Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Психологическая структура интеллигентности будущего офицера: системный подход и междисциплинарный анализ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-10

Полный текст:

Аннотация

Введение. Задача формирования личности офицера, обладающего не только суммой знаний, умений и способностей, а развитой системой ценностей и, в конечном счете, интеллигентностью, является актуальной для современной высшей и военной школы. Для решения указанной задачи необходимо не только правильно организовать и направить учебно-воспитательную деятельность, но и установить психологическую структуру интеллигентности будущего офицера, а также особенности её функционирования. Автором вопросы исследования понятия и структуры, а также выявления особенностей психического функционирования интеллигентности решаются на основании применения системного и междисциплинарного анализа, путем изучения массива литературы из различных областей социально-гуманитарного знания, при этом раскрываются психологические закономерности реального социального бытия интеллигентности. В исследовании представлены основные научные результаты теоретического анализа психологической структуры интеллигентности будущего офицера, в которой выделены формальная, содержательная и функционально-деятельностная стороны, а также указано на особый характер интеллигентности как формы социальной памяти.
Материалы и методы. В качестве методологии исследования используется субъектно-деятельностный, системный, комплексный и аксиологический подходы. Методами проведения исследования явились: анализ, синтез и абстрагирование; системный анализ и моделирование; аналогия и дедукция.
Результаты исследования. Основными научными результатами исследования являются обобщенные автором системные представления о психологической структуре интеллигентности, выявленные, с одной стороны, на основании анализа литературных источников, с другой – через изучение ее реального функционирования и бытия в психической деятельности личности.
Обсуждение и заключения. Мышление военного интеллигента есть функционирование сложных психических образований в структуре личности, которые позволяют соотносить события и факты деятельности с общими смысложизненными проблемами его субъектного бытия, для него характерен развитой интеллект и постоянство применения критического мышления.

Об авторе

П. Ю. Наумов
Федеральное государственное казенное учреждение здравоохранения «Центр военно-врачебной экспертизы войск национальной гвардии Российской Федерации»
Россия

Наумов Петр Юрьевич - кандидат педагогических наук, помощник начальника

Москва



Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Труды по психологии (избранное). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. 546 с.

2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. 196 с.

3. Дубровина И.Н. Психологическая культура личности // Развитие личности. 2011. №4. С. 59-77.

4. Жукова Н.В. Контексты становления личной культуры субъекта познания: монография. Екатеринбург: Уральский институт экономики, управления и права, 2012. 348 с.

5. Жукова Н.В. Развитие личной культуры студентов в контекстном обучении // Системная интеграция в здравоохранении. 2016. №4(30). С. 37-46.

6. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить: учебно-методическое пособие. 2-е изд., стер. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2009. 108 с.

7. Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете. СПб, 2000. С. 130-133.

8. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры: учебное пособие. 2-е изд., пер. и доп. М., 2018. 499 с. Серия 22: Антология мысли.

9. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.

10. Келеман Л.А. Интеллигентность как интегральное качество человека. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. 222 с.

11. Келеман Л.А. Интеллигентность: антропологический статус и манифестация в современном мире: автореф. дис. ... д-ра философских наук: 09.00.13. Ставрополь, 2006. 38 с.

12. Келеман Л.А. Методологические и теоретические основания исследования интеллигентности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Социология». 2005. №1. С. 27-40.

13. Келеман Л.А. Понятие «интеллигентности» в российской духовной традиции // Вестник Ставропольского государственного университета. 2004. Вып. 36. С. 70-78.

14. Келеман Л.А. Философия интеллигентности. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. 227 с.

15. Келли Дж. Теория личности: психология личностных конструктов. СПб.: Речь, 2000. 249 с.

16. Ковалева С.В. Формирование интеллигентности: онтологический аспект // Интеллигенция и мир. 2011. № 4. С. 59-76.

17. Ларионова Е.Н. Природа и сущность понятия интеллигентность // Аналитика культурологии. 2014. №1(28). С. 30-34.

18. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006. 416 с.

19. Лосев А.Ф. Об интеллигентности // Credo new. 2006. №1. URL: http://www.credonew.ru/current/html/5.htm (дата обращения: 05.10.2020).

20. Мартынова Е.А. Типологизация и аксиологические основания интеллигентности // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2015. №4(29). С. 8-11.

21. Миллс Ч.Р. Бессильные люди: роль интеллектуалов в обществе // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2014. №2(94). URL: https://magazines.gorky.media/nz/2014/2/bessilnye-lyudi.html (дата обращения: 23.01.2021).

22. Митрофанова Е.Ю., Наумов П.Ю., Дорошенко Е.В. Мировоззренческо-гуманистическая функция литературы в жизни общества // Идеи и идеалы. 2013. Т. 2, №2. С. 102-108.

23. Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Откуда берутся ценности: эпистемолого-аксиологический подход // Ценности и смыслы. 2013. №4. С. 122-130.

24. Наумов П.Ю., Повшедная Ф.В. Психологическая природа интеллигентности офицера // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 12.

25. Наумов П.Ю., Повшедная Ф.В. Психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к интеллигентности у будущих офицеров в среде военной образовательной организации высшего образования // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1. С. 9.

26. Наумов П.Ю., Утюганов А.А. Справедливость как объект системного анализа // Научное мнение. 2014. №10(3). С. 34-41.

27. Симаева Н.П. Развитие университетского образования: пути и условия формирования интеллигентности студента // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2007. №10. С. 18-27.

28. Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в российской истории. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. 344 с.

29. Соколов А.В. Формула интеллигентности // Вопросы философии. 2005. №5. С. 57-67.

30. Тепикин В.В. Взаимоотношения художественной интеллигенции и власти 60-х годов ХХ века в отечественной историографии (1 и 2 этапы) // Человек в социальном мире:междисциплинарный научно-практический вестник НИИ социальных проблем РАЕН. 2006. №1. С. 80-81.

31. Тепикин В.В. Кристаллизация интеллигенции: [сборник научно-популярных эссе и очерков]. Иваново: Ивановский государственный университет, 2011. 129 с.

32. Тощенко Ж.Т. Интеллигенция и интеллектуалы: современные реалии // Социология. 2012. №1. С. 27-36.

33. Труфанов А.А. Основы теории интеллигентности: [монография]: Казань: Новое знание, 2002. 271 с.

34. У-Цзы (Сунь-Цзы) Искусство войны / перевод с китайского, примечания, комментарии Н.И. Конрада. М.: Эксмо, 2012. 480 с.

35. Фунтикова Н.В. Интеллигентность как содержание воспитания в современной высшей школе // Гуманитарный вестник (Горловка). 2015. №2. С. 162-173.

36. Corballis M.C. Mind Wandering. Remembering the past and imagining the future share similarities // American Scientist. 2012. Vol. 100. S. 210-217.

37. Chernoperov V., Usmanov S. The powerlessness of intellektual: Ralf Dahrendorf’s experience // American Scientific Journal. 2016. Vol. 7, no. 7.

38. Meifort F. Ralf Dahrendorf: Eine Biographie. S. 21, 22; Eadem. The border crosser: Ralf Dahrendorf as a public intellectual between theory and practics // Societa Mutamento Politica. 2019. Vol. 10, no. 19. P. 67.


Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)