Историко-педагогический анализ развития системы профессиональной подготовки сотрудников российской полиции (милиции): XVIII – XXI вв.
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-2
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются результаты исследования проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции) в историко-педагогическом аспекте.
Материалы и методы. Исследование основывается на анализе различных источников: нормативные правовые акты разных лет, диссертационные исследования, научные статьи, мемуары руководителей и сотрудников полиции (милиции), исторические периодические издания, монографии. Ведущими методами выступили: метод периодизации, сравнительно-исторический метод, логико-исторический анализ источников.
Результаты исследования. Анализ исторических источников позволил выявить причины и условия, оказавшие качественное воздействие на становление и развитие системы ведомственного образования полиции (милиции): политические, экономические, социальные, культурные, оперативно-служебные. Взаимообусловленность отмеченных условий позволила определить четыре исторических этапа становления и развития профессионального образования полиции (милиции): первый этап (I четверть XVIII – I половина XIX вв.), второй этап (II половина XIX – начало ХХ вв.), третий этап (начало ХХ – начало ХХI вв.), четвертый этап (2011 – настоящее время). Каждый исторический этап определяется социально-экономическими и политическими условиями развития МВД России как государственного правоохранительного органа, характеризуется определенными профессиональными требованиями к личности полицейского (милиционера) и направлениями развития ведомственного образования МВД России.
Обсуждение и заключения. На основании исторического анализа делается вывод о том, что современное развитие ведомственного образования МВД России сохранило сущность исторического концепта правоохранительного обучения и воспитания.
Научная новизна. В работе представлены результаты историко-педагогического анализа развития системы ведомственного правоохранительного образования, определены этапы развития данной системы с учетом выдвигаемых требований к профессиональным и личностным качествам сотрудника полиции в разные исторические эпохи; особенности профессиональной подготовки, в том числе в системе дополнительного профессионального образования; образовательные и целевые задачи, реализуемые в процессе обучения и воспитания. Предложенная характеристика этапов позволяет соотнести исторические аспекты становления профессиональной подготовки сотрудников полиции с современными целями и задачами профессионального образования; требованиями, выдвигаемыми к профессиональным и личностным качествам сотрудников МВД России, а также определить дальнейшие перспективы развития данной системы.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке будущих бакалавров, специалистов МВД России, в преподавании учебных дисциплин педагогического и юридического профиля, при разработке методических материалов для курсов повышения квалификации и переподготовки личного состава ОВД, при проведении мероприятий во внеаудиторной деятельности (научных кружков).
Об авторах
Н. И. МусинаРоссия
Мусина Наталья Ивановна
Нижний Новгород
Т. Г. Мухина
Россия
Мухина Татьяна Геннадьевна – доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий ФГАОУВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», профессор кафедры военной педагогики и психологии ФГКВОУ ВО «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации», Новосибирск, Российская Федерация; профессор кафедры юридической психологии и педагогики ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»
Нижний Новгород, Рязань
Д. Д. Яркова
Россия
Яркова Дарья Дмитриевна – аспирант кафедры общей и социальной психологии
Нижний Новгород
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2021 года №3-ФЗ (в действ. ред.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 12.03.2021).
2. Букварь современного городового. Варшава, 1915. С.11.
3. Дровникова И.Г. Пути формирования компетентности и профессионального мастерства сотрудника полиции // Вестник кадровой политики МВД России. 2011. №3(15). С. 32-34.
4. Журавлева М.Д., Ниманов И.Б., Сысуев Ю.Б. История органов внутренних дел дореволюционной России. Саранск, 2005. 100 с.
5. Закатов В.В. Совершенствование специального профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007.
6. История советской милиции: в 2-х томах. Т. 1: Советская милиция в период строительства социализма / под ред. И.А. Щелокова. М., 1977. 346 с.
7. Климачков В.М., Шатилов С.П. Государственно-правовая политика в области кадрового состава государственного аппарата в период правления Петра I // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы XI научно-практической конференции. Барнаул, 2013. Ч. 2. С. 127-132.
8. Кобозев А.А. Профессиональная подготовка полицейских кадров в период образования и становления МВД Российской империи // История государства и права. 2006. №5. С. 49-53.
9. Колодкин Л.М. Правовой статус преподавателей вузов дореволюционной России (ХХ – начало ХХ веков) // МВД России 200 лет: история, развитие, перспективы: труды Академии управления МВД России. М., 2003. С. 194-196.
10. Кольцова М.В. Профессиональная подготовка полицейских кадров Российской империи в период с 1907 г. до февраля 1917 г. (историко-правовое исследование): дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 176 с.
11. Косенко А.А. Проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции в 1862–1917 годах // Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки: сборник статей / ответственный редактор Ю.П. Шкаплеров. Могилев: Могилевский институт МВД, 2014. С. 229-233. URL: http://elib.institutemvd.by/bitstream/MVD_NAM/2501/1/Kosenko%20%282%29.pdf (дата обращения: 14.03.2021).
12. Кудин В.А. От полиции Российской империи к полиции Российской Федерации: два века истории // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №2(50). С. 5.
13. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): учебное пособие. М.: ФОРУМ, 1998. 584 с.
14. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7, №1(26). С. 3.
15. Сизиков М.И. Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII в. М., 1992. 112 c.
16. Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов [и др.]. М.: Наука, 1995. 318 с.
17. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1831. Т. 6, №4970. С. 703.
18. Российский государственный архив древних актов. Ф. 931. Оп. 3. Д. 10а. Л.12.
19. Шамаров В.М. Политические секретариаты милиции (организационно-правовой аспект). М., 1989. 213 с.
20. Шамаров В.М. Государственная служба в милиции НКВД РСФСР (становление и развитие правовых и организационных основ). Академия управления МВД России. М., 1999. 218 с.
21. Яринская A.M. К вопросу о планах создания «Новой породы людей» в России в правление Екатерины II // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011. №1. URL: http://journals.tsu.ru/culture/&journal_page=archive&id=362&article_id=29243 (дата обращения: 12.03.2021).