Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Соотношение личностной и реактивной тревожности в психологическом статусе заикающихся пациентов

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-6

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме изучения психологических особенностей пациентов с заиканием. Представлен теоретический обзор классических и современных подходов к изучению личности заикающихся и их социально-коммуникативных навыков. Представлены результаты экспериментального исследования, определяющие взаимосвязь между социально-коммуникативными способностями и показателями личностной и реактивной тревожности заикающихся пациентов. Определена значимость полученных результатов для построения и реализации работы междисциплинарной команды специалистов.
Материалы и методы. При написании статьи применялись следующие методы: теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных источников; обобщение и систематизация результатов изучения личностной сферы заикающихся пациентов; экспериментальные методики изучения социально-коммуникативных и психологических особенностей пациентов с заиканием; методы статистической обработки экспериментальных данных.
Результаты исследования. Рассмотрено многообразие подходов к изучению личностных особенностей лиц с заиканием. В процессе изучения литературных источников была выявлена взаимосвязь состояния эмоционально-личностной сферы и коммуникативно-речевых возможностей пациентов с заиканием, что в дальнейшем нашло подтверждение при анализе результатов эмпирической части исследования. Анализ данных показал, что уровень социальной тревожности и страха негативной оценки (выраженность социальной фобии) у пациентов с заиканием в несколько раз превышают нормальные показатели и коррелируют с жесткостью фиксации на речевом дефекте. В ходе исследования обнаружены инвариантные и вариативные компоненты в структуре социально-коммуникативной дезадаптации пациентов с заиканием. К инвариантным компонентам мы отнесли наличие высокой социальной тревожности (социального дистресса, избегания и страха негативной оценки) в сочетании с неадаптивной системой социальных установок, характерные для большинства заикающихся. К вариативным компонентам относятся индивидуальные особенности проявления ситуативной тревожности и социально-психологические характеристики затрудненного общения, которые носят персонализированный характер.
Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что выявленные трудности и особенности социально-коммуникативного функционирования пациентов с заиканием определяют необходимость проектирования иерархически выстроенной педагогической модели логопедического воздействия, позволяющей учесть инвариантные и вариативные компоненты в структуре социально-коммуникативной дезадаптации и дифференцировать коррекционное воздействие в контексте алгоритмизированного и персонифицированного подходов к логопедической реабилитации.

Об авторах

Е. Е. Шевцова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Шевцова Елена Евгеньевна – доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин

Москва



Л. А. Тарасова
ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова»
Россия

Тарасова Лидия Андреевна - логопед

Москва



Т. Б. Филичева
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Российская Федерация
Россия

Филичева Татьяна Борисовна – доктор педагогических наук, почетный профессор кафедры логопедии Института детства

Москва



Т. В. Туманова
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия

Туманова Татьяна Володаровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института детства

Москва



Список литературы

1. Андронова Л.З., Лохов М.И. Использование методов дестабилизации устойчивого состояния в клинике и лечении заикания // Физиология человека. М., 1983. С. 74-154.

2. Асатиани Н.М. и др. Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной терапии затяжных форм заикания у взрослых в условиях стационара. М., 1980. С. 156.

3. Буянов М.И. Мутизм: классификация, психотерапия, прогноз, личность при мутизме // Дефектология. 1985. №2. С. 38-73.

4. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб, 1997. С. 112.

5. Гиляровский В.А. О лечении истерических расстройств и слуха у контуженных // Труды 2-го пленума госпитального совета. М., 1943. С. 88-110.

6. Гусаров С.В. Анализ и перспективы применения технических средств коррекции заикания в общей картине подходов к устранению заикания // Дефектология как базис инклюзии: материалы Международной научно-практической конференции 15-16 сентября 2016 г. СПб.: 2016. С. 63-67.

7. Гусаров С.В. Диагностика и программа психолого-педагогического воздействия на речевые и неречевые проявления заикания у взрослых с применением приложений для смартфонов // Специальное образование. 2017. №4(48). С. 72-82.

8. Гусаров С.В. К проблематике коррекционной работы с заикающимися взрослыми в условиях актуальной речевой коммуникации // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции 24-25 апреля 2016 г. Барнаул, 2016. С. 118-121.

9. Гусаров С.В. Некоторые вопросы психолого-педагогической работы с заикающимися взрослыми в условиях актуального речевого общения // Мир специальной педагогики и психологии. 2017. №6. С. 82-88.

10. Гусаров С.В. Эволюция научных направлений к пониманию заикания в специальной педагогике: перспективы применения современных технических средств как интегративных IT-технологий в составе комплексной психолого-педагогической коррекции // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №7. С. 36-43.

11. Гусаров С.В., Рау Е.Ю. Возможности применения акустических способов воздействия при устранении речевой судорожности взрослых заикающихся // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №1(76). С. 169-175.

12. Гусаров С.В., Рау Е.Ю. Использование современных технических средств коррекции как интегративной технологии в процессе функциональных речевых тренировок с заикающимися взрослыми // Мир науки, культуры, образования. 2017. №2(63). С. 15-19.

13. Гусаров С.В., Рау Е.Ю. Исследование проявлений заикания в разных условиях общения: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности 050715. M.: Копирус, 2017. 8 с.

14. Гусаров С.В., Рау Е.Ю. Оценка степени выраженности речевых и неречевых проявлений при заикании у взрослых: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности 050715. М.: Копирус, 2017. 10 с.

15. Гусаров С.В., Рау Е.Ю. Программа коррекции заикания у взрослых с использованием приложений для смартфона с эффектом ритмизации: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности 050715. М.: Копирус, 2017. 31 с.

16. Гусаров С.В., Рау Е.Ю. Формирование коммуникативных умений взрослых заикающихся средствами комплекса технических и программных средств в процессе логопсихокоррекции // Мир специальной педагогики и психологии. 2015. №2. С. 75-83.

17. Гусаров С.В., Рау Е.Ю. Формирование коммуникативных умений взрослых заикающихся в процессе логопсихокоррекции // Мир специальной педагогики и психологии. 2016. №4. С. 113-118.

18. Казаков В.Г. Клиническая характеристика больных затяжными формами заикания: автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 1973.

19. Ковшиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей / под ред. Е.С. Иванова. Л., 1976. С. 36-78.

20. Лавкай И.Ю. О характерологических изменениях у подростков, страдающих заиканием // Дефектология. 1976. №2. С. 111-130.

21. Левина Р.Е. Об эмоциогенных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи // Дефектология. 1981. №1. С. 99-112.

22. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. СПб., 1997. 276 c.

23. Сорокоумова С.Н. Организация инклюзивного обучения в условиях модернизации образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, №2(3). С. 618-620.

24. Сорокоумова С.Н. Организация психологической помощи в условиях инклюзивного образования // Приволжский научный журнал. 2011. №3. С. 214-218

25. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра РАН, 2010. Т.12. С. 132-134.

26. Сорокоумова С.Н., Левченко И.Ю. Комплексный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста: монография. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012. 118 с.

27. Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Методическое и технологическое обеспечение подготовки практических психологов // Великие реки 2012: труды конгресса 14-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах / ответственный редактор Е.В. Копосов. Н. Новгород, 2013. С. 192-194.

28. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. М.: В. Секачев, 2006. С. 30.

29. Шевцова Е.Е. Заикание: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 242 с.

30. Шевцова Е.Е. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: заикание: учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 242 с. (Серия: Профессиональное образование).

31. Шевцова Е.Е. Применение аппарата АКР-01 «МОНОЛОГ» в комплексной коррекции речи при заикании // Российская оториноларингология. 2002. (1, май).

32. Шкловский В. М., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И. и др. Патогенетическая классификация заикания // Неврология и Психиатрия им. С.С. Корсакова. 2000. №8. С.67.

33. Шкловский В.М., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И. и др. Патогенетические механизмы заикания // Неврология и Психиатрия им. С.С. Корсакова. 2000. №4. С.50.

34. Alm P.A. Stuttering in relation to anxiety, temperament, and personality: review and analysis with focus on causality // Journal Fluency Disord. 2014. Vol. 40. Pp. 5-21. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jfludis.2014.01.004.

35. Coleman C.E. Comprehensive Stuttering Treatment for Adolescents: A Case Study // Lang Speech Hear Serv Sch. 2018. Vol. 49(1). Pp. 33-41. DOI: https://doi.org/10.1044/2017_lshss-17-0019.

36. Douglass J.E., Kennedy C., Smith K. Speech-Language Therapy Experiences Across the Life Span of an Individual Who Covertly Stutters: A Thematic Analysis // Perspectives of the ASHA Special Interest Groups. 2020. Vol. 5(6). Pp. 1441-1453. DOI: https://doi.org/10.1044/2020_PERSP-20-00009.

37. Douglass J.E., Schwab M., Alvarado J. Covert Stuttering: Investigation of the Paradigm Shift From Covertly Stuttering to Overtly Stuttering // American Journal of Speech-Language Pathology. 2018. Vol. 27(3S). Pp. 1235-1243. DOI: https://doi.org/10.1044/2018_ajslp-odc11-17-0190.

38. Flynn T.W., St Louis K.O. Changing adolescent attitudes toward stuttering // Journal Fluency Disord. 2011. Vol. 36(2). Pp. 110-121. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jfludis.2011.04.002.

39. Garcia-Barrera M.A., Davidow J.H. Anticipation in stuttering: A theoretical model of the nature of stutter prediction // Journal Fluency Disord. 2015. Vol. 44. Pp. 1-15. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jfludis.2015.03.002.

40. Julie D. Anderson The Role of Executive Function in Developmental Stuttering // Seminars in Speech and Language. 2019. Vol. 40(04). Pp. 305-319. DOI: https://doi.org/10.1055/s-0039-1692965.

41. Ladouceur R., Caron C., Caron G. Stuttering severity and treatment outcome // Journal Behav Ther Exp Psychiatry. 1989. Vol. 20(1). Pp. 49-56. DOI: https://doi.org/10.1016/0005-7916(89)90007-4.

42. Nang C., Hersh D., Milton K., Lau S.R. The Impact of Stuttering on Development of Self-Identity, Relationships, and Quality of Life in Women Who Stutter // American Journal of Speech-Language Pathology. 2018. Vol. 27(3S). Pp. 1244-1258. DOI: https://doi.org/10.1044/2018_AJSLP-ODC11-17-0201.

43. Neef N.E.Neurobiological Groundin of Persistent Stuttering: from Structure to Function // Current Neurology and Neuroscience Reports. 2015. Vol. 15. Article number: 63. DOI: https://doi.org/10.1007/s11910-015-0579-4.

44. O'Dwyer M., Walsh I.P., Leahy M.M. The Role of Narratives in the Development of Stuttering as a Problem // American Journal of Speech-Language Pathology. 2018. Vol. 27(3S). Pp. 1164-1179. DOI: https://doi.org/10.1044/2018_AJSLP-ODC11-17-0207.

45. Peters H.F., Hulstijn W., Van Lieshout P.H. Recent developments in speech motor research into stuttering // Folia Phoniatr Logop. 2000. Vol. 52(1-3). Pp. 103-119. DOI: https://doi.org/10.1159/000021518.

46. Singer C., Hessling A., Kelly E.M., Singer L., Jones R. Clinical Characteristics Associated With Stuttering Persistence: A Meta-Analysis // Journal of Speech Language and Hearing Research. 2020. Vol. 63(7). Pp. 1-24. DOI: https://doi.org/10.1044/2020_JSLHR-20-00096.

47. Tichenor S., Yaruss J.S. A Phenomenological Analysis of the Experience of Stuttering // American Journal of Speech-Language Pathology. 2018. Vol. 27(3S). Pp. 1180-1194. DOI: https://doi.org/10.1044/2018_AJSLP-ODC11-17-0192.


Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)