/10.3104/reviews.129.


Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)