Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Эволюция подходов к проблеме влияния античной философии на христианство

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-11

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье анализируются различные взгляды, высказанные в отечественной и зарубежной критике, на проблему о границах и степени влияния античной мысли на христианскую традицию. Статья анализирует вопрос не только об искажении античной философией христианства, но и о правомочности влияния уже самого «эллинского» христианства на культуры других народов. Особое внимание уделяется анализу сходства и различий в подходах к данному вопросу в философской мысли на Западе и в отечественной философии.
Материалы и методы. Основным материалом для данной статьи является монография Г.В. Флоровского «Христианство и цивилизация: Избранные труды по богословию и философии», а также обширная статья П.Б. Михайлова «Концепция эллинизации христианства в истории теологии». Кроме того, материалом исследования являются труды других отечественных и зарубежных авторов, анализирующие рассматриваемую проблему. В статье использовались методы сравнительного анализа, обобщения и историко-философского анализа.
Результаты исследования. Проведенный анализ показывает, что возникшая в протестантизме концепция подмены евангельской проповеди в поздней христианской мысли чуждыми идеями античной философии претерпела эволюцию. Современная критика подчеркивает, что само обвинение строится на базе германской философии истории, в которой не принимается феномен Евангелия как Традиции, т.е. Предания. Таким образом, она разрывает Евангелие и Предание и замыкает Благовестие в конкретном историческом моменте. По мнению исследователей, необходимо различать декларацию о подмене евангелия философией как теоретическое предположение и историческую реальность как процесс реализации Благой вести, происходивший во II веке и в последующее время. В настоящее время становится актуальной идея идентичности внутреннего содержания конфессиональной веры и разнообразия внешних культурных форм его выражения.
Обсуждение и заключения. Автору исследования удалось провести сравнительный и системный анализ подходов, определяющих силу и объем влияния античной философии на христианское богословие, в трудах как отечественных, так и зарубежных мыслителей. В результате автору удалось осуществить комплексный анализ различных подходов в оценках степени влияния античной философии на христианское богословие, а также проследить эволюцию этих идей.

Об авторе

А. А. Пешков
Нижегородская духовная семинария
Россия

Пешков Алексей Адольфович - кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель

Нижний Новгород



Список литературы

1. Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. 256 с.

2. Ахутин А. Тяжба о бытии. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. 304 с.

3. Братухин А.Ю. Рождение стиля христианской литературы (Климент Александрийский и Тертуллиан): дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2016. 370 с.

4. Гагинский А.М. Постметафизическая теология в контексте истории онтологии // История философии. 2017. Т. 22, №1. С. 53-67.

5. Гарнак А. История догматов // Раннее христианство: [в 2 т.]. Т.2. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.

6. Гарнак А., Юлихер А., Ренан Э. и др. Раннее христианство: [в 2 т.]. Т. 1. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. 654 с.

7. Гарнак А. фон // Православная Богословская Энциклопедия. Т. 10. М., 2010. С. 431-434. URL: http://www.pravenc.ru/text/161705.html (дата обращения: 28.04.2018).

8. Григорьев К.Г. Сущность христианства: Лекции проф. А. Гарнака // Вера и разум. 1903. Т. 1, ч. 1. С. 25-46, 148-172, 241-270, 279-300, 381-404, 431-450.

9. Зайцева И.В. Античное наследие в идеях и деятельности Климента Александрийского: дис. … канд. ист. наук. Белгород, 2011. 203 с.

10. Зеньковский В., прот. Апологетика. Париж: UMCA-PRESS, 1957. 260 с.

11. Калачинский П. Учение святых отцов и учителей Церкви в отношении к философии Платона // Вера и разум. Т.1, ч. 1. Харьков, 1900. С. 21-42.

12. Калачинский П.А. Можно ли обвинять св. Отцов и Учителей Церкви первых веков христианства в так называемом платонизме (заимствовании идей у философа Платона и его последователей). Харьков, 1900.

13. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.

14. Кулюкин С.Л. «Сущность христианства» проф. Адольфа Гарнака. Петроград, 1902.

15. Лаут Э. Пост-патристическое богословие, или за пределами неопатристического синтеза. URL: https://bogoslov.ru/article/1982765 (дата обращения: 02.12.2020).

16. Лебедев А.П. Сущность христианства по изображению церк. историка А. Гарнака // Богословский вестник. 1901. №10. С. 305-330; №11. С. 429-445; №12. С. 650-671.

17. Линицкий П. Название: Учение Платона о божестве. М.: Типография С.Т. Еремеева, 1876.

18. Ловягин Е.И. Об отношении писателей классических к библейским по воззрениям христианских апологетов. СПб., 1872.

19. Михайлов П.Б. Концепция эллинизации христианства в истории теологии // Вестник ПСТГУ. 2017. Вып. 71. С. 50-68.

20. Морескини Клаудио. История патристической философии. М., 2011. 864 с.

21. Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Возникновение кафолической традиции [100-600]. Т.1. М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2007. С. 37.

22. Приходько М.А. Апологетика Иустина Философа и Татиана Ассирийца как опыт самосознания христианской культуры: дис. … канд. филос. наук. СПб., 2014.

23. Пылаев М.А. Христианские рецепции античной культуры в контексте теологической проблемы «эллинизации христианства» // Религиоведение. 2002. №1. С. 3-14.

24. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2006. 1008 с.

25. Сидоров А.И. Начало Александрийской школы: Пантен, Климент Александрийский // Ученые записки РГПУ. Вып. 3. М., 1998. С. 56-138.

26. Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т.1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). М.: Сибирская Благозвонница, 2011. 432 с.

27. Скворцов К.И. Философия отцов и учителей Церкви. (Период апологетов). Киев: Изд-во им. свт. Льва папы Римского, 2003. 472 с.

28. Тареев М.М. Вероучение св. Иустина Мученика в его отношении к языческой философии // Вера и разум. Т. II. Ч. II. Харьков, 1893. С. 112-236.

29. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование. Т.1. М.: Типография Г. Лисснера, А. Гешеля, 1900. 465 с.

30. Флоровский Г.В. Христианство и цивилизация: Избранные труды по богословию и философии. СПб., 2005. 862 с.

31. Холл Стюарт Дж. Учение и жизнь ранней Церкви. Новосибирск: Посох, 2000. 324 с.

32. Хоружий С.С. Идея неопатристического синтеза как недошедшее послание // Вопросы философии. 2014. №7. С. 154-160.

33. Хоружий С.С. Концепция неопатристического синтеза на новом этапе. URL: http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2015/11/hor_neopatr_new_etap2013.pdf (дата обращения: 26.11.2020).

34. Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. II: Доникейское христианство (100-325 г. по Р.Х.). СПб.: «Библия для всех», 2010.

35. Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. Париж 1989. 389 с.

36. Шуфрин А.М. Гнозис, Богоявление, Обожение: Климент Александрийский и его источники. М., 2013.

37. Bray G. Scripture and Tradition in Reformation Thought // Evangelical Review of Theology. 1995. Vol. 19.2. Pp. 157-166.

38. Buda D. Some aspects of Adolf von Harnack’s criticism on Orthodox tradition / HTS Teologiese Studies. 2013. Vol. 69, no. 1. Pp. 1-6. Available at: https://cyberleninka.org/article/n/433851/viewer (accessed: 06.04.2021).

39. Korak C. Created or uncreated: The influence of philosophy and cultural normatives on the development of opposing interpretations of Christ as Logos leading up to Nicaea. Evanston, Illinois. 2010. 78 p. Available at: https://www.academia.edu/678348/Created_or_uncreated_The_influence_of_philosophy_and_cultural_normatives_on_the_development_of_opposing_interpretations_of_Christ_as_Logos_leading_up_to_Nicaea (accessed: 20.01.2021).

40. Louth A. Modern Orthodox Thinkers. From the Philokalia to the present. London: SPCK, 2015. 382 p.

41. Meredith A. Christian Philosophy in the Early Church. London: T&T Clark, 2012. 173 p.

42. Mong A. Purification of Memory. A Study оf Modern Orthodox Theologians from a Catholic Perspective. Cambridge: James Clarke & Co, 2015. 212 p.


Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)