Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-5

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема развития эстетической направленности к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Необходимость ее формирования обосновывается важностью реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области эстетического воспитания и развития ребенка, а также непрерывностью процесса эстетического профессионального развития педагогов.

Материалы и методы. Применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, экспериментальное исследование сформированности эстетической направленности педагогов дошкольных образовательных организаций. Целью статьи является обоснование методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в развитии эстетически направленной профессиональной деятельности.

Результаты исследования. Эстетическая направленность педагога дошкольного образования определяется авторами как комплекс компонентов, включающий эстетические чувства, эстетическое познание и знание, эстетическую деятельность, опыт и поведение, эстетическую оценку. Представлены результаты изучения эстетической направленности педагогов дошкольных образовательных организаций г. Нижнего Новгорода. Предлагается комплекс педагогических условий, реализуемый на основе социокультурного подхода и принципов культуросообразности, субъектности, гуманизации, эстетичности, креативности. Основной формой методического сопровождения педагогов по формированию эстетической направленности авторы рассматривают семинар-практикум. Разработано содержание шести семинаров-практикумов, способствующих развитию эстетической образованности, эстетической воспитанности, формированию опыта эстетически направленной деятельности и эстетического творчества, а также развитие способности оценивать явления окружающего мира с точки зрения эстетичности и формулировать правильное эстетическое суждение.

Обсуждение и заключения. В выводах авторы подчеркивают необходимость целенаправленного проектирования активных способов методического сопровождения педагогов для развития эстетического познания, эстетической восприимчивости к окружающей действительности и искусству, организации мультикультурного профессионально-образовательного пространства, а также эффективного решения задач эстетического образования и воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями. В качестве перспективы дальнейших исследований авторы обозначают разработку модели эстетического развития в общей системе управления профессиональным развитием педагогов дошкольного образования.

Об авторах

И. Б. Бичева
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)
Россия

Бичева Ирина Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент

Нижний Новгород

Researcher ID: J-8611-2017,

AuthorID: 57188858853,

SPIN код: 7592-5895



С. Н. Казначеева
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)
Россия

Казначеева Светлана Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент

Нижний Новгород

Researcher ID: K-3294-2017,

AuthorID: 57188851286,

SPIN код: 1004-4580



Список литературы

1. Антонова А.В. Взаимосвязь духовного и эстетического развития личности в истории зарубежной философии и педагогики // Современные гуманитарные исследования. 2013. №6(55). С. 101-104.

2. Арябкина И.В. Проблемы культурно-эстетического развития личности на современном этапе реформирования образования // Научный потенциал. 2015. №2(19). С. 32-35.

3. Асмолов А.Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама. 2016. №1(5). С. 6-8.

4. Балина М.Ю. Возможности информационно-коммуникационных технологий в практике дошкольного художественного образования // Педагогика искусства. 2020. №2. С. 88-93.

5. Белинова Н.В., Ковчегова М.Б., Горькова Г.С. Роль методического сопровождения педагогов по литературному образованию дошкольников в системе непрерывного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №70-1. С. 51-54.

6. Бичева И.Б., Асташкина С.В., Казначеев Д.А. Научно-теоретические и методические основы развития эстетической культуры педагога дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №70-1. С. 58-61.

7. Вейсова В.Э. Эстетическое в профессиональной культуре личности // Общество: философия, история, культура. 2017. №2. С. 93-97.

8. Гусарова Е.Н., Тулупова Г.С. Технологии художественно-эстетического направления в дошкольном образовании // Культурная жизнь Юга России. 2015. №4(59). С. 152-156.

9. Заварина С.Ю., Ермолинская Е.А. Социальная педагогика и художественное образование // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-2. С. 176-180.

10. Конанчук С.В. Эстетическое образование в условиях современного российского социума // ЧиО. 2017. №4(53). С. 53-58.

11. Кошелева Л.Ю. Формирование художественно-эстетической культуры как основы профессиональной компетентности будущих педагогов // МНКО. 2017. №6(67). С. 53-56.

12. Лыкова И.А. Современные подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: от концепции к практике. М.: Цветной мир, 2019. 104 с.

13. Мартынова Л.Н. Деятельность службы методической помощи педагогам дошкольных образовательных организаций в эстетическом воспитании детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. №6(147). С. 154-157.

14. Потанина П.Ю., Ханова Т.Г. Разработка проекта методической работы с педагогами по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников // Инновационная деятельность в образовании: сборник статей по материалам V региональной научно-практической конференции. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. С. 103-108.

15. Радынова О.П. Развитие основ художественной культуры у детей дошкольного возраста средствами интеграции искусств // Наука и школа. 2020. №6. С. 221-226.

16. Рындина А.Г. Развитие эстетического отношения к действительности у старших дошкольников в условиях педагогического взаимодействия с воспитателей // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. №9. С. 74-83.

17. Савенкова Л.Г., Комлева В.В., Харитонова О.М. Развивающие полихудожественные технологии искусства на разных этапах детства // Ценности и смыслы. 2020. №5(69). С. 122-135.

18. Семенюк Н.М. Эстетическая направленность профессиональной подготовки педагога: авторефер. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2004. 26 с.

19. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б., Павлова В.И., Камскова Ю.Г. Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 9.

20. Уколова Л.И., Сокерина И.В., Цзян Ш. Эстетическое воспитание как генеральное условие развития духовной культуры растущего человека // Мир науки, культуры, образования. 2016. №1(56). С. 213-216.

21. Ханова Т.Г., Потанина П.Ю. Активные формы методической работы по художественно-эстетическому воспитанию детей // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-4. С. 210-217.

22. Художественное образование в поликультурном пространстве: монография / Е.М. Акишина [и др.]; рук. проекта Е.М. Акишина; науч. ред.-сост. Л.Г. Савенкова; под общ. ред. Е.В. Бояковой. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. 400 с.

23. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 14.

24. Яфальян А.Ф. «Эстетическое – художественное – творческое» как триединый процесс духовного развития личности ребенка // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. №1(28). С. 45-50.

25. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G., Hizhnaya A.V. The Role of Managerial Competence of an Executive in Improving the Quality of Pre-school Educational Organization // Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol 91. Springer, Cham, 2020. Pp. 422-429. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_47.

26. Belinova N.V., Bicheva I.B., Vershinina A.Y., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Innovation and education: Technologies and perspectives // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 12, Special Issue 4. Pp. 1307-1313. DOI: http://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP4/20201607v.

27. Burkhanova I.Y., Akmambetova M.E., Saveleva-Rath E.A., Ivanova S.S., Stafeeva A.V., Vorobyov N.B., Ignatyeva E.V. Meta-educational design as a technology of professional development of teachers // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2020. Vol. 8(1). Pp. 235-240.

28. Burkhanova I.Y., Drandrov G.L., Ivanova S.S., Stafeeva A.V., Vorobyov N.B., Balchugov V.A., Ignatyeva E.V. Technological Support of Professional Self-Development of Teachers in the System of Lifelong Learning // International journal of applied exercise physiology. 2020. Vol. 9(4). Pp. 117-124.

29. Gryaznova E.V., Treushnikov I.A., Goncharuk A.G. The role of information culture in the formation of a cultural ideal // Perspektivy Nauki i Obrazovania. 2020. Vol. 43(1). Pp. 379-388. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.27.

30. Kirillova I.K., Akimova I.V., Denisova O.P., Vaganova O.I., Zhitnikova N.E. Organization of project activities in the system of advanced training of teachers // Propositos y representaciones. 2021. Vol. 9. P. 809. DOI: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2021.v8nSPE3.809.

31. Konanchuk S.V., Grigorenko A.Y. Synesthesia and virtual communication: aesthetic approaches to research // IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop (ComSDS). 2018. Pp. 29-32. DOI: https://doi.org/10.1109/COMSDS.2018.8354959.

32. Medvedeva T., Sizova O., Kazantseva G., Karpukova A., Serova O., Bikteeva L. Media environment as a zone of personal and social risk // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11(18). Pp. 11839-11843.

33. Medvedeva T.Y., Nikolina V.V., Sizova O.A., Yakovleva O.Y., Kazantseva G.A., Karpukova A.A. Potential of networking partnership for organizing practice-oriented learning // Dilemas contemporaneos-educacion politica y valores. 2019. Vol. 7.

34. Rutskaya K.A., Aronov A.M., Rutskiy V.N., Yu Tsarev R., Titovskaia N.V., Zhigalov K.Y., Bystrova N.V., El Amrani Y. An activity-based approach to up-skilling teachers who teach engineering of software products // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1515(2). Article 022089.

35. Sizova O.A., Medvedeva T.Y., Ulyanova R.A., Nemova O.A., Karnaukhova V.A. Special interlinkages between musical education and technical devices // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. Pp. 229-236.

36. Skvortsova T.P., Alexandrova N.V., Alekseeva O.V. Information and communication technologies in additional art education of children // Shirin A.G. (ed.) The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. 2020. Pp. 635-642. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.08.02.83.

37. Sundeeva L.A., Lukina E.V., Shobonova L.Y., Kutepova L.I., Smirnova Z.V. Forms and teaching methods in the system of continuing professional education // Propositos y representaciones. 2021. Vol. 9. P. 806.

38. Tagiltseva N.G., Konovalova S.A., Yafalyan A.F., Matveeva L.V. Beatbox subculture in the development of musical abilities of adolescents // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. Pp. 702-709. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.91.

39. Vaganova O.I., Tsyganova L.V., Chelnokova E.A., Lapshova A.V., Turchina L.A. Technology «Debate» as a tool for communicative competence development // Amazonia investiga. 2020. Vol. 9(27). Pp. 367-375.


Просмотров: 352


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)