Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Историко-педагогический анализ развития системы профессиональной подготовки сотрудников российской полиции (милиции): XVIII – XXI вв.

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-2

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются результаты исследования проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции) в историко-педагогическом аспекте.

Материалы и методы. Исследование основывается на анализе различных источников: нормативные правовые акты разных лет, диссертационные исследования, научные статьи, мемуары руководителей и сотрудников полиции (милиции), исторические периодические издания, монографии. Ведущими методами выступили: метод периодизации, сравнительно-исторический метод, логико-исторический анализ источников.

Результаты исследования. Анализ исторических источников позволил выявить причины и условия, оказавшие качественное воздействие на становление и развитие системы ведомственного образования полиции (милиции): политические, экономические, социальные, культурные, оперативно-служебные. Взаимообусловленность отмеченных условий позволила определить четыре исторических этапа становления и развития профессионального образования полиции (милиции): первый этап (I четверть XVIII – I половина XIX вв.), второй этап (II половина XIX – начало ХХ вв.), третий этап (начало ХХ – начало ХХI вв.), четвертый этап (2011 – настоящее время). Каждый исторический этап определяется социально-экономическими и политическими условиями развития МВД России как государственного правоохранительного органа, характеризуется определенными профессиональными требованиями к личности полицейского (милиционера) и направлениями развития ведомственного образования МВД России.

Обсуждение и заключения. На основании исторического анализа делается вывод о том, что современное развитие ведомственного образования МВД России сохранило сущность исторического концепта правоохранительного обучения и воспитания.

Научная новизна. В работе представлены результаты историко-педагогического анализа развития системы ведомственного правоохранительного образования, определены этапы развития данной системы с учетом выдвигаемых требований к профессиональным и личностным качествам сотрудника полиции в разные исторические эпохи; особенности профессиональной подготовки, в том числе в системе дополнительного профессионального образования; образовательные и целевые задачи, реализуемые в процессе обучения и воспитания. Предложенная характеристика этапов позволяет соотнести исторические аспекты становления профессиональной подготовки сотрудников полиции с современными целями и задачами профессионального образования; требованиями, выдвигаемыми к профессиональным и личностным качествам сотрудников МВД России, а также определить дальнейшие перспективы развития данной системы.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке будущих бакалавров, специалистов МВД России, в преподавании учебных дисциплин педагогического и юридического профиля, при разработке методических материалов для курсов повышения квалификации и переподготовки личного состава ОВД, при проведении мероприятий во внеаудиторной деятельности (научных кружков).

Об авторах

Н. И. Мусина
Федеральное государственного казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия МВД России»
Россия

Мусина Наталья Ивановна 

Нижний Новгород



Т. Г. Мухина
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»; Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации»; Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»
Россия

Мухина Татьяна Геннадьевна – доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий ФГАОУВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», профессор кафедры военной педагогики и психологии ФГКВОУ ВО «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации», Новосибирск, Российская Федерация; профессор кафедры юридической психологии и педагогики ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»

Нижний Новгород, Рязань



Д. Д. Яркова
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Россия

Яркова Дарья Дмитриевна – аспирант кафедры общей и социальной психологии

Нижний Новгород



Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2021 года №3-ФЗ (в действ. ред.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 12.03.2021).

2. Букварь современного городового. Варшава, 1915. С.11.

3. Дровникова И.Г. Пути формирования компетентности и профессионального мастерства сотрудника полиции // Вестник кадровой политики МВД России. 2011. №3(15). С. 32-34.

4. Журавлева М.Д., Ниманов И.Б., Сысуев Ю.Б. История органов внутренних дел дореволюционной России. Саранск, 2005. 100 с.

5. Закатов В.В. Совершенствование специального профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007.

6. История советской милиции: в 2-х томах. Т. 1: Советская милиция в период строительства социализма / под ред. И.А. Щелокова. М., 1977. 346 с.

7. Климачков В.М., Шатилов С.П. Государственно-правовая политика в области кадрового состава государственного аппарата в период правления Петра I // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы XI научно-практической конференции. Барнаул, 2013. Ч. 2. С. 127-132.

8. Кобозев А.А. Профессиональная подготовка полицейских кадров в период образования и становления МВД Российской империи // История государства и права. 2006. №5. С. 49-53.

9. Колодкин Л.М. Правовой статус преподавателей вузов дореволюционной России (ХХ – начало ХХ веков) // МВД России 200 лет: история, развитие, перспективы: труды Академии управления МВД России. М., 2003. С. 194-196.

10. Кольцова М.В. Профессиональная подготовка полицейских кадров Российской империи в период с 1907 г. до февраля 1917 г. (историко-правовое исследование): дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 176 с.

11. Косенко А.А. Проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции в 1862–1917 годах // Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки: сборник статей / ответственный редактор Ю.П. Шкаплеров. Могилев: Могилевский институт МВД, 2014. С. 229-233. URL: http://elib.institutemvd.by/bitstream/MVD_NAM/2501/1/Kosenko%20%282%29.pdf (дата обращения: 14.03.2021).

12. Кудин В.А. От полиции Российской империи к полиции Российской Федерации: два века истории // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №2(50). С. 5.

13. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): учебное пособие. М.: ФОРУМ, 1998. 584 с.

14. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7, №1(26). С. 3.

15. Сизиков М.И. Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII в. М., 1992. 112 c.

16. Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов [и др.]. М.: Наука, 1995. 318 с.

17. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1831. Т. 6, №4970. С. 703.

18. Российский государственный архив древних актов. Ф. 931. Оп. 3. Д. 10а. Л.12.

19. Шамаров В.М. Политические секретариаты милиции (организационно-правовой аспект). М., 1989. 213 с.

20. Шамаров В.М. Государственная служба в милиции НКВД РСФСР (становление и развитие правовых и организационных основ). Академия управления МВД России. М., 1999. 218 с.

21. Яринская A.M. К вопросу о планах создания «Новой породы людей» в России в правление Екатерины II // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011. №1. URL: http://journals.tsu.ru/culture/&journal_page=archive&id=362&article_id=29243 (дата обращения: 12.03.2021).


Рецензия

Просмотров: 824


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)